Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать российскую модель менеджмента, охарактеризовать особенности ее формирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность менеджмента.
2. Дать историческую справку развития менеджмента в России.
3. Определить специфические особенности российского менеджмента.
Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Понятие и сущность менеджмента…………………………………...6
Глава 2. Становление и развитие менеджмента в России…………………… 8
Глава 3. Основные трудности менеджмента………………………………….13
Глава 4. Специфика российского менеджмента………………………………17
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы …………………………………………..28
Особенности российского менеджмента:
- приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий;
- инфраструктура
менеджмента, социально-
- комплекс
факторов, затрудняющих и
- культурная
среда, особенности
Существует
два подхода в понимании
Первый подход - полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России из-за особенностей исторического и национально- культурного характера. Второй подход - не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах. Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально- исторических особенностей нашей культуры.
Проблемы менеджмента в России.
Переход
от административно-командной
1. Приватизация государственной собственности как формирование массы собственников, необходимых для рыночной среды. Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) - осложнили переходные процессы и их анализ. Вместе с тем проведенные исследования позволяют выделить следующие направления преобразований социально-экономического характера.
2. Кардинальный
отход от социально
3. Изменение поведения и целей трудового коллектива в сторону более рационального отношения к себе. Это, прежде всего, предложения, поступающие "снизу" и касающиеся более рационального использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.
4. Изменение в целях выживания предприятия методов управления в сторону открытости. Российские менеджеры в начале переходного периода ориентировались на управление с позиций рационального использования всех внутренних ресурсов и опирались на работников - собственников этого предприятия (владельцев крупных пакетов акций). В настоящее время акценты изменились, и управление добровольно идет на увеличение доли акций, принадлежащих внешним владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от "закрытого" управления в сторону "открытого". При этом доля "внешних" владельцев акции часто расширяется в целях привлечения инвесторов для реконструкции производства, его перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и тенденции добровольного уменьшения "цены" за переход под "внешнее" управление. Речь идет об уступке менеджерами части своей власти "внешним" управлениям взамен на гарантированное владение определенной долей акций.
5. Изменение
характеристики корпуса
В
современной России существуют две
наиболее важные проблемы менеджмента
и первая из них заключается в том, что
реалии российской экономики сильно отличаются
от тех условий, в которых зарождались
принципы менеджмента в западных странах,
но на который ориентируется отечественная
экономика. Суть данной проблемы менеджмента
в том, что данный инструмент предусмотрен
для решений проблем, которые перед нашими
производителями еще не стоят. Грубо говоря,
используя опыт западно-европейских стран
в российской экономической системе, достигаемый
результат сильно отличается от ожидаемого.
Проблемы менеджмента на предприятиях
в России пока еще довольно глубоки, и
еще одной серьезной проблемой на пути
развития современного менеджмента является
то, что редко, когда компетентность нынешних
руководителей предприятий соответствует
должному уровню, что приводит к неправильным
решениям в вопросах управления. Ведь
до недавнего времени пласт руководителей
формировался из специалистов, показывающих
наиболее высокий профессиональный результат,
которые в последующем начинали движение
по административной лестнице, в дальнейшем
возглавляя наивысшие управленческие
должности. Но дело в том, что, к примеру,
назначение рядового инженера на должность
начальника отдела и приобретение им новых
функций в новом статусе, чаще всего приводит
к тому, что он не справляется со своими
управленческими обязанностями, т.к. для
их исполнения его прошлый опыт работы
инженером соврешенно бесполезен. И проблемы
менеджмента данного характера в том,
что управленец, заняв менеджерскую позицию,
по сути своей так и остается отраслевым
специалистом, не владеющим даже минимальными
навыками управления предприятием и персоналом.
Следовательно, необходимо получить как
минимум базовый набор знаний, основанный
на мировой практике, но в то же время ориентированный
на специфику российской экономики. Типичные
ошибки, которые совершают руководители
предприятий (в том числе и малый бизнес)
– это, во-первых, то, что они полностью
исключают себя из деятельности, направленную
на создание и поддержание системы менеджмента.
Как правило, руководители считают свою
задачу выполненной после того, как введена
должность менеджера, и нанят человек
на эту должность. Но чаще всего это приводит
к тому, что построение качественного
менеджмента на предприятии становится
заботой одного человека, в чьи обязанности
это входит непосредственно, при полном
равнодушии всего остального персонала.
А при таком раскладе добиться успеха
практически невозможно. К сожалению,
ситуация на сегодняшний день такова,
что редко, когда генеральный директор
того или иного предприятия четко представляет
и понимает всю важность своей роли в системе
менеджмента качества. Ко всему вышеперечисленному,
можно добавить следующие наиболее актуальные
проблемы: проблема управления конверсионными
процессами, управления занятостью, антикризисное
управление, информационные технологии
управления, банковский менеджмент. И
это лишь малый список тех проблем, которые
характерны российскому менеджменту.
И главное здесь – это правильно ранжировать
приоритеты в решении указанных проблем,
т.к. именно в этом наиболее ярко проявляются
наибольшие трудности в построении современного
менеджмента в России.
Заключение
Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Отмечается, что глобальный кризис сильно изменил цели и управление компаниями, а также увеличил будущую неопределенность рынков. В настоящее время не выработаны основные теоретические и методологические позиции по использованию менеджмента в практической деятельности вывода из кризиса экономики. Это относится не только к России, но и к ведущим зарубежным странам. Сегодня в России только складываются экономические условия, требующие применения такого инструмента, как менеджмент качества. В первую очередь необходима высококонкурентная экономика, ориентированная на удовлетворение потребителя. Без этого менеджмент качества как инструмент сохранения рентабельности не будет востребован.
Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей устойчивого развития в условиях кризиса.
Учет мирового опыта накладывается на российскую специфику, это
Возможно,
что стратегический менеджмент, отличительные
стороны которого пренебрежение локальными
доходами по сравнению со стратегическими
целями, а также подход проект - менеджмент
выведет мировую экономику, а также Россию
на устойчивую стратегическую траекторию
социально-экономического развития.
Список использованной литературы:
1. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – Кравченко, А. И., М.Академический Проект, 2010– 277 с.
2. «Менеджмент в России и за рубежом», Белый, Е.М., Кузнецов, А.В., Журнал 2009- №3. - 82 с.
3. Основы менеджмента - М.: Дело, Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. 2008 – 800 с.
4.Поведение реализации, Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», Коробейников, О.П., Колесов, В.Ю., Трифилова А.А., Стратегическое 2009- №3. – 76 с.
5. Менеджмент: учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский; под общ. Ред. М.П. Переверзева. – 2009 – 488 с.
6. Менджмент:
Теория и практика в России:
Учебник. Под ред. А.Г.
7. Основы менеджмента: Учебное пособие. Кабушкин, Н.И. – 6-е изд., стереотип. – Москва,2009 – 320 с.
8. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 2008– 352с.
9. Баумгартен Л.В.- Стратегический менеджмент в туризме: учеб. пособие 2007.
10. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2009.
11. Родченко В.В. Международный менеджмент: учебное пособие. - К.: МАУП, 2008.
12. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2007.
13. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. - М.: Издательско-торговая компания "Дашков и К0", 2008.
14. Чудновский А.Д.
Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве:
учебник. - М.: КноРус, 2007.
15. http://www.infomanagement.
Приложение
|
|