Руководство, власть и партнерство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:46, доклад

Описание работы

Руководитель занимается управлением – это его основная функция. Управление нередко рассматривают как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Работа содержит 1 файл

=руководство.docx

— 20.70 Кб (Скачать)

2. РУКОВОДСТВО 

2.1. Сущность руководства 

 Управление –  необходимый вид деятельности. Оно  осуществляется

 руководителем  или менеджером. 

 Обычно руководителя  характеризуют по его роли  в организации. В

 социологии роль  определяется как поведение, которое  ожидается от

 человека, занимающего  определенное положение и обладающего  определенным

 статусом (12). 

 Руководитель  занимается управлением – это  его основная функция.

 Управление нередко  рассматривают как процесс планирования, организации,

 мотивации и  контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и

 достичь цели  организации. 

2.2. Уровни руководителей 

 Руководителей  традиционно делят на группы. 

1. Технологический  уровень – ежедневно осуществляющиеся  операции и

 действия. 

2. Управленческий  уровень – координирует работу  внутри организации,

 согласовывая  разные формы деятельности. 

3. Институционный  уровень – занимаются разработкой  долгосрочных планов,

 установлением  целей, изменениями политики организации,  ее связями с

 другими организациями. 

 Эти группы  соответствуют 3 уровням управления: 1) низовое звено; 2)

 среднее звено; 3) высшее звено. 

 Рассмотрим характеристики  каждого уровня. 

 Руководители  низового звена. Руководители  низового звена, или первого

 ранга имеют  много общего независимо от  того, в какой сфере они работают. 

 Руководители  этого ранга выполняют следующие  функции: 

 осуществляют  контроль за выполнением производственных  заданий; 

 постоянно поучают  информацию о ходе выполнения  заданий; 

 распоряжаются  выделенным им сырьем и оборудованием,  несут

 ответственность  за его сохранность; 

 распределяют  задания среди работников. 

 Руководители  этого ранга занимают должности,  имеющие следующие названия:

 мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом,  старшая медсестра,

 старший специалист  и т.д. Этот уровень управления  присутствует во всех

 организациях. В  среднем срок выполнения заданий  руководителем такого

 уровня небольшой  – около 2-3 недель. 

 Как правило,  этим руководителям в основном  приходиться общаться со

 своими подчиненными, что требует от них соответствующих  качеств, которые

 должны учитываться  при приеме на работу. 

 Руководители  среднего звена. В большой организации,  имеющей несколько

 уровней управления, может быть и несколько уровней  руководящего среднего

 звена. Чаще  всего их 2 – верхний и низший.  

 К этим должностям  относятся: заведующий отделом,  декан в

 общеобразовательном  учреждении, директор филиала, менеджер, армейские

 офицеры от  лейтенанта до полковника. 

 Руководители  этого ранга возглавляют крупные  подразделения организации,

 например отдел. 

 Руководители  среднего звена выполняют следующие  функции: 

 выполняют работу  руководителя высшего звена, если  этой должности

 переданы соответствующие  полномочия; 

 принимают решения  по работе своего подразделения; 

 определяют возникающие  проблемы, выносят их на обсуждение; 

 организуют разработку  предложений по улучшению работы; 

 подготавливают  информацию для вышестоящего  руководителя и для своих

 подчиненных; 

 доводят решения  вышестоящего руководителя до  своих подчиненных,

 реализуют их. 

 Руководители  этого звена характеризуются  тем, что они наиболее часто

 подвергаются  перестановке, а их должности  наиболее часто сокращаются,

 видоизменяются. Большая часть их рабочего  времени проходит в переговорах

 с другими руководителями. 

 Руководители  высшего звена. Это самый малочисленный  слой руководителей

 по сравнению  с другими звеньями. В организации  руководителей высшего

 звена всего  несколько человек. 

 Общими для  всех руководителей высшего звена  являются следующие функции: 

 принимают важнейшие  решения; 

 выполняют больший  объем работ в высоком темпе; 

 постоянно находятся  в плену своих проблем и  на работе и дома (13). 

 Бывают случаи  ухудшения работы руководителей.  Это нередко связано с

 разными вещами. 

