Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации.
Общим недостатком ранних школ
менеджмента – классической и
человеческих отношений –
Основными частями системы в данном подходе являются: индивиды, формальные и неформальные группы, их отношения, типы статусов и ролей в группах. Части системы связаны организационными формами, к которым относятся формальные и неформальные структуры, каналы коммуникаций, процессы принятия решений. Системный подход объединил вклады всех школ, которые доминировали в теории и практике управления в разное время. Школа социальных систем продолжила разработку современных теорий мотивации, коммуникаций, лидерства, начала разрабатывать теории принятия решений, конфликтов, гибких организационных структур, стратегического управления.
Одной из наиболее популярных в 1980-х гг. системных концепций менеджмента является теория 7-S, разработанная Т. Питерсом, Р. Уотерменом, Р. Паскалем и Э. Атосом. Они считали, что эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных и соответствующих друг другу элементов. Изменение одного из них требует изменения остальных. Это:1) стратегия - комплексный план достижения миссии и целей организации посредством обеспечения соответствия между организацией и ее средой;
2) структура – внутреннее строение организации, определяющее место, права, обязанности и ответственность каждого работника, подразделения в организации; определение соподчиненности между ними;
3) системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации (контрольные системы, информационные и мотивационные системы);
4) штат – ключевые группы персонала, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию;
5) стиль руководства – манера управления организацией и организационная культура;
6) квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации;
7) разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.
В
конце 60-х годов начал
Методологию ситуационного подхода можно разделить на 3 основные части:
1) менеджер должен быть знаком с основными концепциями управления; он должен понимать процесс управления; индивидуальное и групповое поведение; системный анализ; методы планирования и контроля; количественные методы принятия решений;
2) каждая из управленческих концепций имеет свои сильные и слабые стороны, их необходимо учитывать, применяя к конкретной ситуации, а также необходимо предвидеть вероятные последствия применения данных концепций;
3) менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы наиболее важны в данной ситуации, а какими переменными можно пренебречь.
Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Его осн задача – эфф-но использовать привлеченные в орг ресурсы.
Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами 10 ролей, которые играют руководители в разные периоды и в разной степени. Г. Минцберг сгруппировал эти роли в 3 концептуальные категории: информационные (управление информацией); межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Роль – это набор представлений о поведении менеджера. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль).
Информационные
роли состоят в сборе информации
о внутренней и внешней среде,
распространении ее в виде фактов,
нормативных установок и
Межличностные роли подразумевают взаимодействие менеджера с другими людьми как внутри организации, так и вне ее, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, мотивация членов организации на достижение целей, координация их деятельности.
Роли по принятию решений выражаются в том, что менеджер определяет стратегию развития организации, решает вопросы распределения ресурсов, ведет переговоры с профсоюзами, клиентами, осуществляет текущие корректировки.
Менеджер должен обладать разнообразными управленческими навыками и способностями. Обычно они объединяются в три группы: концептуальные, коммуникативные, технические. Эффективный менеджер должен обладать всеми тремя видами навыков.
Управляющий
прежде всего должен быть хорошим организатором
с трезвым, расчетливым умом, обладать
даром предвидения, смелостью, решительностью,
способностью пойти на риск, должен быть
новатором, восприимчивым к новым идеям,
иметь деловую хватку. Должен уметь строить
и регулировать взаимоотношения и психологический
климат в коллективе. Кроме того, он должен
обладать и высокими моральными качествами:
честностью, порядочностью, справедливостью,
трудолюбием, добротой. Назовем и определенные
физические характеристики: внушительная
внешность, активность, энергия, здоровье.
К внешней среде организации относятся:
•
поставщики;
•
конкуренты;
•
покупатели (клиенты);
• партнеры по бизнесу;
• государство и его структуры;
• социокультурные факторы;
•технологические факторы; Косвенное воздействие – влияют
•
экономические факторы;
•
политические факторы;
• международное окружение.
Поставщики обеспечивают поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой фирмы могут быть десятки поставщиков.
Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.
Законы государства.
Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка".
Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.
Социокультурные факторы - существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей. Сюда входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, средний возраст населения, уровень образования, квалификации и т. д.
Технологические факторы включают научные и технологические нововведения, которые позволяют предприятию модернизировать старую и создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. Организации должны быстро реагировать на новые разработки в их отрасли и сами предлагать нововведения.
Экономические условия среды отражают общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает предприятие. Она помогает понять, как формируются и распределяются ресурсы. Для этого в первую очередь анализируются величина ВВП (ВНП), темп его роста/падения, уровень безработицы, темп инфляции, процентные ставки, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, валютный курс, величина заработной платы и др. Изменение этих показателей влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса; определяет инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т. п.
Политико-правовая среда включает характеристику политической системы, государственное регулирование бизнеса и основные отношения между бизнесом и правительством.
Международные факторы показывают степень
вовлеченности или воздействия на фирму
бизнеса других стран. Фактически каждая
фирма находится под воздействием международных
факторов, даже если она функционирует
в одной стране. Она может использовать
сырье или продукты, созданные в других
странах, или столкнуться с международной
конкуренцией на своих внутренних рынках.
Внутренняя среда организации формируется:
• в соответствии с целями и задачами организации;
• в соответствии с возможностями организации (финансовыми, материальными).
Внутренняя среда определяется:
• структурой организации
• системой ее управления;
•
производственными
• уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.
К элементам внутренней среды
относятся цели, задачи, люди, технологии,
информация, структура, организационная
культура и другие