Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении коллективом.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
• раскрыть общие качества руководителя;
• определить роль и функции руководителя в управлении коллективом;
• рассмотреть личность руководителя и стили управления;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА 4
РУКОВОДИТЕЛЯ 4
2. РОЛЬ И ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ 6
3. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Тульский
государственный университет
Региональный центр повышения квалификации
и переподготовки кадров
Кафедра
мировой экономики
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Управление персоналом»
на тему:
РОЛЬ И ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
В УПРАВЛЕНИИ КОЛЛЕКТИВОМ
Выполнил:
______________________________
Руководитель: _____________________________ Матраева Л.В.
Допущена к защите: _________________________
(дата,
подпись руководителя)
Защищена
с оценкой: _________________________
Дата:
_______ ____________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная экономика – это прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – это прежде всего управление человеческими ресурсами.
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива.1 Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.
В
настоящее время многие руководители
отечественных организаций
Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и на микроуровне эффективных современных методов управления производительным трудом становиться один из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики.
Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении коллективом.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
РУКОВОДИТЕЛЯ
В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы:
1.
биологические и социально-
2. личностные качества.
Первую групп качеств руководителя отличает преимущественно объективный, т.е. не зависимый от его сознания и психики, характер, они относятся к числу прирожденных или передаваемых по наследству.
В
первую очередь это такие
Ко второй группе – личные качества руководителя относятся:
Интеллект – характеризует умственные способности и развития личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик руководителя.
Влияние умственных способностей на карьеру и эффективность руководства детально разработали Ф. Фидре и А. Лейстре. На основе собственных исследований они пришли к выводу о том, что влияние интеллекта на эффективность руководства опосредовано целям рядом факторов, которые могут ослаблять позитивные корреляции между такими параметрами, как мотивация, опыт, отношения с вышестоящим руководством, группой2
Помимо интеллекта поведение руководителя, должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, тщательностью и точностью, честностью, справедливостью, юмором, стремлением к установлению контактов, готовностью правильно реагировать на обоснованные возражения, а также готовностью к принятию решений, самокритичностью, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, тактичностью, терпимостью, уважением к людям, положительным отношением к состязательности, ориентированностью на достижение поставленных целей.
К наиболее важным способностям менеджеров, понимаемым как сочетание знаний, поведения и опыта, относятся: умение реализовать поставленные цели, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценке, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирования информации, разработке программ, выявлению тенденций, распределению усилий и времени.
К числу наиболее важных характеристик деятельности менеджеров относят: получение реалистической оценки сильных и слабых сторон подчиненных; умение мыслить стратегически; умение вести переговоры с вышестоящими руководителями; обеспечение благоприятного характера взаимоотношений в руководимых коллективах и заинтересованности у подчиненных в качественном выполнении служебных обязанностей
Если говорить о российских менеджерах – их индивидуальных качествах и чертах поведения, то можно отметить, что, несмотря на общую кризисную ситуацию в стране и деградацию российского персонала в постсоветский период, наши менеджеры имеют сравнительно неплохие показатели по сравнению с американскими коллегами, а в чем-то и превосходят их. Принципиальное отличие работы российских руководителей состоит в том, что они адаптировались к условиям неопределенности, которая у нас воспринимается как почти нормальное явление. Это преимущество заметили и зарубежные компании, работающие на отечественном рынке. В последние годы они заменили очень многих западных топ-менеджеров на россиян.
В
тоже время не следует забывать о
недостатках отечественных
Исходя из характеристик и личных качеств руководителя можно отметить следующие факторы успешной деятельности руководителя 3:
Результативность и желание много работать для достижения намеченных целей; желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения; готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации; готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество; искусство принимать быстрые решения; способность сосредотачиваться на настоящем и будущем; способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их; готовность к общему руководству; творческий подход к своей работе; постоянное совершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма; умение правильно использовать свое время; готовность к мотивированию себя и персонала; готовность к политическому руководству; международный кругозор.
Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического и ионного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.
2. РОЛЬ И ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации.
В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием. Американский ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя4:
Социальные
роли руководителя детализируются и проявляются
в его функциях. Современные исследования
берут за основу классификации функций
уже не отдельные циклы управления производством,
а всю структуру деятельности руководителя
в коллективе. При этом функции руководителя
рассматриваются не только в рамках его
административной роли, но также учитываются
его социальные, социально-психологические
и воспитательные обязанности. К перечисленным
функциям можно добавить организаторскую
деятельность, которая заключается в интеграции
личностей в коллектив и коммуникации,
состоящей в установлении горизонтальных
связей внутри коллектива и внешних вертикальных
связей с вышестоящими организационными
структурами. Еще выделяют педагогическую
функцию руководителя (воспитание и обучение),
а также экспериментально-
Обеспечение нормального, скоординированного, ритмичного хода производства (исследований, разработок) и непрерывное, систематическое повышение эффективности производства.
Анализ хозяйственной деятельности, мобилизация резервов, выявление слабых мест в управлении, совершенствование управления, планирование.
Информация о работе Рроль и функции руководителя в управлении коллективом