Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:53, курсовая работа
Сезонность - периодически колебания, наблюдаемые на временных рядах. Сезонность характерна для экономических временных рядов, реже она встречается в научных данных. В экономике многие явления характеризуются периодически повторяющимися сезонными эффектами. Соответственно временные ряды, отражающие эти сезонные эффекты, содержат периодические колебания.
- экономические процессы, связанные со сменой времен года, а также с обычаями,традициями, праздниками и пр.
- Сезонность регулярные изменения спроса и предложения в зависимости от времени года. [ ]
Введение
Туризм является
одной из крупнейших высокодоходных
и наиболее динамичных отраслей экономики.
Всеобщей тенденцией и одновременно
серьезной проблемой в
При проявлении сезонности в туризме важным элементом является понятие сезона − периода года, когда ежемесячное количество прибывающих туристов превышает их среднемесячное число за год. При этом можно выделить «мертвый сезон» − период почти полного отсутствия туристов, что для многих районов объясняется неблагоприятными природными условиями и «горячий сезон» характеризующийся наиболее высоким в году заездом туристов. В случае существования двух сезонов (летнего и зимнего) между ними протекают «межсезонные периоды»
Одной из наиболее острых проблем в туризме является несоответствие между туристским спросом и предложением, вызванное сезонностью туризма. Доведение спроса до уровня существующего предложения — задача туристской рекламы. Но туристская реклама не в состоянии решить проблему сезонности.[ http://www.polina.in]
Сезонность - периодически колебания, наблюдаемые на временных рядах. Сезонность характерна для экономических временных рядов, реже она встречается в научных данных. В экономике многие явления характеризуются периодически повторяющимися сезонными эффектами. Соответственно временные ряды, отражающие эти сезонные эффекты, содержат периодические колебания.
- экономические процессы, связанные со сменой времен года, а также с обычаями,традициями, праздниками и пр.
- Сезонность
регулярные изменения спроса
и предложения в зависимости
от времени года.
Факторами, определяющими проявление сезонности в туризме, являются следующие:
· природно-климатический, заключающийся в количестве и качестве специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма;
· экономический − структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
· социальный – наличие свободного времени;
· демографический − дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
· психологический – традиции, мода, подражание;
· материально-технический − развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;
· технологический
− комплексный подход в предоставлении
качественных услуг
Гостиничные услуги подвержены сезонным колебаниям. Так, например, большинство туристов отдыхают в летние месяцы, следовательно, и спрос на услуги гостиниц в этот период значительно возрастает. [http://www.oviont.ru]
Сезонность создает значительные трудности в индустрии туризма, снижая рентабельность туристических предприятий, эффективность использования основных фондов, ухудшая обслуживание туристов, особенно в разгар туристского сезона, и вызывая текучесть кадров вследствие недогрузки предприятий туризма в межсезонный период.
Сезонность в туризме усложняет развитие туристического хозяйства, обостряя противоречия между эластичным спросом на туристские услуги и сравнительно стабильным туристским предложением, тем самым вызывая проблемы в обслуживании туристов. В месяцы «пик» возникают определенные трудности в работе транспорта, организации питания, обеспечении жильем, проведении экскурсионной работы и т. д. Если в «горячий» сезон перегружены все гостиницы, кемпинги и мотели Европы, то в межсезонный период, как правило, большое количество мест в объектах размещения туристов оказывается незанятым. Поэтому сезонность требует постоянного регулирования туристского спроса.
Туристским потокам свойственна сезонная неравномерность, которая имеет в основном годовой и недельный циклы. В годовом цикле периоды сезонности — отдельные месяцы или кварталы, а в недельном цикле — отдельные дни.
Проблема сезонности,
т. е. особенность туристских потоков
концентрироваться в
Традиционно гостиничный бизнес – один из самых зависимых от времени года. Доходы отеля в «высокий» и «мертвый» сезон могут различаться в несколько раз. Успешнее других фактор сезонности преодолевают московские отели. В Санкт-Петербурге в декабре и январе гостиницы заполняются всего на 30%.
Высокий спрос
на московские отели даже в несезон
объясняется общим дефицитом
гостиничных мест, а также ростом числа
деловых туристов. Как отмечает Марина
Усенко, старший вице-президент JLL Hotels,
именно бизнес-туристы обеспечивают заполняемость
дорогих пятизвездочных, бутик-отелей
и гостиниц класса de luxe. [http://www.cre.ru]
Особенности Петербурга
Одними из самых чувствительных к фактору сезонности эксперты рынка называют гостиницы Санкт-Петербурга, основные клиенты которых – туристы. Большая часть гостей приезжает в город летом. По данным Deloitte за 2007 год, средняя заполняемость номерного фонда составила всего 63%. В январе и феврале – 39 и 34% соответственно. И даже в период традиционного июньского туристического бума – «белых ночей» – заполняемость питерских гостиниц составила всего 86%. «Причиной высокой сезонности является относительно небольшая доля бизнес-туристов в общем туристическом потоке. Именно эта категория позволяет обеспечивать равномерную загрузку отелей в течение всего года», – рассказывает Марина Усенко.
