Россия на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:58, реферат

Описание работы

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%.

Работа содержит 1 файл

внешняя экономика россии.docx

— 1.66 Мб (Скачать)
  • Совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ; создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;
  • Взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;
  • Углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;
  • Формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;
  • Создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.

     ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся интеграционным объединением. В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном формирует Таможенный союз, что является важнейшим направлением развития интеграционных процессов на среднесрочную перспективу. Одновременно продолжится работа по формированию условий для перехода к единому экономическому пространству.

     Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны.

     Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.

     В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство (ОЭП) России и ЕС, которое должно быть основано на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.

     Приоритетными направлениями взаимодействия с Европейским союзом являются следующие:

  • Доступ к европейским технологиям и компетенциям;
  • Сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;
  • Стратегическое партнерство в сфере энергетики;
  • Развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров;
  • Устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки.

           Организационной базой сотрудничества будет Договор о стратегическом партнерстве, до вступления в силу которого продолжит свое действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

           Страны Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми темпами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, современных технологий, промышленного сырья, удобрений. Они также располагают разнообразными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляющими интерес для российских компаний. Ведущий партнер России в Латинской Америке - Бразилия - имеет высокоразвитые агропромышленную, горнорудную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг, становится крупной энергетической державой.

     Активизация сотрудничества со странами Латинской и Центральной Америки будет осуществляться преимущественно по следующим направлениям:

  • Укрепление присутствия России в странах региона путем расширения номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники и др.;
  • Расширение поставок оборудования и сервисных услуг для строительства объектов «под ключ» и для организации сборочного производства по российским лицензиям товаров, оказание услуг в рамках строительства промышленных и энергетических объектов;
  • Развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на производство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте- и газопроводов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники;
  • Создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельхозпродукции;
  • Взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в первую очередь по таким направлениям, как нано- и биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации;
  • Развитие взаимодействия с региональными интеграционными объединениями, прежде всего с МЕРКОСУР и Андским сообществом.

           Также одним из приоритетов внешней торговли России является использование членство в АТЭС для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии - полномасштабное использование потенциала диалогового партнерства Россия - АСЕАН в целях обеспечения благоприятных условий для российских компаний по продвижению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе путем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепление за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциации.

     Приоритетным направлением внешней торговли России является и выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники.  

 

     

     Заключение 

     Формой связи между производителями продукции разных стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

     Условия внешней торговли России в 2009 году по сравнению с 2008 годом значительно ухудшились: на фоне небольшого роста импортных цен экспортные упали на 39,4%. В результате профицит торгового баланса сократился с 49,9 до 19,1 млрд. долларов США. Внешнеторговый оборот уменьшился со 170,3 млрд. долларов США в I квартале 2008 года до 95,8 млрд. долларов США в отчетном периоде. Экспортировано товаров на сумму 57,4 млрд. долларов США, что в 1,9 раза меньше аналогичного показателя соответствующего периода предыдущего года. Снижение стоимостных объемов вывоза по большинству укрупненных позиций товарной номенклатуры обусловлено прежде всего ценовым фактором.

     Импорт товаров, составивший 38,4 млрд. долларов США, относительно I квартала 2008 года уменьшился на 36,3%. Сжатие внутреннего спроса российской экономики выразилось в снижении физического объема ввоза (на 38,6%) по укрупненным товарным группам, в первую очередь инвестиционного и промежуточного назначения.

     В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

     С другой стороны страны АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных рынков для российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной техники, станков и оборудования. Быстрый экономический рост в АСЕАН порождает растущий спрос на отдельные виды российской продукции. Очевидно, что проблемы сотрудничества России и стран АСЕАН не могут быть решены силами одного бизнеса без поддержки государства.

     С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией.

     Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и так далее. Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынки.

     Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

     По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров, и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

 

     

     Список литературы 

  1. Авдокушев Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. М.: Экономистъ, 2004 С319-325, 343-348
  2. Булатов А.С. Мировая экономика. Учебник. М.: Экономистъ, 2007 С324 325
  3. Жуков Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник для ВУЗов/ Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко. М.: Юнити-Дана, 2000 С104-152
  4. Николаева И.П. Мировая экономика: учебное пособие для ВУЗов. М.: Юнити-Дана, 2006 С193-196
  5. Покровская В.В. Организация и регулирование ВЭД: учебник. М.: Юритсъ, 2002 С333-368
  6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2009
  7. Трухачев В.И. Международная торговля: учебное пособие./В.И. Трухачев, И.Н. Лякишева, В.Л. Ерохин. М.: Финансы и статистика, АГРУС,2008 С322-341
  8. Фомичев В.И. Международные экономические отношения: учебник. М.: ИНФРА-М, 2000 С222-259
  9. Хмелев И.Б., Логинова И.Л. Мировая экономика/ московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003 С33-35, 46-49
  10. К.Воронов Новый партнёрский договор РФ-ЕС: северо-европейский ракурс // Мировая экономика и международные отношения №8 2007 С52-63
  11. И. Иванов Россия на пороге ВТО// Мировая экономика и международные отношения №8 2007 С3-16
  12. И. Пашковская Деятельность ЕС в России по программе ТАСИС // Мировая экономика и международные отношения №8 2007 С 42-52
  13. В.Н. Сумароков Расширение ЕС и внешнеэкономические связи России// Научное издание, 2007
  14. ФТС России. Режим доступа: www/customs.ru/stats/
  15. МИД России\22.07.2005\ Россия и ЕС: перспективы стратегического партнёрства www/mid.ru/ns-
  16. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity
  17. Оглавление
  18. Введение
  19. Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
  20. 1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели
  21. 1.2 Виды внешнеторговой политики
  22. 1.2.1 Свободная торговля
  23. 1.2.2 Протекционизм
  24. Глава 2. Регулирование внешнеторговой политики
  25. 2.1 Таможенные тарифы
  26. 2.2 Ставка пошлины
  27. 2.3 Направление действия пошлин
  28. 2.4 Экономический характер
  29. 2.5 Нетарифные барьеры
  30. Глава 3. Внешнеторговая политики России
  31. 3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России
  32. 3.2 Внешнеторговый оборот России
  33. 3.3 Современный этап внешнеторговой политики России
  34. Заключение
  35. Список использованной литературы и источников
  36. Приложение 1
  37. Приложение 2
  38. Приложение 3
  •  

    1. Введение
    1. Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и  есть основа международных экономических  отношений, так как рост мирохозяйственных  связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что  соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных  связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости  интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся  мировой экономике очень большое  значение имеет внешняя торговля.
    2. Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.
    3. Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет
    4. Внешнеторговая политика - это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику
    5. Внешнеторговая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.
    6. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
    7. Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.
    8. Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России
    9. Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики
    10. Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:
    11. раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;
    12. определить виды политики;
    13. проанализировать регулирование внешнеторговой политики;
    14. охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.
    15. В первой главе объясняется сущность и понятия внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Так же определены виды внешнеторговой политики, такие как
    16. Свободная торговля (фритредерство) - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.
    17. Протекционизм - система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными.
    18. Во второй главе выделены основные инструменты внешнеторговой политики. Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны. Чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.
    19. В третьей заключительной главе дается характеристика внешнеторговой политики России на современном этапе, ее тенденции развития, и структура товарооборота
    20. В заключении подводятся итоги выполненной работы.

    Информация о работе Россия на мировом рынке