 Следует учитывать  характеристики, показывающие начало  деградации

 руководителей.  К ним нередко относят: 

1) основным мотивом  занятия вышестоящей должности  является получение

 высокого жалования; 

2) руководителя начинают  больше всего волновать «символы»  его

 должностного  положения; 

3) руководитель теряет  интерес к улучшению положения  своих подчиненных и

 заботится только  о себе; 

4) руководитель отгораживается  от коллектива, теряет общение  с

 подчиненными, не  проявляет интереса к информации; 

5) руководитель начинает  скрывать свои мысли и чувства  от подчиненных; 

6) руководитель утрачивает  возможность видеть перспективу  и перестает

 поддерживать  предложения по изменению работы; 

7) руководитель теряет  веру в успех своего дела, перспективы  фирмы.

(13). 

2.3. Стили руководства 

 Под стилями  руководства психологи понимают  индивидуально-типические

 особенности целостной,  устойчивой системы способов, методов,  приемов

 воздействия руководителя  на коллектив с целью эффективного  и

 качественного  выполнения управленческих функций  (7). 

 Использование  руководителем навыков профессионального  общения наиболее

 ярко проявляется  в стилях руководства. Существуют  различные подходы к

 оценке этих  стилей. Самой распространенной  классификацией стилей

 руководства является  использование следующих: 

 а) авторитарный; 

 б) демократический; 

 в) либеральный. 

 Характеристики  известных в психологии стилей  руководства рассмотрим в

 схематическом  виде – таблица 2. 

 Таблица 2. 

 Стили руководства 

 Общие психологические  характеристики руководителя Отношение  к

 подчиненным Характеристики  групповых отношений 

I. Авторитарный стиль 

 Руководитель  часто хмур, озабочен, предельно  раздражен, резок с людьми.

 Около 90% его  действий состоит из команд  и приказов Официальность в

 общении. Не  склонен считаться с мнением  других Отсутствие

 доверительности,  враждебность, повышенная конфликтность 

II. Демократический  стиль 

 Руководитель  активен, ровен в общении, самокритичен  Главная черта –

 постоянный контакт  с людьми. Склонность к делегированию  власти.

 Поощрение самостоятельности  Минимум агрессивность друг к  другу,

 дружелюбие, отсутствие  конфликтов, поощрения творчества 

III. Либеральный (попустительский,  анархический) стиль 

 Недостаточно  активен, боится конфликтов, стремится  к безответственности

 Панибратство  в отношениях, согласия с мнением  подчиненных. Обязанности в

 группе не распределены. Оценка деятельности людей основана  на

 стихийности Состояние  неуверенности, отсутствие целеустремленности,

 плывет по течению,  могут возникать неожиданные  ситуации и конфликты 
 
 

 Компетентный, авторитетный  руководитель, имеющий отработанные  навыки

 профессионального  общения с членами рабочей  группы, создает в группе

 благоприятный  психологический климат и сплачивает  сотрудников для

 выполнения организационных  целей. 

 Ориентация каждого  руководителя, несмотря на однотипность  целей, может

 расходиться. 

 Один из руководителей  в большей степени нацелен  выполнить задачи, не

 обращая внимания  на проблемы человека и его  потребности. Другой больше

 внимания уделяет  человеческому фактору, часто  в ущерб выполнению

 профессиональных  требований. 

 Существует типология  руководителей по 2 основным критериям:  

- внимание к людям; 

- ориентация на  цель организации. 

 Эта типология  носит условный характер (рис. 2). 

1. Демократ. Заботится  больше всего о состоянии межличностных  отношений

 в рабочей группе. Слабо учитывает потенциальные  возможности работников.

 В связи с  этим не всегда наилучшим образом  выполняет задачу. 

2. Диктатор. Основная  ориентация – решение профессиональное  задачи

 оптимальным способом  и в срок. Проблемы человека  его не интересуют.

 Считает, что  для решения управленческой задачи  основой являются

 профессиональная  подготовка. 

3. Пессимист. Мало  внимания уделяет решения задачи  и больше интересуется

 потребностями  и возможностями человека. В руководстве  группой

 придерживается  анархического стиля, считая, что  работа в одиночку

 значительно эффективнее  коллективных действий. 

4. Организатор. Сочетает  в себе все качества руководителя  творческой

 группы. Дает возможность  каждому работнику, проявить инициативу  и

 творчество. Решение  управленческих задач под руководством  такого лидера

 осуществляется  самым рациональным путем. 

5. Манипулятор. Основной  задачей своей деятельности считает  улаживание

 отношений внутри  группы. Умеет гасить острые моменты  в отношениях между

 людьми. Считает,  что согласованность действий  членов рабочей группы

 является основным  условием решения задач управления. 

 Внимание к  людям (1) Демократ (4) Организатор 
 
 
 
 

Информация о работе Руководство, власть и партнерство в организации