Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:53, курсовая работа
Сезонность - периодически колебания, наблюдаемые на временных рядах. Сезонность характерна для экономических временных рядов, реже она встречается в научных данных. В экономике многие явления характеризуются периодически повторяющимися сезонными эффектами. Соответственно временные ряды, отражающие эти сезонные эффекты, содержат периодические колебания.
- экономические процессы, связанные со сменой времен года, а также с обычаями,традициями, праздниками и пр.
- Сезонность регулярные изменения спроса и предложения в зависимости от времени года. [ ]
Краткий обзор рынка.
В международной практике гостиничная индустрия считается одной из наиболее выгодных. Подсчитано, что ежегодный прирост в сфере мирового туризма составит в среднем 4,2% до 2010 года. Общепризнанно также, что Санкт-Петербург – это музей под открытым небом.
Санкт-Петербург - четвертый по численности населения город Европы, является весьма привлекательным для развития туристического бизнеса. Для того, чтобы туристический бизнес развивался, необходимо улучшить инфраструктуру города, в частности, создать эффективную гостиничную индустрию. Гостиничный сектор как стабильный источник валютного дохода и генератор деловой активности, может стать «двигателем» экономического развития города.
В 2002 году доходы от туризма в бюджет Санкт-Петербурга составили всего лишь около 50 млн. долл.США или 2% от бюджетных средств. Для сравнения, доля поступлений от туризма в бюджетах европейских городов - Париже, Риме, Венеции, Лондоне составляет 60-70%.
Среднегодовая
заполняемость большинства
Сезонные изменения
Отельный бизнес в Северной Пальмире имеет ярко выраженную сезонность. Пик заполняемости традиционно приходится на летний период, а самый низкий уровень – на зимнее время. По мнению руководителя проекта ЗАО «ВТБ Капитал» Ирины Шариповой, в Петербурге резкие перепады заполняемости гостиниц в зависимости от времени года, дня недели или проведения крупных мероприятий выражены значительно сильнее, чем, например, в российской столице. «В Москве основной двигатель спроса – деловой туризм, поэтому заполняемость гостиниц в любое время года более или менее равномерна», - говорит она.
Впрочем, в последнее время и в Петербурге все большую популярность получает ориентация услуг гостиниц на деловой сегмент, поскольку он позволяет сгладить фактор сезонности и повысить среднегодовую заполняемость. Причиной высокой сезонности всегда была большая доля туристов, посещающих город с познавательными целями, и сравнительно меньшая доля бизнес-туристов в составе общего туристического потока. Именно бизнес-туризм обеспечивает равномерную загрузку отелей в течение года. Тем не менее, сейчас доля бизнес-туристов растет, в некоторых гостиницах они составляют от 30% до 80% всех постояльцев. В целом, заполняемость гостиниц за счет сегмента индивидуальных и групповых рекреационных туристов составляет 20% и 48% соответственно».
Сезонность также является одним из важнейших факторов, влияющих на рентабельность гостиничного бизнеса. По данным Praktis CB, стоимость двухместного размещения в номере отеля категории «пять звезд» в течение «высокого» сезона составляет от 9020 до 22988 руб., в четырехзвезочной гостинице – от 4700 до 14700 руб., в гостинице эконом-класса – от 2000 до 7660 руб.
В «низкий» сезон
наблюдается сокращение диапазона
цен во всех категориях гостиниц. Так,
стоимость проживания в отелях высшего
ценового сегмента в этот период составляет
от 5770 до 19796 руб, в отелях средней категории
- от 3150 до 9450 руб., эконом-класс – от 1500
до 5810 руб.[
http://www.bn.ru]
В современном гостиничном бизнесе России в последнее время усилилась конкуренция в продвижении своего отеля. Так, многие гостиницы Санкт-Петербурга заинтересованы в поиске постоянных клиентов. Связано это с сезонностью работы: летом все отели переполнены туристами, но, как только наступает осень, большинство из них начинает пустовать. Постоянные клиенты, которые ездят в город по своим делам, не зависят от сезонности, позволяя гостиницам зарабатывать и во время подобного спада. Иначе ведут себя другие, преследуя эту же цель: так, например, бронирование номеров может быть отдано на откуп туристским фирмам за значительный процент, но тем самым появляется гарантия высокой загрузки не только летом, когда и так у всех все хорошо.
Безусловно, что и в столице многие гостиницы будут довольны работой с постоянными клиентами, которые дадут им высокую загрузку. Но очень часто они работают с корпоративными клиентами, в первую очередь с теми, кто приезжает на выставки, которые проходят в городе с завидной регулярностью. Здесь основное значение имеет только местоположение отеля. Так, гостями гостиницы Золотое Кольцо часто становятся люди, приезжающие на мероприятия, проходящие в Международном Выставочном комплексе "Экспоцентр". Это позволяет отелю круглый год принимать у себя большое количество постояльцев.
В современном
гостиничном бизнесе уже не достаточно
просто иметь отель с комфортными
и уютными номерами. Как и любая
организация, гостиница должна заниматься
серьезной маркетинговой
В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса. Существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведет к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии.
Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Туризм порождает неравномерное распределение рабочего времени и значительный удельный вес не полностью занятых работников и текучесть кадров.С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей.
Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное влияние на эффективность работы туристской фирмы, так как снижение загрузки материально-технической базы ведет к убыткам в основной деятельности туристской фирмы.
Сезонность порождает серьезные проблемы в обслуживании туристов. В «горячий» сезон могут возникнуть трудности с транспортом, размещением, организацией питания, экскурсий для многочисленных туристов.