Рроль и функции руководителя в управлении коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении коллективом.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
• раскрыть общие качества руководителя;
• определить роль и функции руководителя в управлении коллективом;
• рассмотреть личность руководителя и стили управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА 4
РУКОВОДИТЕЛЯ 4
2. РОЛЬ И ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ 6
3. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Роль и функции руководителя в управлении коллективом.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Тульский  государственный университет 

Региональный  центр повышения квалификации

и переподготовки кадров

Кафедра мировой экономики 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА  

по дисциплине «Управление персоналом» 

на тему: 
 

РОЛЬ  И ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

  В УПРАВЛЕНИИ КОЛЛЕКТИВОМ 
 
 
 

      Выполнил: ________________________________ Коробка О.Н.

                                                                                          гр. 760172 в

    Руководитель: _____________________________ Матраева Л.В.

                                                                                   доц., канд. мат. наук 

    Допущена  к защите: _________________________

    (дата, подпись руководителя) 

    Защищена  с оценкой: _________________________ 
     

    Дата:                     _______   ____________________ 

     Тула 2010
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Эффективная экономика – это прежде всего  эффективное управление. В конечном счете, управление – это прежде всего  управление человеческими ресурсами.

      Руководство персоналом занимает центральное место  в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.

      Руководитель  осуществляет важнейшую функцию  управления – руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива.1 Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.

      В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных  форм собственности недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент на многих предприятиях руководители сводят воздействие на работников лишь  к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию.

      Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и на микроуровне эффективных современных методов управления производительным трудом становиться один из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики.

      Цель  курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении коллективом.

      В соответствии с целями поставлены следующие  задачи:

  • раскрыть общие качества руководителя;
  • определить роль и функции руководителя в управлении коллективом;
  • рассмотреть личность руководителя и стили управления;

      1. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

        РУКОВОДИТЕЛЯ

      В зависимости от однопорядковости или  близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы:

      1. биологические и социально-экономические  характеристики;

      2. личностные качества.

      Первую  групп качеств руководителя отличает преимущественно объективный, т.е. не зависимый от его сознания и психики, характер, они относятся к числу прирожденных или передаваемых по наследству.

      В первую очередь это такие демографические  параметры, как пол и возраст, а в определенной степени и здоровье; к социально-экономическим факторам относится его статус в обществе и полученное образование.

      Ко  второй группе – личные качества руководителя относятся:

      Интеллект – характеризует умственные способности и развития личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик руководителя.

      Влияние умственных способностей на карьеру  и эффективность руководства детально разработали Ф. Фидре и А. Лейстре. На основе собственных исследований они пришли к выводу о том, что влияние интеллекта на эффективность руководства опосредовано целям рядом факторов, которые могут ослаблять позитивные корреляции между такими параметрами, как мотивация, опыт, отношения с вышестоящим руководством, группой2

      Помимо  интеллекта поведение руководителя,  должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, тщательностью и точностью, честностью, справедливостью, юмором, стремлением к установлению контактов, готовностью правильно реагировать на обоснованные возражения, а также готовностью к принятию решений, самокритичностью, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, тактичностью, терпимостью, уважением к людям, положительным отношением к состязательности, ориентированностью на достижение поставленных целей.

      К наиболее важным способностям менеджеров, понимаемым как сочетание знаний, поведения и опыта, относятся: умение реализовать поставленные цели, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценке, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирования информации, разработке программ, выявлению тенденций, распределению усилий и времени.

      К числу наиболее важных характеристик  деятельности менеджеров относят: получение реалистической оценки сильных и слабых сторон подчиненных; умение мыслить стратегически; умение вести переговоры с вышестоящими руководителями; обеспечение благоприятного характера взаимоотношений в руководимых коллективах и заинтересованности у подчиненных в качественном выполнении служебных обязанностей

      Если  говорить о российских менеджерах –  их индивидуальных качествах и чертах поведения, то можно отметить, что, несмотря на общую кризисную ситуацию в стране и деградацию российского персонала в постсоветский период, наши менеджеры имеют сравнительно неплохие показатели по сравнению с американскими коллегами, а в чем-то и превосходят их. Принципиальное отличие работы российских руководителей состоит в том, что они адаптировались к условиям неопределенности, которая у нас воспринимается как почти нормальное явление. Это преимущество заметили и зарубежные компании, работающие на отечественном рынке. В последние годы они заменили очень многих западных топ-менеджеров на россиян.

      В тоже время не следует забывать о  недостатках отечественных руководителей (унаследованной от позднего советского периода): низкая исполнительская дисциплина, расхлябанность, инфантилизм и т.д.

      Исходя  из характеристик и личных качеств руководителя можно отметить следующие  факторы успешной деятельности руководителя 3:

Результативность и желание много работать для достижения намеченных целей; желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения; готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации; готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество; искусство принимать быстрые решения; способность сосредотачиваться на настоящем и будущем; способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их; готовность к общему руководству; творческий подход к своей работе; постоянное совершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма; умение правильно использовать свое время; готовность к мотивированию себя и персонала; готовность к политическому руководству; международный кругозор.

      Черты эффективного руководителя достаточно  относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического и ионного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.

    2. РОЛЬ И ФУНКЦИИ  РУКОВОДИТЕЛЯ

      Эффективность руководства во многом определяется  соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации.

      В наиболее общей, интегрированной форме  требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием. Американский ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя4:

  1. Роль лидера. В данном случае имеется ввиду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей.
  2. Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.
  3. Роль планировщика. Главные задачи  этой роли – оптимизация будущей деятельности организации, посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших их них, концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности.
  4. Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизирую его.

      Социальные  роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Современные исследования берут за основу классификации функций уже не отдельные циклы управления производством, а всю структуру деятельности руководителя в коллективе. При этом функции руководителя рассматриваются не только в рамках его административной роли, но также учитываются его социальные, социально-психологические и воспитательные обязанности. К перечисленным функциям можно добавить организаторскую деятельность, которая заключается в интеграции личностей в коллектив и коммуникации, состоящей в установлении горизонтальных связей внутри коллектива и внешних вертикальных связей с вышестоящими организационными структурами. Еще выделяют педагогическую функцию руководителя (воспитание и обучение), а также экспериментально-консультативную, представительскую и психотерапевтическую. Причем функции управления коллективами осуществляются не отдельно друг от друга и последовательно, а параллельно и одновременно. Можно выделить следующие функции, которые осуществляет руководитель:

  1. Производственные функции руководителя:

Обеспечение нормального, скоординированного, ритмичного хода производства (исследований, разработок) и непрерывное, систематическое повышение эффективности производства.

  1. Экономические функции:

Анализ хозяйственной  деятельности, мобилизация резервов, выявление слабых мест в управлении, совершенствование управления, планирование.

  1. Организаторские функции:
  • объединение усилий работников в коллективе, обеспечение эффективного управления;
  • постановка перед коллективом общих задач, включающих в себя текущие, перспективные, локальные задачи, взаимосвязанные и согласованные друг с другом, и распределение их по подразделениям;
  • определение путей решения поставленных задач, руководство разработкой планов социально-экономического развития, коллективный выбор путей и средств их решения, определение конечных результатов;
  • руководство формированием систем управления (структура, кадры, техника);
  • организация работы аппарата управления, разработка, принятие, реализация различных управленческих решений, расстановка работников, побуждение их к деятельности, координация деятельности, контроль.5

Информация о работе Рроль и функции руководителя в управлении коллективом