Россия на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:58, реферат

Описание работы

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%.

Работа содержит 1 файл

внешняя экономика россии.docx

— 1.66 Мб (Скачать)
    1. 2.5 Нетарифные барьеры
    1. Нетарифные  барьеры подразделяются на 3 группы:
    2. Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
    3. Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.; (Приложение 2)
    4. Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие, которых зачастую приводит именно к этому результату.
    5. Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:
    6. Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.
    7. Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).
    8. Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли. (Приложение 3)
    9. Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.
    10. Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.
    11. Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.
    12. Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т. ч. качества и безопасности.
    13. Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.
    14. Экспортные квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.
    15. Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные. Например, в США с помощью квот регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе, стали и др.
    16. Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. "Добровольность" в этом случае относительна, так как подобные соглашения подписываются под нажимом импортеров. Объем экспорта устанавливается по отдельным видам товара на определенный период. К началу 90-х гг. около 10% импорта промышленно развитых стран охватывалось соглашениями о "добровольном" ограничении экспорта.
    17. Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США подобными мерами регулируется импорт молока, рыбы, картофеля и некоторых типов мотоциклов.
    18. Квоты обычно распределяются на основе лицензии, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.
    19. Основными видами лицензий являются:
    20. а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;
    21. б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт.
    22. Политика той или иной страны в области ценообразования может быть направлена на поддержание внутренних цен на относительно высоком уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка, например на поддержание определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того чтобы избежать этого, применяют компенсационные (уравнительные) сборы, величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсационные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внутренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компенсационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, которые являются постоянными во время их действия. Кроме того, если мировые цены стабильны, то от величины применяемых пошлин зависит внутренняя цена, а при применении компенсационных сборов их величина зависит от внутренней цены, т.е. в первом случае внутренняя цена является функцией пошлин, а во втором случае компенсационный сбор - функцией внутренней цены. Почти автоматическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний рынок.
    23. Импортные депозиты - это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов). В результате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление компенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете - к сокращению спроса и, соответственно, импорта. Чаще всего импортные депозиты применяются для улучшения ситуации в платежном балансе посредством сокращения импорта. Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам применяются особые технические требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертификата качества.
    24. К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импорта. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.
    25. В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, г. е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда. Но даже если условие нейтральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т.е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в большей степени, чем если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только косвенные налоги, а прямые не возвращаются.
    26. Государство может устанавливать валютные ограничения, т.е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом "обхода" являются клиринговые соглашения, встречная торговля.
    27. Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.
    28. Под экспортными субсидиями понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:
    29. прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:
    30. выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экспорту;
    31. возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;
    32. финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.:
    33. косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополнительных доходов в иных сферах:
    34. налоговые льготы (государство может предоставлять различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);
    35. государственное кредитование (государство может предоставлять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение условий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный переворот и т.д.). В ряде стран для этих целей созданы специальные учреждения, например в США - экспортно-импортный банк, в Великобритании - Департамент гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной сфере, особенно когда в стране имеют место определенные ограничения.
    36. Прямые субсидии имеют слишком явный характер, что существенно повышает вероятность принятия странами-импортерами ответных мер. Поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии.
    37. Субсидии являются таким же существенным элементом протекционизма, как и пошлины, но если последние устанавливаются для защиты отечественной продукции на внутреннем рынке с целью расширения производства в импортозамещающем секторе экономики, то экспортные субсидии - на внешнем. При предоставлении экспортных субсидий увеличивается выпуск экспортных товаров в результате отвлечения ресурсов из отраслей, конкурирующих с импортом. Экономические потери возникают из-за того, что стоимость выпуска экспортной продукции превышает доход от экспортных продаж. Кроме того, поскольку при предоставлении экспортных субсидий увеличивается отток товаров с внутреннего рынка на внешний, внутренние цены на экспортные товары возрастают. Потребителям приходится также платить дополнительные налоги, которые требуются для финансирования экспортных субсидий. В то же время экспортные субсидии способствуют стабилизации внутреннего рынка и могут улучшить положение страны в международной торговле.

