Школа поведенческих наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего развития поведенческого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Содержание

1. Школа поведенческих наук
1.1 Предпринимательство как способ удовлетворения потребностей
1.2 Теории «Х» и «У» Макгрегора
1.3 Иерархия потребностей по Маслоу
1.4 Стили руководства по Лайкерту
1.5 Управленческая «сетка» Блейка – Мутона
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

школа поведенческих наук.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

 

      Теория  Маслоу строится на предположении, что, пока необходимость в удовлетворении базовых потребностей в иерархии так же важна, как, например, потребность в витаминах, здоровый человек будет руководствоваться в основном потребностью самореализации своего потенциала. Если человеку препятствуют в удовлетворении потребностей более низкого уровня, потребности более высокого ранга не могут возникнуть. Однако противодействие удовлетворению потребности происходит по внешним причинам. 
 

Характеристики  и типы руководителей

Стили руководства, по Лайкерту

      Рэнсис  Лайкерт, американский производственный психолог, внес свой вклад в использование  возможностей человека. Лайкерт считал, что для достижения максимума прибыльности, хороших трудовых отношений и высокой производительности каждая организация должна оптимально использовать свои человеческие активы. Формой организации, позволяющей достичь этого, является организация высокоэффективных рабочих групп, связанных параллельно с другими аналогичными эффективными группами.

      В настоящее время организации  имеют большое разнообразие стилей руководства, которые Лайкерт идентифицировал следующим образом.

      Эксплуататорско-авторитарные системы. В таких системах решения навязываются подчиненным; мотивация осуществляется посредством угроз; высшие уровни менеджмента несут огромную ответственность, а низшие — практически никакой; недостаточная коммуникабельность.

      Благожелательно-авторитарные системы. В таких системах руководство принимает форму снисходительной опеки среднего персонала; мотивация — за счет вознаграждения; управленческий персонал несет ответственность, но низшие уровни — нет; малая коммуникативность, ограниченность групповой работы.

      Консультативные системы. В таких системах руководство осуществляется начальниками, которые имеют большую, но не полную веру в своих подчиненных; мотивация — за счет вознаграждения и некоторого подключения к руководству; значительная часть персонала, особенно на более высоких уровнях, чувствует ответственность за достижение целей организации; существуют определенные коммуникативные связи (как вертикальные, так и горизонтальные); существует средний объем бригадной работы.

      Системы группового участия. В таких системах начальники полностью доверяют своим подчиненным; мотивация — за счет экономического вознаграждения, основанного на целях, установленных в ходе участия; персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организации; существует много коммуникативных связей; имеются значительные объемы местной бригадной работы.

      Последнюю систему Лайкерт считает идеалом  для ориентированных на прибыль  организаций и предлагает всем организациям принять эту систему.

      Для изменения организации Лайкерт  выделяет главные характеристики эффективного менеджмента, которые должны быть реализованы на практике.

      Во-первых, мотивация к работе должна соответствовать  современным принципам и способам, а не только старой системе поощрения  и наказания.

      Во-вторых, работники рассматриваются как люди, имеющие свои собственные потребности, желания и ценности, и их самоуважение должно расти.

      В-третьих, должны быть созданы тесно связанные  между собой высокоэффективные рабочие группы.

      Хотя  у Лайкерта богатый производственный опыт и его теория глубоко научна, многие считают, что практика опровергает ее. Они указывают на то, что менеджмент в 80-е годы часто отождествлялся с компаниями, в которых доминировала сильная личность. 

 

Управленческая "сетка" Блэйка — Мутона

      Другую  классификацию руководства или  стилей управления предложили Роберт Блэйк и Джэйн Мутон из Техасского университета:

      Администратор — менеджер, который ориентирован на решение существенных задач и высокий уровень взаимоотношений с учетом ситуации, обеспечивающей принятие эффективных решений.

      Соглашатель — менеджер, который применяет  высокую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая этого не требует. Поэтому такой менеджер менее эффективен. Он слаб в принятии решений, позволяет воздействовать на себя различным факторам давления и предпочитает лучше минимизировать существующее давление, чем максимизировать производство в перспективе.

      Доброжелательный  автократ — менеджер, который применяет  высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение; следовательно, он более эффективен. Это человек, который знает, чего хочет, и знает, как получить это, не вызвав обиды или негодования.

      Автократ  — менеджер, который применяет  высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации в ситуации, которая не приемлет такого поведения; поэтому он менее эффективен. Это человек, не уверенный в других, невежливый и заинтересованный только в текущих делах.

      Прогрессист — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая приемлет такое поведение, что делает его более эффективным. Это человек, имеющий полное доверие к людям и в первую очередь озабоченный их развитием как личностей.

      Миссионер — менеджер, который применяет  высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая не приемлет такого поведения, что делает его менее эффективным. Это человек, главным образом заинтересованный в гармонии.

      Бюрократ  — менеджер, который применяет  низкую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение, что делает его более эффективным. Это человек, в первую очередь заинтересованный в правилах и процедурах как таковых и желающий таким образом контролировать ситуацию для собственной выгоды. Это зачастую добросовестные люди.

      Дезертир  — менеджер, который применяет  низкую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая не приемлет такого поведения, что делает его менее эффективным. Это пассивный человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Список использованной литературы: 
 

      «Социальный менеджмент» - Валова Д.В. , Академия труда  и социальных отношений, 1999г. 

      «Учебник  по менеджменту» МГУЛ, 1998 г. 

      «30 минут для овладения  методами мотивации  персонала, Фосис  П., издательство «Лори» 2001 г. 

      Лекции  по менеджменту КККМТ 
 


Информация о работе Школа поведенческих наук