Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:05, контрольная работа
Целью данной работы, является рассмотрение руководителя в структуре организации.
Реализация поставленной цели определяет решение следующих задач:
рассмотреть основы трудовой деятельности руководителей;
особенности трудовой деятельности руководителя
выявить факторы, влияющие на работу руководителя;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ 3
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТУ РУКОВОДИТЕЛЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
Оглавление
На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала 20 века мало придавали значения самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно. Но, к сожалению, мало внимания уделялось тому, как организовать работу самого руководителя.
Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого руководителя не организовать должным образом, то руководитель не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации.
Если руководитель не спланирует и правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления.
Целью данной работы, является рассмотрение руководителя в структуре организации.
Реализация поставленной цели определяет решение следующих задач:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.
В целом трудовую деятельность руководителя можно разделить на 4 функции. Это: планирование, организация, мотивация, контроль. Но не следует полагать, что только руководитель выполняет эти функции. Ему активно помогают остальные работники. Цель работы руководителя - выработать направление развития и правильно организовать работу.
Руководитель как было отмечено выше - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:
1) Руководители непосредственно не связаны с созданием материальных ценностей, хотя активно участвуют в организации производства;
2) Работа руководителя в основном умственная;
3) Нелимитированность работы руководителя;
4) Повышенные нервно-психические усилия руководителя связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений;
5) Труд руководителей не подается количественному учету;
6) Необходимость принятия большого количества решений за короткий период;
7) Если рабочий в течении своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций;1
8) Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.
Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом.
Термины руководство и управление следует различать. Руководство есть система административных, командно-распорядительных воздействий. Управление - система приёмов и правил по наиболее эффективному использованию работников для достижения производственных целей организации и личных целей работников. Управление - это не только наука, но и искусство.
Стиль управления в значительной мере зависит от уровня культуры и ценностных ориентаций руководителя. Стиль работы руководителя, его компетентность в современных динамично меняющихся социально-экономических условиях определяет успешную работу возглавляемой им организации.
Если обобщить многогранную деятельность руководителя, то можно выделить три её главных направления:
1) управление технико-технологической подсистемой предприятия;
2) управление его экономической подсистемой;
3) управление социальной подсистемой — производственным коллективом.
И хотя в реальной практике управление этими подсистемами представляет собой единый процесс, все же следует констатировать, что управление коллективом представляет наиболее сложную задачу для руководителя, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, социальная организация обладает исключительной сложностью, особенно в сфере неформальных отношений, во-вторых, потому, что в подавляющем своем большинстве руководители являются техническими специалистами, инженерами, которых в техническом вузе искусству управления людьми учат явно недостаточно.2
Они знают цели организации, но не всегда ясно представляют, что работники имеют свои собственные цели, далеко не всегда совпадающие с целями организации. А искусство руководителя и заключается в умении согласовывать личные цели работников, их потребности и интересы с целями и интересами организации. Руководитель постоянно находится в системе отношений с руководимым им коллективом, вышестоящим руководством и смежными руководителями.
На наших предприятиях принципы управления во многих случаях такие же, какие были в начале века, когда широкое распространение приобрела система Тейлора. Как известно, концепция тейлоризма исходит из установки, что исполнитель ленив и пассивен и поэтому требует по отношению к себе жестких, стандартизованных, управленческих воздействий. Современное же понимание культуры единоначалия включает в себя весьма обширный арсенал приёмов работы с людьми, которые приняли характер норм. Среди них можно выделить следующие:
- чёткое понимание
руководителем общественно
- чёткое видение перспектив развития;
- инновационный, творческий подход к решению возникающих проблем;
- знание принципов управления;
- постоянное саморазвитие;
- умение наладить групповую работу;
- корректная манера поведения, способность управлять собой, уважительное отношение к подчинённым;
- знание основ социальной психологии.3
Сложные и многоплановые аспекты работы руководителя можно объединить в три основных стиля руководства:
- директивный стиль (авторитарный);
- коллегиальный стиль (демократический);
- нейтральный стиль (попустительский).
Директивный (авторитарный) стиль характеризуется высокой централизацией руководства, преобладанием единогласия. Руководитель требует полной информации обо всех производственных вопросах, включая второстепенные, решения принимает единолично, к мнению коллектива не прислушивается. Основными методами управления являются приказы, распоряжения, санкциями - выговоры, замечания, лишение премий и иных льгот. Интересы дела становятся значительно выше интересов людей, в общении преобладает приказной тон.
Коллегиальный (демократический) стиль характерен тем, что между руководителем, его заместителями и подчинёнными полномочия и ответственность распределяются в соответствии с их должностным положением. Руководитель, придерживающийся этого стиля, всегда выясняет мнение коллектива по всем важным производственным вопросам и принимает коллегиальные решения. Коллектив регулярно информируется о положении дел на производстве. Руководитель заботится о благоприятном психологическом климате в коллективе, стремится к органическому сочетанию интересов дела и интересов людей.
