Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:00, доклад
Одной из наиболее актуальных проблем, с которыми сталкивается организация при проведении организационных изменений, является проблема оценки эффективности этих изменений. Так как изменения охватывают всю организацию и влияют на все аспекты деятельности, необходимо их оценивать всесторонне. По мнению исследователей, наиболее удачным инструментом оценки эффективности организационных изменений может стать сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), предложенная в начале 1990-х гг. Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном. В моём докладе пойдёт речь об общих принципах этой концепции и ее роли в управлении организационными изменениями.
«Сбалансированная система показателей и её роль в проведении изменений»
Вступление:
Одной из наиболее актуальных проблем, с которыми сталкивается организация при проведении организационных изменений, является проблема оценки эффективности этих изменений. Так как изменения охватывают всю организацию и влияют на все аспекты деятельности, необходимо их оценивать всесторонне. По мнению исследователей, наиболее удачным инструментом оценки эффективности организационных изменений может стать сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), предложенная в начале 1990-х гг. Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном. В моём докладе пойдёт речь об общих принципах этой концепции и ее роли в управлении организационными изменениями.
Суть:
Основным недостатком показателей, используемых в практике управления предприятием, является их денежное выражение, что не позволяет раскрыть ряд важных аспектов работы. В этой связи американские ученые Р.Каплан и Д.Нортон исследовали действие систем измерения результатов хозяйственной деятельности 12 крупных компаний. Результаты исследований привели к формированию концепции сбалансированной системы показателей.
ССП была призвана дать ответы на четыре важнейших
для предприятия вопроса:
Ответы на эти вопросы зависели от постановки целей, которые «выводятся» из стратегии предприятия, а затем «переводятся» в показатели системы управления.(т.е.) В ходе дискуссий обсуждались не только целевые установки, но и измеряющие цели показатели, задания на плановый период и необходимые для их выполнения мероприятия.
«Баланс» в рамках
концепции ССП носит
(В рамках сбалансированной системы необходимо различать показатели, которые измеряют достигнутые результаты, и показатели, которые отражают процессы, способствующие получению этих результатов. Обе категории показателей должны быть увязаны друг с другом, так как для достижения первых (например, определенного уровня производительности) нужно реализовать вторые (например, добиться известной загрузки мощностей машин и оборудования). На практике внимание менеджеров обычно фокусируется на показателях первой категории.)
(В 1996 и 2003 году: Каплана и Нортона публиковали посвященной вопросам использования ССП в качестве инструмента стратегического управления предприятием.
2005 год – работа посвящена трансформации нематериальных активов в материальные результаты.)
Сбалансированная система показателей строится на уже имеющейся стратегии предприятия, и её применение – это процесс реализации стратегии.
В современной литературе встречаются разные подходы к реализации сбалансированной системы показателей. Так, например, Ольве, Рой и Веттер полагают, что процесс внедрения ССП в компании должен включать в себя 11 этапов:
Этап 1. Определение характерных особенностей и путей развития отрасли, роли компании в ней (исследование матрица SWOT-анализа, модель пяти сил конкуренции Портера, интервирование заинтересованными лицами и сотрудниками различных уровней организационной иерархии, после дискуссия между участниками с обсуждения основных положений имеющихся исследований).
Этап 2. Разработка и подтверждение миссии компании
Этап 3. Определение ключевых аспектов деятельности компании. Как уже отмечалось, исходная модель Нортона и Каплана содержала четыре ключевых аспекта: финансовая деятельность, отношения с потребителями, организация бизнес-процессов, обучение и развитие. Однако некоторые компании отдали предпочтение другим аспектам деятельности, например отношениям с сотрудниками или формированию человеческого капитала.
Этап 4. Детализация миссии компании для ключевых аспектов деятельности и определение стратегических целей. Задача этого этапа — перевести обобщенную миссию компании на более практический уровень, обеспечив тем самым баланс между долгосрочными и краткосрочными целями (для чего и предназначены стратегические карты) На этом этапе участников семинара часто просят описать основные правила и способы, позволяющие легче и эффективнее реализовать сформулированную миссию.
Этап 5. Определение
ключевых факторов успеха.
Иначе говоря, на этом этапе компания решает,
какие факторы играют решающую роль в
достижении успеха, и располагает их в
порядке приоритетности
Этап 6. Разработка
системы, показателей, выявление причинно-следственных
связей, согласование краткосрочных и
долгосрочных целей.
Этап 7. Разработка
корпоративной стратегической карты
Этап 8. Разработка
формата и системы показателей для стратегических
карт отдельных подразделений
Этап 9. Определение
конкретных целей. Для каждого показателя,
включенного в стратегическую карту, необходимо
установить прогнозное значение. Компания
должна определить как краткосрочные,
так и долгосрочные цели и корректировать
текущую деятельность на основе последних.
Этап
10. Разработка плана мероприятий. Наконец, чтобы завершить разработку
стратегических карт, необходимо определить
конкретные действия, предпринимаемые
для реализации поставленных задач и миссии
компании в целом.
Этап 11. Внедрение
стратегических карт. Чтобы поддерживать заинтересованность
во внедрении и применении модели стратегических
карт, необходимо постоянно стимулировать ее
использование в повседневной деятельности. Тогда модель станет одним
из самых действенных инструментов управления
и внедрения организационных изменений.
Очень важно также, чтобы стратегические
карты использовались во всех подразделениях
компании для принятия текущих управленческих
решений.
Стратегические карты не гарантируют выработку успешной миссии и стратегии компании, однако сама их разработка и внедрение уже дают компании немалые преимущества. Внедрение этой модели представляет собой эффективное средство формулирования миссии и стратегии компании в понятном и отражающем реальное положение виде, а также обеспечивает поддержку большинства сотрудников компании проект.
Основная проблема заключается в том, что обычно делаются фрагментарные попытки разработать грандиозные планы для отдельно взятых изолированных процессов или конкретных показателей. Наилучшим считается следующий подход: изучить опыт похожих организаций, проанализировать их показатели, а затем взять лучшие за отправную точку при составлении собственных планов и задач. При всей своей разумности и привлекательности такая практика, хотя и приводит к получению некоторых результатов, не может обеспечить желаемого прорыва в финансовой деятельности компании.
Завершение Система сбалансированных показателей показало свою эффективность в оценке организационных изменений.
Систему сбалансированных показателей применяют 20% ведущих компаний мира; отдельные элементы СПП используют руководители 98% компаний Германии, 83% Великобритании и 72% Италии
Информация о работе Сбалансированная система показателей и её роль в проведении изменений