Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 01:40, шпаргалка

Описание работы

1.Типология конфликтов.
2.Причины возникновения конфликтов.
3. Структура и стадии развития конфликта.
4. Источники возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере
5. роль менеджера в управлении конфликтами
6. сущность конфликта: понятие, структура, функции..
7. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
8. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.(избегающий,уступающий, отрицающий, наступающий.
9.Предпосылки конфликтности процесса управления
10. Разнообразие конфликтных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

конфликтология.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

1.Типология  конфликтов.

Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия которые характеризуются их противобо-м на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

В зависимости  от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту;

2) межличностный, при котором одна личность противостоит другой.

3) конфликт типа  личность — группа.

4) и наконец,  конфликт группа — группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

Кроме главных  сторон конфликта могут быть и  другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются  как с социологической, так и с психологической точек зрения.

С социологической  точки зрения они могут существенно  различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками. 
 
 
 

2.Причины  возникновения конфликтов.

Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия которые характеризуются их противобо-м на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения  и определяют динамику протекания.

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного  множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые 1.общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

Социально-политические и экономические  причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические  причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические  причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические  причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Вторую группу причин в нашей классификации  назовем 2.частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

• неудовлетворенность условиями деятельности;

• нарушение служебной этики;

• нарушение трудового законодательства;

• ограниченность ресурсов;

• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

• неудовлетворительные коммуникации. 
 
 

3. Структура и стадии  развития конфликта.

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Необходимыми  и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие  у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов  или суждений, а также состояние  противоборства между ними.

Структура конфликта:

1.стороны конфликта  (субъекты конфликта); 2.предмет конфликта;

3. образы предмета  конфликта (конфликтной ситуации);

4. мотивы конфликта;

5. позиции конфликтующих  сторон.

Стороны конфликта это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы  конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта.Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия.

Основные  стадии конфликта:

Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

Начало  открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

Развитие  открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

Разрешение  конфликта.

В зависимости  от содержания, разрешение конфликта  может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и  т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).Любой конфликт имеет фазы протекания:

начальная фаза; фаза подъема; пик конфликта; фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться  циклически. Например, после фазы спада  в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может  начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. 
 
 

4. Источники возникновения  конфликтных ситуаций  в социальной сфере.

Уяснение сути того, как именно возникают конфликты, имеет существенное значение для  определения способов их разрешения.

Формулы конфликта

Один из отечественных  исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).Конфликтогены– это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, которые вызывают отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают к агрессивным действиям, способствуя возникновению конфликта.Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации (лестница), то есть нарастания.

КФГ→ КФГ→ КФГ→ … → КФ,

При этом важно  иметь в виду, что КФГ> КФГ1,

КФГ> КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Конфликты, возникающие  по первой формуле, условно будем  называть конфликтами типа А. По наблюдениям  специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте  конфликтогеном на конфликтоген.

Вторая формула  отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС + И = КФ.Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: разрешить такой конфликт можно, устранив конфликтую ситуацию и исчерпав инцидент.

Третья формула  отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС):КС1 + КС2 +… + КСn = КФ, при этом n ≥ 2

Сумма двух или  более конфликтных ситуаций неизбежно  приводит к конфликту.Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

5. роль менеджера  в управлении конфликтами

Харктеризуючы посредническую и арбитражную роль руководителя в конфликтных условиях, важно принять во внимание следующее положение: управление персоналом, включая и решения конфликтов, не сводится к отдаче распоряжений, командование людьми;это скорее забота о рациональном использовании человеческого ресурса с точки зрения интересов как организации (предприятия), так и каждого работника в отдельности.Причем менеджер должен считаться с интересами учредителей (собственников) предприятия, наемных работников фирмы, потребителей произведенных товаров и услуг, постоянно видеть возможен в рамках рыночных отношений несовпадение интересов различных социальных групп и их представителей - расхождение,что часто становится источником тяжелых для решения проблем,причиной возникновения конфликтов.

 В заповедях  руководителя, который оказался  в роли посредника или желаемого  сторонами-конфликтерамы арбитра, уместны такие простые правила. Во-первых, воспринимать конфликт как естественное проявление человеческого общения, нормальный образ социального взаимодействия, отношений людей, занятых совместной деятельностью.Во-вторых, уметь анализировать конфликтные ситуации, определять истинные причины возникновения конфликтов, цели и особенности поведения сторон-конфликтерив.В-третьих, владеть механизмом управления конфликтами, набором соответствующих приемов и процедур, навыками конструктивного воздействия на персонал в конфликтных условиях; направлять конфликты, если возможно, в функционально-позитивное русло и сводить к минимуму их негативные последствия;всесторонне оценивать итоговый результат конфликта, произошедшего, его серьезность и влияние на отдельных лиц, на группы работников, на коллектив в целом

6. сущность конфликта:  понятие, структура,  функции..

Конфликтэто такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

.Структуру конфликта  можно представить: 

– стороны конфликта (субъекты конфликта);

-предмет  конфликта;

-образы  предмета конфликта  (конфликтной ситуации);

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"