Нейтральный (попустительский) стиль характеризуется тем, что руководитель устраняется от активного участия в управлении коллективом. Такой руководитель или ждёт указаний сверху, или попадает под влияние коллектива. Руководитель стремится не рисковать, предпочитает, чтобы возникающие проблемы или конфликты разрешались сами собой, стремится снять с себя персональную ответственность. Такой стиль руководства рано или поздно приводит к возникновению неуправляемых конфликтных ситуаций, которые чаще всего разрешаются вмешательством вышестоящей организации путём смены руководства.4
Вышеуказанные стили руководства с точки зрения их формальной характеристики и содержательной стороны могут быть представлены следующими правилами, предложенными известным специалистом в области социальной психологии К. Левиным.
Правило 1. Способ одержать победу в споре - это уклониться от него.
Правило 2. Проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда не говорите, что он не прав.
Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
Правило 5. Сумейте заставить собеседника сразу же ответить вам «да».
Правило 6. Давайте большую часть времени говорить собеседнику.
Правило 7. Пусть собеседник считает, что высказанная вами мысль принадлежит ему.
Правило 8. Всегда старайтесь искренне смотреть на вещи с точки зрения собеседника.
Правило 9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам.
Правило 11. Подавайте свои идеи эффектно.
Правило 12. Бросайте вызов, задевайте за живое.
При характеристике стилей руководства существенным моментом является то обстоятельство, что в чистом виде тот или иной стиль может себя и не обнаружить. Он обусловлен рядом социально-психологических факторов, которые с неизбежностью приходится иметь в виду руководителю, а именно: специфику наличной ситуации, своеобразие решаемых задач, квалификацию и сработанность членов коллектива, их личностные особенности и т.д.5
Содержание труда руководителя.
Мы рассмотрели особенности работы руководителя, но для эффективной организации труда необходимо выяснить, чем занимается руководитель в течение рабочего дня. Как уже было отмечено выше, рабочий день руководителя не лимитирован и разнообразен. Если представить в общем виде, то можно сказать, что руководитель в течение своего рабочего дня выполняет следующие виды работ (по данным разных источников):
- Запланированные заседания, встречи » 60 - 65% ;
- Разговоры по телефону » 3 - 6% ;
- Работа с документами » 17 - 22% ;
- Поездки, осмотры » 3 - 7% ;
- Незапланированные встречи » 7% ;
- Отдых » 2% ;
- Потери времени » 2%.
Приведенные выше данные характеризуют общую ситуацию и варьируют в зависимости от особенности труда. Руководитель или исследователь, занимаясь анализом трудового процесса, должен учитывать особенности своей организации. Для всестороннего и полного анализа затрат рабочего времени необходимо проводить постоянную работу по учету затрат.
Руководитель это человек и так как он действует в реальных условиях, то на него оказывают влияния многие факторы. Не следует забывать также, что на него и некоторые ограничения. В целом факторы, оказывающие влияние на работу руководителя следующие:
Психологические - нематериальные факторы, помогающие руководителю работать более эффективно в соответствии со своей личностью и потребностями. К таким факторам можно отнести:
- Эстетика рабочего места;
- Удовлетворенность работой;
- Социальный статус;
- Другие.
Физиологические – факторы,
связанные с возможностями
К ним относятся:
- Объем воспринимаемой информации - человек не может усвоить больше определенного количества. Согласно исследованиям за 1 секунду человек способен усвоить около 5-7 алфавитно-цифровых знаков. Данное требование нужно учитывать при принятии решений. Руководителю необходимо работать только с релевантной (относящейся к делу) информацией, в противном случае будет потрачено лишнее время. Задачу первичной обработки информации или сбор нужной можно поручить аналитическому отделу.
- Окружающая среда - человек как живой организм подвержен влиянию внешней среды, которая оказывает существенное влияние. К таким факторам относятся:
- Температура окружающего
- Окружающий звук;
- Освещенность рабочего места;
- Другие.
Норма управляемости - необходимо точно определить со сколькими подчиненными руководитель будет непосредственно взаимодействовать.
Степень материальной
Все рассмотренные факторы в той или иной мере оказывают влияние на деятельность руководителя, а значит должны учитываться при научной организации производства. Причем все факторы должны учитываться во взаимосвязи, а не как отдельные. Сложностью здесь является то, что нет возможности, в большинстве случаев, сразу оценить влияние каждого фактора на работу руководителя. Это, бесспорно, усложняет процесс эффективной организации труда руководителя.
Целевое планирование труда руководителя
Целевое планирование представляет собой планирование, направленное на достижение определенных, за ранее известных целей.
Целью в планирование организации труда руководителя является повышение эффективности труда при минимуме затрат. В целом весь процесс планирования можно представить в виде следующей схемы: