Сетевые организации. Интеллектуальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

В западных странах 80-е годы проходили под знаменем борьбы за качество продукции, в 90-е годы лозунгом десятилетия были принципы реинжиниринга производственных процессов, а к концу века ведущей темой становится переход к сетевым принципам организации предприятий. Это обусловлено тем, что производственная и коммерческая деятельность все более усложняется и предприятия для своего выживания и развития должны искать методы адаптации к изменениям среды. При этом необходимо учитывать фактор времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления) и расширение пространства предприятия (если оно хочет выжить, надо очень быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем международных масштабов).

Содержание

Введение 3
1. Сетевые организации 5
2. Интеллектуальные организации 7
Заключение 10
Список литературы 11

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Управление  организацией представляет собой сложную  систему, состоящую не только из организационной  структуры, но и процесса, целей, методов.

 Любая организация  представляет собой систему, состоящую  из множества элементов, находящихся  в состоянии подвижного равновесия и постоянного взаимодействия между собой. Эти элементы различным образом комбинируются и образуют более укрупненные формирования - компоненты. В любой организации как единой управляемой системе выделяются два таких компонента - подсистема (система, субъект) управления и управляемая система (объект, система).

В западных странах 80-е годы проходили под знаменем борьбы за качество продукции, в 90-е  годы лозунгом десятилетия были принципы реинжиниринга производственных процессов, а к концу века ведущей темой становится переход к сетевым принципам организации предприятий. Это обусловлено тем, что производственная и коммерческая деятельность все более усложняется и предприятия для своего выживания и развития должны искать методы адаптации к изменениям среды. При этом необходимо учитывать фактор времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления) и расширение пространства предприятия (если оно хочет выжить, надо очень быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем международных масштабов).

Предприятия должны также быстрее осваивать управление новым стратегическим ресурсом - информацией.

Между тем традиционный управленческий инструментарий стал менее  эффективным, если не уже устаревшим. Отсюда необходимость для стран переходного типа быть более осторожными к восприятию того, что происходит в мире, и не копировать отжившее. В центре внимания должны быть новые методы, позволяющие миновать некоторые этапы развития менеджмента и добиться существенного выигрыша во времени.

Переход к современным  методам управления связан с сетевыми организационными структурами.

Подлинная ценность организации – нечто гораздо  большее, чем финансовые показатели. Нужно не только делать деньги, но и  добиваться осмысления деятельности.

Наиболее успешные организации могут рассматриваться  как интеллектуальные организации. Доминирующий в прошлом веке период трудоемкого производства отходит на второй план. За этим стоит рост числа организаций, добавленная стоимость продуктов которых возрастает за счет использования знаний и креативных подходов. Уменьшение числа работников, повышение их интеллектуального уровня, применение сложного оборудования и компьютеров позволили создавать большую добавочную стоимость, чем на сборочных линиях, на которых трудились малообразованные люди. В еще большей степени возросла роль знаний в консультационном, финансовом и страховом бизнесе, фармацевтическом производстве, программировании, рекламе, журналистике, на телевидении, в здравоохранении, образовании и индустрии развлечений – самых активно развивающихся отраслях.

По сравнению  со своими предшественниками так  называемые интеллектуальные организации (ИО) не впечатляют размерами, имеют  более четко выраженную горизонтальную и весьма невысокую иерархическую структуру, большинство их сотрудников молоды.

Специалисты по управлению отмечают, что в дальнейшем ИО будет формироваться из большего числа мелких взаимодействующих  предприятий по принципу скорее «свободного  общества», чем «тоталитарного государства». Рассматривая права работников такой организации, ученые в области управления прежде всего называют свободу слова, право свободной коммуникации с другими работниками независимо от их ранга и границ структурных подразделений. Опыт наделения каждого работника полномочиями и получения отдачи от возможности выбора и широкого партнерства превратит рабочие группы в информационные учебные лаборатории. Ответственность, которую несут руководители в ИО – создание такой организации, которая функционирует наподобие человеческого организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сетевые организации

Повышение нестабильности внешней среды и жесткая конкуренция  на рынках сбыта, необходимость достаточно быстрой смены (в среднем 5 лет) поколений  производимой продукции, информационно-компьютерная революция, оказавшая существенное влияние на все стадии производства и реализации продукции или оказания услуг, привели к дальнейшим поискам эффективных форм организационных структур, позволяющих адекватно реагировать на изменения внешней среды.