Сегодня все больше гостиниц Санкт-Петербурга начинают ориентироваться на деловой сегмент с расчетом на повышение среднегодовой заполняемости. Как отмечает Сергей Черкашин, при правильном планировании городские отели практически не обращают внимания на фактор сезонности. Например, отель Marco Polo St.Petersburg, также принадлежащий сети Foresta Hotels, активно ведет работу по двум направлениям. «Первое – размещение бизнес-туристов. Это направление становится все более актуальным в связи с развитием рыночных отношений как таковых и недостатка объектов размещения в крупных городах, особенно высокого уровня. Второе направление – экскурсионный туризм, актуальный в любое время года», – отмечает г-н Черкашин. [http://www.cityhotel.ru]
По данным компании Azimut Hotels Company, в период «белых ночей» отель сети в Санкт-Петербурге заполняется практически на 100%, в низкий сезон – не менее чем на 40%. «В обычные дни в гостинице практически постоянно останавливаются люди. Например, те, кто приезжают в бизнес-командировки. Но, естественно, в целом загрузка в течение года ниже, чем летом», – рассказывает Франц Айхенауер, управляющий директор Azimut Hotels Company. По его словам, разница между загрузкой в большинстве отелей Санкт-Петербурга в «высокий» и «низкий» сезоны составляет 50–60%. [http://tonkosti.ru]
Спрос.
По данным Комитета по инвестициям, в 2009 г. в Санкт-Петербурге побывало 4,8 млн туристов, в том числе 2,3 млн иностранных (в 2008 году – 2,4 млн иностранных туристов). Общее количество туристов по сравнению с предыдущим годом увеличилось за счет развития внутреннего туризма.
Гостиничный рынок Санкт-Петербурга, как в докризисный период, так и сейчас, характеризуется резкой сезонностью: в высокий сезон многие гостиницы заполнены почти полностью, в низкий - заполняемость не превышает 40-50%.
Заполняемость гостиниц по данным на 1 кв. 2010 г по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась на 18-20%. По итогам 1 кв.2010 года уровень заполняемости составляет порядка 58-60%.
Основная масса туристов, приезжающих в 1 квартал – это индивидуальные туристы, а основной поток групповых бронирований, как туристических, так и корпоративных, приходится на высокий сезон (май-август).
Уровень заполняемости гостиниц 3-5* рис.1 [http://metrkv.ru]
Рисунок
1
Успешно преодолевают фактор сезонности петербургские мини-отели. Среднегодовая загрузка в них, по данным игроков рынка, составляет около 65–70%. По мнению Марины Усенко, маленьким гостиницам проще нивелировать фактор сезонности. Найти клиентов на 20–30 номеров в низкий сезон легче, чем на 500 или 1000 в крупной гостинице. Мини-отели не имеют возможности принимать корпоративных клиентов в межсезонье, и у них гораздо меньше финансовых ресурсов на активную рекламную кампанию. Но и затраты на поддержание мини-отеля, как отмечает Сергей Черкашин, в период межсезонья сильно отличаются от затрат крупных отелей.
Сезонность работы
туристических предприятий
Сезонные колебания туристских потоков создают экономические и организационные трудности для туристского обслуживания. Не использованные на протяжении длительного периода фонды туристических предприятий заметно повышают цену туристских услуг.
В социалистических
странах при плановом ведении
народного хозяйства созданы
предпосылки для
Сезонность отдыха приводит к тому, что в летний период спрос на транспортные услуги, особенно в наиболее популярных местах отдыха, намного превышает предложение. Увеличить пропускную способность главных видов транспорта очень трудно, хотя и это полностью не решит проблему. Единственный путь решения проблемы — сглаживание сезонности, а затем достижение по возможности более-менее равномерного использования по временам года средств транспорта. Этого можно достичь, установив для туристов дифференцированные транспортные тарифы в межсезонный период.
В современном
туризме наблюдается
В тропических странах района Карибского моря, где климатические условия почти одинаковы на протяжении всего года, тоже наблюдается сезонность. Туристским сезоном здесь является теплая зима.[ http://arhidez.ru/]
Европа как район наибольшего развития туризма отличается самым высоким уровнем сезонности. Высокая концентрация иностранного туризма проявляется ярко выраженной сезонностью летом. На протяжении двух летних месяцев (июль — август) по Европе путешествует примерно половина общего годового количества иностранных туристов. Заезд иностранных туристов происходит более-менее равномерно на протяжении всего года. Разница в количестве прибывших туристов по месяцам незначительная.
Таким образом, уровень сезонности не во всех странах одинаков, а в отдельных странах практически даже отсутствует. В тех странах, где годовые колебания элементов климата небольшие, сезонность туризма проявляется слабее или же ее вовсе нет. В странах, где заметно проявляются природно-климатические отличия по временам года, лето остается основным туристским сезоном.
Чтобы привлечь
туристов в межсезонный период или
зимний сезон, правительственные организации
и туристические фирмы осуществляют ряд
стимулирующих мероприятий. Для увеличения
туристского сезона, а затем для сглаживания
сезонности проводится пропаганда туристских
маршрутов в несезонное время через рекламу
и устанавливаются льготы на этот период.
Увеличению туристского сезона содействует
организация разнообразных спортивных
соревнований, фестивалей, конкурсов,
выставок, научных конференций и т. д. [http://www.dp.ru]