     

    1. Глава 3. Внешнеторговая политики России
    1. 3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России
    1. Одна тенденция  - мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы: 4
    2. масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;
    3. организационно-технологический - качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;
    4. научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;
    5. социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;
    6. политический - выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении "политического единства" мира после крушения СССР. 5
    7. Все эти тенденции проявляются в развитии внешней торговли России.
    8. Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.
    9. Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.
    10. В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство экспертов понимают процесс возникновения и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит от решений международных центров, находящихся за их пределами.
    11. В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.
    12. В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и культурно-информационного поля.
    1. 3.2 Внешнеторговый оборот России
    1. В I полугодии 2007 г. развитие внешней торговли проходило  в условиях сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, укрепления рубля и повышения платежеспособного внутреннего спроса, отмечается в мониторинге социально-экономического развития РФ за первое полугодие 2007 года, подготовленном МЭРТ.
    2. Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития России, в I полугодии 2007 г. составил 257,2 млрд. долларов США, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 20,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 218,2 млрд. долларов США (рост на 18,9%), со странами СНГ - 39,1 млрд. долларов США (рост на 29,3%).
    3. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,4%, импорта-37,6%.
    4. Значительное превышение темпов роста импорта (138,5%) над темпами роста экспорта (111,6%) привело к сокращению положительного сальдо торгового баланса в I полугодии 2007 г. на 13,8% по сравнению с I полугодием 2006 года. Темпы роста товарооборота существенно замедлились в связи со значительным снижением прироста стоимостных объемов экспорта.
    5. В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Евросоюз: на его долю в январе-мае 2007 г. приходилось 52,1% российского товарооборота (в январе-мае 2006 г. - 56,6%), на страны СНГ - 15,4% (14,4%), на страны АТЭС-18,1% (15,6%).
    6. Изменение географической структуры внешней торговли РФ произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота. Так, с Китаем рост товарооборота происходил за счет увеличения темпов роста импорта машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий и обуви, составляющих около 70% импорта России из этой страны. С Японией и Кореей товарооборот рос за счет опережающих темпов роста экспорта минеральных продуктов, металлов и изделий из них и импорта химической продукции, металлов, продовольственных товаров, машин и оборудования.
    7. Наблюдалось снижение доли в товарообороте России Германии и Италии в связи с сокращением экспорта, обусловленным снижением цен на топливно-энергетические товары и существенным сокращением физических объемов из-за уменьшения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году.
    8. В январе-мае 2007 года сохранялась сырьевая направленность российского экспорта. Основными товарными группами экспорта были топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них.
    9. В товарной структуре российского импорта наибольший удельный вес занимали машины, оборудование и транспортные средства. Доля этой группы товаров из стран дальнего зарубежья была значительно выше, чем из стран СНГ, что обусловлено необходимостью обновления производственного оборудования и увеличивающимся спросом населения на товары высокого качества.
    10. Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в январе-мае 2007 г. составил 166,4 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 19,8%. При этом экспорт увеличился на 7,4%, импорт - в 1,5 раза. Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 52,6 млрд долларов США и уменьшилось на 19,1%. На долю стран дальнего зарубежья пришлось 84,6% внешнеторгового оборота России, в том числе - 85,1% экспорта и 83,7% импорта. Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия, Нидерланды и Италия, среди основных торговых партнеров из стран Азии-Китай, и Республика Корея.
    11. Товарооборот России со странами СНГ в январе-мае 2007 г. составил 30,3 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 29,1%, в том числе экспорт - 19,2 млрд долларов США (рост на 21,7%), импорт - 11,1 млрд долларов США (рост на 44,4%). Доля стран СНГ в товарообороте России возросла с 14,4% до 15,4%, в экспорте - с 13,4% до 14,9%, в импорте снизилась с 17,2% до 16,3%. Положительное для России сальдо торговли не изменилось. В структуре экспорта в страны СНГ снизилась доля топливно-энергетических товаров в связи с замедлением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года темпов их роста. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ продолжают оставаться Украина, Беларусь и Казахстан. На их долю в январе-мае 2007 года приходилось 88,2% внешней торговли в регионе. 6