 Сетевая организация оказалась ответом на усложнившиеся условия функционирования современной организации. Сетевыми называются организации, в которых установлены рыночные отношения между основными звеньями, начиная от поставок сырья и кончая реализацией готовой продукции.

 В сетевой организации  нет жестко закрепленной цепочки  "поставки — производство —  реализация". В основе отношений между поставщиками и производством, между производством и сбытовыми структурами — заключаемые между ними контракты. Влияние рынка оказывается определяющим при формировании участков сети "поставщик — производитель", "производитель — сбытовик".

 Существует несколько  видов сетевых организаций: внутренняя сеть, стабильная сеть, динамическая сеть.

Внутренняя сеть - создание рыночной экономики внутри сети. Цель - получить конкурентные преимущества путем предоставления широкой предпринимательской свободы с нацеленностью на конечный результат.

Стабильная сеть - в своей основе близка к функциональной организации. Она разработана для обслуживания предсказуемого рынка путем соединения специализированных ресурсов в соответствии с заданной продуктовой цепочкой ценностей.

Динамичная сеть - связана с дивизиональной формой, которая делает акцент на адаптивность путем нацеливания независимых подразделений на отдельные, но связанные рынки.

Сетевые организации можно  считать развитием идеи матричных  организаций, в которых наряду с  функциональным принципом организационной  структуры использовался и свободный  принцип формирования внутри организации  команд для реализации проектов, представляющих для организации значительную важность.

 С одной стороны,  сетевые организации являются  более гибкими организационными  структурами и позволяют более  адекватно реагировать на постоянно  изменяющиеся условия внешней  среды, а с другой — менее жесткие условия формирования структуры сети создают дополнительные проблемы.

 Производитель создает  своеобразную конкурентную ситуацию  между поставщиками, присматривая  более выгодного поставщика, но  и поставщик, чьи поставки пользуются  повышенным спросом, также вправе выбирать производителя, с которым наиболее выгодно вступить в контрактные отношения.

 С одной стороны,  появляется благодатная почва  для формирования более эффективных  сетей, начиная от поставок  и кончая сбытом, а с другой  — связи в сети являются менее надежными.

 Даже внутри сетевых  организаций начинают прорабатываться  и использоваться механизмы повышения  надежности цепочек сети.

 Имеются тенденции  к установлению корпоративных  отношений между участниками  сети. При этом очень важно,  чтобы устанавливающиеся между ними связи не носили застывший характер и не способствовали снижению уровня требовательности к своей деятельности.

 Наблюдаются сегодня  и противоположные тенденции,  когда в организациях с жесткой  организационной структурой связи между подразделениями, ранее жестко регламентированные, заменяются более свободными связями с элементами рыночных взаимоотношений, в частности ценообразованием.

 Одними из наиболее  распространенных видов реализации  идеи сетевой организации являются  предпринимательские организации и организации, ориентированные на рынок.

 Предпринимательская  организация представляет собой  организационную структуру в  виде перевернутой пирамиды, когда  наиболее важным является удовлетворение  потребителя и когда существенна  роль подразделений, непосредственно работающих с потребителем.

 Основная же роль  руководства организации состоит  в том, чтобы обеспечить деятельность  подразделений, работающих с потребителем  непосредственно.

 Организация, ориентированная  на рынок, — это тип организации, быстро адаптирующийся к изменениям на рынках сбыта, для которой основным ресурсом становится система управления, обеспечивающая качественное выполнение полученного заказа, включая сквозное планирование и единую информационную систему.

 Основными  качествами такой организации  являются гибкость, адаптивность, эффективное  использование инноваций. Подразделения  таких организаций также пользуются  значительной степенью автономии.

  1. Интеллектуальные организации

 

Интеллектуальные  организации – это организации, основывающиеся на научно-технических, интеллектуальных, трудовых и других исследованиях, оказывающих влияние на изменение организационных систем.

