Например, часть товарных
остатков может иметь нулевую
ликвидность; часть дебиторской задолженности может иметь срок погашения
более одного года; выданные займы и векселя
формально относятся к оборотным активам,
но фактически могут быть средствами,
переданными на длительный срок для финансирования
связанных структур. Такие составляющие
баланса выносятся за пределы оборотных
активов и не учитываются при расчете
показателей ликвидности.
На практике принято выделять
4-е группы ликвидности активов:
- А1 — наиболее ликвидные активы,
- А2 — быстрореализуемые активы,
- А3 — медленнореализуемые активы,
- А4 — труднореализуемые активы.
Деление производится с целью
определения ликвидности предприятия
или ликвидности бухгалтреского
баланса. Для этого источники финансирования
разделяют на 4 группы:
- П1 — наиболее срочные обязательства,
- П2 — краткосрочные пассивы,
- П3 — долгосрочные пассивы,
- П4 — постоянные пассивы.
Предприятие ликвидно, если А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4
На основании данных групп
рассчитываются показатели ликвидности.
16.Организация
подготовки плана внешнего управления
внешним управляющим.
Функции
плана
План внешнего управления выполняет ряд
функций:
- во-первых, он используется для разработки и реализации программы восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке. Появляется возможность тщательно продумать и сформулировать стратегию и тактику предприятия, а значит, в определенной степени избежать серьезных ошибок при его реформировании;
- во-вторых, это инструмент, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана внешнего управления могут оценить текущее и будущее финансовое положение предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана;
- в-третьих, план - это основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство. Если инвестор не будет представлять себе стратегию и тактику развития предприятия и будет не уверен в эффективности инвестиций и коммерческой привлекательности, он не станет вкладывать в предприятие финансовые средства;
- в-четвертых, план - это мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности предполагаемых мероприятий;
- в-пятых, реализация плана внешнего управления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованную деятельность по реформированию предприятия, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.
Это
далеко не все функции плана внешнего
управления активами предприятия, но они
свидетельствуют о важности этого
документа и значительной его
роли в реформировании несостоятельных
предприятий и оздоровлении экономики
страны.
Принципы
разработки
При составлении и реализации плана внешнего
управления необходимо руководствоваться
рядом принципов:
- Целевой характер разработки и реализации плана внешнего управления. Это означает, что при разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, которая стоит перед управляющим. Так, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего - восстановление платежеспособности предприятия. Реализация данного принципа предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника.
- Принцип адекватности. Имеется в виду максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим, финансовым и другим условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков, и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия. Чаще же приходится долго <лечить> несостоятельное предприятие, чтобы его финансово оздоровить.
- Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложной социально-экономической системы с различными аспектами - подсистемами деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, <оздоровляющие> подсистемы (<органы>, <элементы>) предприятия-должника.
- Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане как минимум трех обязательных разделов: характеризующих текущее и будущее состояние предприятия, а также формулирующих мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.
- Содержательный принцип. План внешнего управления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.
- Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должна осуществляться командой профессиональных консультантов совместно с управляющим. Только такой <тандем> может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.
Принципы
разработки плана внешнего управления
не исчерпываются вышеприведенным
списком, однако данные требования являются
основными для получения содержательного
и достоверного плана, а также
успешного результата его реализации.
Нормативное
обеспечение процедуры подготовки
плана
Разработке планов внешнего управления
(финансового оздоровления) посвящен ряд
нормативных документов:
- типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации, утвержденная совместным приказом Минэкономики России и ФСФО России № 497/136 от 19 ноября 1999 г.;
- Распоряжение ФСДН России № 98-р от 5 декабря 1994 г. <Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления>;
- примерный план внешнего управления, приведенный в Методических рекомендациях по ускоренному порядку применения процедур банкротства, утвержденных распоряжением ФСДН России № 16-р от 27 августа 1998 г.
Некоторые
авторы, критикуя указанные документы,
отмечают, что изложенный там план
<обобщает всю необходимую информацию
по выводу предприятия из кризиса (характеристики
предприятия-банкрота, объем активов
и обязательств, показатели и уровень
финансово-хозяйственной деятельности,
мероприятия по восстановлению платежеспособности
и т. д.), но не предусматривает мероприятия,
связанные с проведением инвентаризации,
реструктуризации задолженности, оценки
имущества предприятия и т. п.,
а также соответствующие сметы
расходов>1. Поэтому они предлагают включить
в план внешнего управления две части:
- План осуществления внешним управляющим текущей деятельности по арбитражному управлению предприятием и реализации основных функций внешнего управления, предусмотренных Законом, в т. ч. установление размера требований кредиторов и заявление в установленном порядке возражений относительно предъявленных к должнику требований кредиторов, утверждение плана внешнего управления на собрании кредиторов, представление плана внешнего управления в арбитражный суд, ведение бухгалтерского, финансово