    1. 3.3 Современный этап внешнеторговой политики России
    1. Современное состояние экономики России требует  нового подхода к организации  внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана  с решением главных проблем экономики  страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры  экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована  деятельность внешнеторгового комплекса  России.
    2. Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.
    3. Обеспечение активного участия России в международном разделении труда не должно означать простое наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному росту, умножению его эффекта. Главные усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового оборота.
    4. Реализация стратегии внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.
    5. Первое - создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового комплекса.
    6. Второе - использование импорта в качестве конкурента для национальных производителей с целью:
    7. • модернизации и расширения производственного аппарата России;
    8. • сбалансированного производства и потребления отдельных товаров в стране;
    9. • исключения наиболее неэффективных сфер национального производства;
    10. • обогащения ассортимента товаров народного потребления на российском потребительском рынке;
    11. • рационального использования природных ресурсов страны.
    12. Третье - определение и стимулирование экспортной специализации страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.
    13. Четвертое - определение приоритета в географии внешней торговли.
    14. Преобразования в экономике страны. Исходным и основным элементом реализации внешнеторговой стратегии является создание рыночного механизма функционирования как экономики в целом, так и механизма внешнеторговой деятельности, который позволяет добиться высокой эффективности на макро - и микроуровне и вызывает у хозяйствующих субъектов способность к быстрой реакции на внутренние и внешние экономические процессы и готовность к решительным действиям. Все это повлечет за собой повышение роли рынка, товарно-денежных отношений, демонополизацию, полную самостоятельность производителей. Такой механизм должен стать результатом проводимых в России реформ.
    15. Развитие импорта. Без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.
    16. Таким образом, с одной стороны, во многих сферах производства невозможно обеспечить конкуренцию без импорта товаров, а с другой - полагаться только на внутреннюю конкуренцию - значит ограничивать воздействие на экономику стимулов развития научно-технического прогресса, связанных с мировым рынком.
    17. Для Российской Федерации импорт - это еще и конкурент для национальных производителей, позволяющий им не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого следует, что, предоставляя всем хозяйствующим субъектам свободу выбора между национальными и зарубежными источниками удовлетворения своих потребностей, импорт должен быть легко доступным в организационном плане и рациональным в экономическом отношении как для самого внешнеторгового оператора, так и относительно всех сфер экономики России.
    18. Импортная политика должна быть ориентирована только на решение долгосрочных задач, способствовать ускоренному развитию отечественного машиностроения, агропромышленного комплекса, экспортного производства товаров, то есть приобретаемое оборудование и приборы должны быть последних поколений. Отдавая приоритет импорту оборудования и технологиям для развития и модернизации отечественного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, а также агропромышленного комплекса при сокращении импорта общетехнического оборудования, Россия имеет возможность преодолеть сложившуюся нерациональную зависимость этих отраслей экономики от внешних рынков, обеспечить их технико-экономическую неуязвимость, в частности продовольственную зависимость, постепенное сокращение закупок продуктов питания. Что касается импорта непродовольственных товаров народного потребления, то спрос на них в основном должна удовлетворять отечественная промышленность. Импорт данной группы товаров должен использоваться в основном для расширения ассортимента товаров социально-культурного назначения или осуществляться в порядке ассортиментного обмена. Необходимо проводить курс на импорт более дешевого сырья с целью сохранения его отечественных запасов, ресурсоемкой и материалоемкой продукции в интересах экономии материальных затрат.
    19. Сегодня существует проблема импортных возможностей, связанная с общей ограниченностью инвалютных средств, а у отдельных предприятий их нет вообще. Она должна решаться по мере установления подлинно рыночных отношений в сфере импортной деятельности в условиях полной ответственности производителей за принимаемые ими решения.
    20. Селективная роль импорта не заканчивается на этапе реализации стратегии внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики Российской Федерации. По мере формирования экспортной специализации страны импорт определенной продукции позволит отойти от производства товара, не соответствующего требованиям мирового рынка. В результате чего производители, которые не способны на внутреннем рынке справляться с иностранной конкуренцией, будут устранены, что повысит эффективность экономики страны, углубит ее участие в международном разделении труда и позволит в перспективе определить импортную специализацию.
