Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:46, доклад
Руководитель занимается управлением – это его основная функция. Управление нередко рассматривают как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.
2. РУКОВОДСТВО
2.1. Сущность руководства
Управление – необходимый вид деятельности. Оно осуществляется
руководителем
или менеджером.
Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В
социологии роль
определяется как поведение,
человека, занимающего
определенное положение и
статусом (12).
Руководитель занимается управлением – это его основная функция.
Управление нередко
рассматривают как процесс
мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и
достичь цели
организации.
2.2. Уровни руководителей
Руководителей
традиционно делят на группы.
1. Технологический
уровень – ежедневно
действия.
2. Управленческий уровень – координирует работу внутри организации,
согласовывая
разные формы деятельности.
3. Институционный
уровень – занимаются
установлением
целей, изменениями политики
другими организациями.
Эти группы соответствуют 3 уровням управления: 1) низовое звено; 2)
среднее звено;
3) высшее звено.
Рассмотрим характеристики
каждого уровня.
Руководители низового звена. Руководители низового звена, или первого
ранга имеют
много общего независимо от
того, в какой сфере они работают.
Руководители
этого ранга выполняют
осуществляют
контроль за выполнением
постоянно поучают
информацию о ходе выполнения
заданий;
распоряжаются
выделенным им сырьем и
ответственность
за его сохранность;
распределяют
задания среди работников.
Руководители
этого ранга занимают
мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра,
старший специалист
и т.д. Этот уровень
организациях. В
среднем срок выполнения
уровня небольшой
– около 2-3 недель.
Как правило, этим руководителям в основном приходиться общаться со
своими подчиненными,
что требует от них
должны учитываться
при приеме на работу.
Руководители
среднего звена. В большой
уровней управления,
может быть и несколько
звена. Чаще
всего их 2 – верхний и низший.
К этим должностям
относятся: заведующий отделом,
общеобразовательном учреждении, директор филиала, менеджер, армейские
офицеры от
лейтенанта до полковника.
Руководители
этого ранга возглавляют
например отдел.
Руководители
среднего звена выполняют
выполняют работу
руководителя высшего звена,
переданы соответствующие
полномочия;
принимают решения
по работе своего
определяют возникающие
проблемы, выносят их на обсуждение;
организуют разработку
предложений по улучшению
подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих
подчиненных;
доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных,
реализуют их.
Руководители этого звена характеризуются тем, что они наиболее часто
подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются,
видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах
с другими руководителями.
Руководители
высшего звена. Это самый
по сравнению с другими звеньями. В организации руководителей высшего
звена всего
несколько человек.
Общими для
всех руководителей высшего
принимают важнейшие
решения;
выполняют больший
объем работ в высоком темпе;
постоянно находятся
в плену своих проблем и
на работе и дома (13).
Бывают случаи
ухудшения работы
разными вещами.
Следует учитывать характеристики, показывающие начало деградации
руководителей.
К ним нередко относят:
1) основным мотивом занятия вышестоящей должности является получение
высокого жалования;
2) руководителя начинают
больше всего волновать «
должностного
положения;
3) руководитель теряет интерес к улучшению положения своих подчиненных и
заботится только
о себе;
4) руководитель отгораживается от коллектива, теряет общение с
подчиненными, не
проявляет интереса к
5) руководитель начинает
скрывать свои мысли и чувства
от подчиненных;
6) руководитель утрачивает
возможность видеть
поддерживать
предложения по изменению
7) руководитель теряет веру в успех своего дела, перспективы фирмы.
(13).
2.3. Стили руководства
Под стилями
руководства психологи
особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов
воздействия руководителя
на коллектив с целью
качественного
выполнения управленческих
Использование
руководителем навыков
ярко проявляется
в стилях руководства.
оценке этих стилей. Самой распространенной классификацией стилей
руководства является
использование следующих:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) либеральный.
Характеристики известных в психологии стилей руководства рассмотрим в
схематическом
виде – таблица 2.
Таблица 2.
Стили руководства
Общие психологические
характеристики руководителя
подчиненным Характеристики
групповых отношений
I. Авторитарный стиль
Руководитель часто хмур, озабочен, предельно раздражен, резок с людьми.
Около 90% его действий состоит из команд и приказов Официальность в
общении. Не склонен считаться с мнением других Отсутствие
доверительности,
враждебность, повышенная конфликтность
II. Демократический
стиль
Руководитель
активен, ровен в общении,
постоянный контакт с людьми. Склонность к делегированию власти.
Поощрение самостоятельности Минимум агрессивность друг к другу,
дружелюбие, отсутствие
конфликтов, поощрения творчества
III. Либеральный (попустительский,
анархический) стиль
Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности
Панибратство в отношениях, согласия с мнением подчиненных. Обязанности в
группе не распределены.
Оценка деятельности людей
стихийности Состояние
неуверенности, отсутствие
плывет по течению,
могут возникать неожиданные
ситуации и конфликты
Компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки
профессионального общения с членами рабочей группы, создает в группе
благоприятный
психологический климат и
выполнения организационных
целей.
Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может
расходиться.
Один из руководителей в большей степени нацелен выполнить задачи, не
обращая внимания на проблемы человека и его потребности. Другой больше
внимания уделяет человеческому фактору, часто в ущерб выполнению
профессиональных
требований.
Существует типология
руководителей по 2 основным критериям:
- внимание к людям;
- ориентация на
цель организации.
Эта типология
носит условный характер (рис. 2).
1. Демократ. Заботится
больше всего о состоянии
в рабочей группе. Слабо учитывает потенциальные возможности работников.
В связи с
этим не всегда наилучшим
2. Диктатор. Основная
ориентация – решение
оптимальным способом и в срок. Проблемы человека его не интересуют.
Считает, что
для решения управленческой
профессиональная
подготовка.
3. Пессимист. Мало
внимания уделяет решения
потребностями и возможностями человека. В руководстве группой
придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку
значительно эффективнее
коллективных действий.
4. Организатор. Сочетает
в себе все качества
группы. Дает возможность
каждому работнику, проявить
творчество. Решение
управленческих задач под
осуществляется
самым рациональным путем.
5. Манипулятор. Основной
задачей своей деятельности
отношений внутри группы. Умеет гасить острые моменты в отношениях между
людьми. Считает, что согласованность действий членов рабочей группы
является основным
условием решения задач
Внимание к
людям (1) Демократ (4) Организатор
Информация о работе Руководство, власть и партнерство в организации