Интеллектуальные  организации – это также и  организации, которые умеют учиться  тому, как лучше обучаться. Иными словами, они не просто стремятся учиться относительно того, как лучше вести свой бизнес, а пытаются понять процессы индивидуального и организационного обучения. Поняв природу своего обучения, они оказываются в состоянии улучшить и ускорить процессы создания и использования своих знаний. В таких организациях стимулируются сомнения и творчество, доверие, групповой стиль работы и обмен опытом. В то же самое время в них создана особая инфраструктура, способствующая обучению, помогающая сохранять и управлять распространением знаний, которая координирует применение знаний для создания и развития отличительных способностей этих организаций. В самом общем виде, интеллектуальная организация всегда  обучающаяся организация.  Только те организации, которые обучаются наиболее быстро, способны выжить и переиграть своих конкурентов. Чем выше темп изменений, тем значительнее потребность в ускорении обучения. Поняв природу своего обучения, они оказываются в состоянии улучшить и ускорить процессы создания и использования своих знаний.

Организационная культура интеллектуальной организации  обладает следующими особенностями:

-компания становится предпринимательским и творческим местом работы;

-люди, готовые рисковать, считаются лидерами;

-приветствуется экспериментирование и новаторство;

-в долгосрочной перспективе фирма планирует рост и приобретение новых ресурсов;

-успех означает производство/предоставление новых, уникальных продуктов, услуг;

-компания стремится к лидерству на своем рынке; поощряется личная инициатива сотрудников.

В исследованиях  специалистов отмечается, что интеллектуальная организация будет формироваться  из большого числа мелких взаимодействующих  предприятий по принципу свободного общества. По своей природе такие  организации должны будут допускать столкновение конкурирующих точек зрения и борьбу соперничающих поставщиков.

Структура интеллектуальных организаций будет гибкой, способной  изменяться в зависимости от новых  задач и реагировать на местные  условия. Дееспособной и адаптивной организацию должны сделать не руководители, а работники среднего и нижнего уровней управления, которые свободно выбирают способы координации работы группы с работой организации в целом.

Такие гибкие системы  требуют новых форм дисциплины труда  и контроля с вовлечением работников в процесс принятия решений для того, чтобы лучше определить, какие связи и группы связей работают и становятся выгодными.

Основной качественной характеристикой интеллектуальной организации становится переход  от административного контроля и  координации к прямой ответственности и контролю исполнителей, работающих во взаимосвязанных группах, состоящих из равных по рангу людей.

В интеллектуальной организации каждому работнику надо будет использовать личный интеллект, чтобы установить, какие проблемы и с кем надо решать, как выполнять работу, и иметь возможность проявить свой талант, знания, опыт. Интеллектуальные организации будут защищать свободу предпринимательства каждого участника, создавая системы, в которых работники знают, что необходимо сделать, и всегда смогут найти способ добиться исполнения необходимого.

Равенство людей  и уважение их права на выражение  своей индивидуальности являются фундаментальной  ценностью организации.

Для того чтобы  члены организации осуществляли свободный выбор при принятии решений, который удовлетворял бы всех, работники должны верить в справедливость системы и чувствовать себя в определенной безопасности.

Для того чтобы  использовать интеллектуальный потенциал  всех членов организации, необходимо стремиться к равенству для всех. Но равенство не означает, что все работники будут получать одинаковую оплату, иначе люди с выдающимися способностями уйдут из организации в поиске лучших вариантов.

Центральное правление  интеллектуальной организации имеет  свои ограничения, потому что роль центра заключается не в том, чтобы руководить лицами, призванными выполнять задачу организации и контролировать рабочие группы.

Роль центра заключается в создании условий, позволяющих работникам формировать  эффективные коллективы.

Функции правления интеллектуальной организации состоят в создании необходимых норм и правил работы, разработке и внедрении стандартов бухгалтерского учета, наблюдении за работой и обеспечении качества, ожидаемого внешними потребителями.

Важные направления  деятельности: разработка инструкций и стимулов, обеспечивающих адаптивность организации к внешней среде; введение стандартов; создание системы безопасности; обеспечение принципа системы справедливости.

Информация о работе Сетевые организации. Интеллектуальные организации