    21. Экспортная специализация страны. Определение экспортной специализации страны и развитие эффективного экспорта является базовым элементом стратегии внешнеторговой деятельности.
    22. Формирование экспортной специализации страны, как показывает мировой опыт, может быть лишь результатом определенных действий государства на основе эффективной системы функционирования экономики и самостоятельной деятельности производителей.
    23. Такой способ действий означает, что, с одной стороны, государство не должно пассивно воспринимать самоопределение формирования структуры экспортной специализации, а с другой - она не может быть исключительно результатом действий, предпринятых самостоятельно производителями.
    24. При этом роль государства в развитии экспорта должна заключаться в постоянном поиске и выявлении производств, выделяемых мировым и внутренним рынками, и оказании им различных видов услуг и помощи.
    25. Одним из условий всемерного поощрения экспорта государством должно являться то, что средства, полученные от экспорта, будут идти не на поддержку отсталых производств, а на структурную перестройку экономики с учетом долгосрочных сдвигов в мировом хозяйстве, позволяющих России занять более достойное место в системе международного разделения труда и использовать его преимущества с большей для себя выгодой.
    26. Создавая необходимые условия для экспортной экспансии, государство должно определить специализированный экспортный потенциал страны. Энергосырьевая ориентация в экспорте не может быть перспективной. Для России этот выбор может заключаться только в специализации на экспорт готовых, в том числе наукоемких изделий, на расширение и воссоздание экспортной базы агропромышленного комплекса (растительное масло, семена подсолнечника, овощи, ягоды, а в перспективе - зерно), производство потребительских товаров.
    27. Специализация должна охватывать, прежде всего, те отрасли, которые добились существенных результатов на мировом рынке, и их целесообразнее ориентировать на увеличение экспортной продукции. Для России это довольно широкий перечень товаров, он определен в Федеральной программе развития экспорта, который в определенных масштабах позволит решить задачу расширения экспорта в ходе реализации стратегии внешнеторговой деятельности, но не в полной мере.
    28. В связи с этим для достижения поставленных целей государство должно способствовать развитию менее экономически выгодного экспорта отдельных сфер экономики. К числу таких отраслей на данном этапе развития экономики можно отнести заготовительную и производственную деятельность агропромышленного сектора; стимулирование данных сфер даст им в перспективе реальную возможность пробиться на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, а государству - расширить ассортимент экспортной продукции. При этом, безусловно, стимулируемая сфера должна иметь собственные реальные шансы выхода на мировой рынок.
    29. Определение структуры экспортной специализации является результатом длительного процесса, выражающегося в нарастающем эффекте всей стратегии внешнеторговой деятельности, а не является результатом единовременного решения, принимаемого в начале реализации. Экспортная специализация страны станет итогом определенных действий государства, основу которого составят результаты самостоятельной хозяйственной деятельности производственных единиц.
    30. Географический аспект. В период реализации стратегии внешнеторговой деятельности должен быть решен и географический аспект. России целесообразнее отдать приоритет странам ближнего зарубежья, так как существует реальная возможность более глубокой интеграции в рамках Содружества. На это нацелена Концепция экономического развития Содружества Независимых Государств, которая, по существу, является долгосрочной программой совместных действий по экономическому союзу. Реализация ее позволит получить значительный эффект от использования объединенных возможностей, укрепить технико-экономическую неуязвимость членов СНГ от промышленно развитых стран.
    31. Образование взаимовыгодного общего рынка обеспечит углубленное взаимодействие между национальными экономиками стран ближнего зарубежья на основе свободного перемещения товаров между странами в результате непосредственных договоренностей между их производителями и потребителями. Создание условий для сотрудничества на хозяйственном уровне субъектов внешнеторговой деятельности позволит им эффективнее решать такие задачи, как "чем торговать" и "как торговать".
    32. Особая роль в обеспечении взаимодействия национальных рынков и формирования на этой основе общего рынка должна быть отведена определению и введению в странах ближнего зарубежья единых норм и стандартов, соответствующих мировому уровню.
    33. По поводу формирования общего рынка стран СНГ среди специалистов еще нет единства, можно выделить следующие основные направления его развития:
    34. • постепенное изменение процесса координации хозяйственных планов и режима товарооборота в направлении более широкого использования стоимостного обмена;
    35. • расширение поставок на прямых связях;
    36. • прямое взаимодействие национальных оптовых рынков стран-членов СНГ;
    37. • развитие приграничной торговли.
    38. Соответствующие изменения должны претерпеть и основные элементы механизма торгово-экономического сотрудничества, приобретающие черты, свойственные рыночным отношениям:
    39. • в совместной деятельности центр тяжести должен сместиться к использованию экономических методов управления интеграцией;
    40. • в сфере ценообразования должно произойти сближение контрактных цен, применяемых во взаимной торговле стран - членов СНГ, с мировыми ценами;
    41. • в валютной и кредитно-финансовой сферах должны быть созданы условия для формирования валютного союза стран Содружества, основанного на взаимной обратимости национальных валют и их обратимости в свободно конвертируемые валюты.
    42. Общий рынок стран ближнего зарубежья не обособляется от мирового рынка, формируется с учетом всемирного разделения труда. Вместе с тем экономическая интеграция должна уметь себя защитить. Степень защиты в случаях сильной иностранной конкуренции не должна быть больше, чем она имеет место в наиболее промышленно развитых странах мира.
    43. Реализация стратегии. Стратегия внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики страны может быть реализована поэтапно.
    44. На первом этапе необходимо укрепить платежный баланс страны. Единственный критерий поддержки и стимулирования экспорта - это его эффективность. Предприятия-экспортеры, взаимодействуя между собой, должны оперативно откликаться на изменение спроса, воздействовать на внешние рынки и каналы сбыта.
    45. На протяжении этого этапа реализации стратегии продолжается в основном пассивное подчинение экспортной деятельности России мировому рынку. Выход на мировой рынок - один из главных критериев оценки эффективности экспорта производственного предприятия.
    46. На втором этапе осуществляется максимальное стимулирование постепенно выделяемых отраслей экспортной специализации, предусмотренных Федеральной программой развития экспорта при одновременном сохранении общей поддержки всего эффективного экспорта и определение направлений импортной специализации страны.
    47. В течение третьего этапа должны быть реализованы следующие направления:
    48. • расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации;
    49. • исключение с помощью импорта наиболее неэффективных сфер отечественного производства;
    50. • продолжение действий, направленных на стимулирование всего эффективного экспорта.
    51. На данном этапе экономика Российской Федерации начинает работать под воздействием международного разделения труда, ее комплексное развитие постепенно переходит в селективное, или приоритетное, развитие определенных отраслей.
    52. Данный этап должен завершиться созданием условий для открытой экономики.
    53. Четвертый этап стратегии внешнеторговой деятельности - это эффект, на который направлено ее последовательное осуществление.
    54. Доминантой открытой экономики является расширение функций внешнеторгового обмена продукцией в материально-вещественной форме в процессе социально-экономического развития страны. Внешнеторговая деятельность выполняет в ней свою основную задачу - повышение национального дохода. При этом почти все отрасли производственной деятельности постоянно сталкиваются с конкуренцией на мировых рынках. Это становится возможным благодаря производству основной части продукции не только для внутристранового рынка, но и для экспорта при одновременном разрешении конкурирующего импорта в определенных пропорциях.
    55. Экспорт и импорт на четвертом этапе реализации внешнеторговой стратегии носят специализированный характер. Существующая разница между объемом экспорта и объемом импортных потребностей настолько высока, что практически не существует проблемы внешнего платежеспособного спроса - основного барьера внешнеторгового обмена.
    56. Весь этот период можно рассматривать как переходный к превращению России в ближайшем будущем в одну из ведущих держав с прогрессивной структурой внешнеторгового оборота и прочными позициями на мировом рынке.
    57. Достижение этих рубежей возможно не только в результате радикального совершенствования механизма внешнеторгового комплекса страны в целом, но и деятельности всех хозяйствующих субъектов, занимающихся международным бизнесом, обеспечивающим обмен продукцией в материально-вещественной форме, независимо от форм собственности.
    58. Изложенная стратегия должна стать основой для разработки Концепции внешнеторговой деятельности субъекта Российской Федерации.

     

    1. Заключение
    1. В данной работе определены основные понятия внешнеторговой политики, определены ее виды, механизмы  регулирования.
    2. В курсовой работе проанализирована внешнеторговая политика России на современном этапе рассмотрены тенденции и факторы развития внешнеторговой политики внешнеторговый обмен,
    3. Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.
    4. Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.
    5. Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.
    6. Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по-своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.
    7. Однако большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы. К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п. Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость.
    8. Факторы торгово-политического характера - унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие - формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

    Информация о работе Россия на мировом рынке