Российская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать российскую модель менеджмента, охарактеризовать особенности ее формирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность менеджмента.
2. Дать историческую справку развития менеджмента в России.
3. Определить специфические особенности российского менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Понятие и сущность менеджмента…………………………………...6
Глава 2. Становление и развитие менеджмента в России…………………… 8
Глава 3. Основные трудности менеджмента………………………………….13
Глава 4. Специфика российского менеджмента………………………………17
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы …………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Российская модель менеджмента. Курсовая работа.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Особенности российского менеджмента:

- приоритеты  в проблематике, акцепты внимания  и усилий;

- инфраструктура  менеджмента, социально-экономические  и политические условия его  осуществления;

- комплекс  факторов, затрудняющих и благоприятствующих  укреплению менеджмента в России;

- культурная  среда, особенности общественного  сознания, которые невозможно изменить.

Существует  два подхода в понимании российского  менеджмента:

Первый  подход - полное отрицание возможности  и необходимости менеджмента  в России из-за особенностей исторического и национально- культурного характера. Второй подход - не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах. Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально- исторических особенностей нашей культуры.

Проблемы  менеджмента в России.

     Переход от административно-командной экономики  к рыночной, с одной стороны, и  специфика российской системы ценностей, российского менталитета, с другой, определили особенности российского  менеджмента на современном этапе. В период после 1992 года выявлены реальное направление реформ экономики и управления, а также роль отдельных сфер хозяйствования общественно-активных групп и личностей.

1. Приватизация  государственной собственности  как формирование массы собственников, необходимых для рыночной среды. Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) - осложнили переходные процессы и их анализ. Вместе с тем проведенные исследования позволяют выделить следующие направления преобразований социально-экономического характера.

2. Кардинальный  отход от социально благоприятной  экономики к рациональной. Для поведения руководителей в рамках благоприятной экономики характерно: сохранение рабочих мест, минимизация потерь квалифицированных рабочих при сокращении объемов производства и его диверсификации. В рамках рациональной экономики это жесткое распределение ресурсов внутри предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих позиций на рынке, проведение новой финансовой политики и изменение внутренней организации,- при усилении роли финансового капитала над производительным и человеческим.

3. Изменение  поведения и целей трудового  коллектива в сторону более  рационального отношения к себе. Это, прежде всего, предложения, поступающие "снизу" и касающиеся более рационального использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.

4. Изменение  в целях выживания предприятия  методов управления в сторону открытости. Российские менеджеры в начале переходного периода ориентировались на управление с позиций рационального использования всех внутренних ресурсов и опирались на работников - собственников этого предприятия (владельцев крупных пакетов акций). В настоящее время акценты изменились, и управление добровольно идет на увеличение доли акций, принадлежащих внешним владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от "закрытого" управления в сторону "открытого". При этом доля "внешних" владельцев акции часто расширяется в целях привлечения инвесторов для реконструкции производства, его перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и тенденции добровольного уменьшения "цены" за переход под "внешнее" управление. Речь идет об уступке менеджерами части своей власти "внешним" управлениям взамен на гарантированное владение определенной долей акций.

5. Изменение  характеристики корпуса менеджеров российской экономики. Формирование этой категории управленцев происходило по двум направленным. С одной стороны, это работники, которые воспользовались экономической свободой и построили сами свой бизнес. Начальной стадией практически у всех было создание малых предприятий. Как правило, это высокообразованные молодые люди (25-40 лет), способные к быстрой переориентации, хорошие организаторы, желающие и умеющие много работать для достижения своей цели. Менеджеров этой категории характеризует быстрое восприятие норм экономического поведения их "западных" коллег, умение комплексно видеть и решать проблемы своего бизнеса, быстрое освоение методов выстраивания деловых, партнерских отношений с "западными" коллегами. При этом ранее эти люди, как правило, не имели опыта руководителей работы, хозяйственными объектами, крупными производственными коллективами, так как не проходили школы экономического взаимодействия административно-командной экономики. С другой стороны, - руководители крупных предприятий, управленческий опыт которых сложился в административно-командной экономике, но вынужденные осуществлять управление в рыночных условиях, на своем опыте. "Ошибки" в таком обучении приобретают большую цену для предприятия. Более того, иная качественная определенность управления в рыночной экономике во многом определила небольшой удельный вес успешных руководителей. Это руководители уже старшего поколения (50-65 лет) на смену им приходят более, молодые (30-40 лет), имеющие опыт руководящей работы на данном предприятии. К ним относятся работники, ушедшие со своих должностей и пробовавшие строить свой самостоятельный бизнес. Эту категорию работников объединяет опыт самостоятельного управления бизнесом в условиях рынка. Иными словами, на должности первых руководителей крупных предприятий приходят работники данного предприятия. Они приносят с собой опыт рыночного менеджмента, свои капиталы, накопленные в частном бизнесе и наработанные связи с банками. Для обоих направлений формирования образа современных руководителей бизнеса характерно омолаживание этой категории менеджеров. Переход к рыночным условиям ускорил так же приход к "власти" в бизнесе молодого поколения управленцев. Таким образом, российский опыт переходной к рынку экономики внес следующие особенности реформирования управления. Это переход к рациональной экономике, где завоевание позиций на рынке представляется более высокой ценностью для менеджеров, чем максимизация числа сохранения рабочих мест, диверсификация производства взамен массового производства изделий, которые умели выпускать. Прослеживается расширение "открытости" в управлении предприятиями. При этом "открытость" обеспечивается не столько за счет утери власти менеджерами, сколько за счет уменьшения влияния рабочих. Более того, менеджмент ряда предприятий готов добровольно поделиться властью (с предоставлением гарантий в виде передачи прав собственности) и ведет активный поиск внешних инвесторов, в том числе и зарубежных, но это следующая ступень эволюции. Таким образом, менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру.

     В современной России существуют две  наиболее важные проблемы менеджмента и первая из них заключается в том, что реалии российской экономики сильно отличаются от тех условий, в которых зарождались принципы менеджмента в западных странах, но на который ориентируется отечественная экономика. Суть данной проблемы менеджмента в том, что данный инструмент предусмотрен для решений проблем, которые перед нашими производителями еще не стоят. Грубо говоря, используя опыт западно-европейских стран в российской экономической системе, достигаемый результат сильно отличается от ожидаемого. Проблемы менеджмента на предприятиях в России пока еще довольно глубоки, и еще одной серьезной проблемой на пути развития современного менеджмента является то, что редко, когда компетентность нынешних руководителей предприятий соответствует должному уровню, что приводит к неправильным решениям в вопросах управления. Ведь до недавнего времени пласт руководителей формировался из специалистов, показывающих наиболее высокий профессиональный результат, которые в последующем начинали движение по административной лестнице, в дальнейшем возглавляя наивысшие управленческие должности. Но дело в том, что, к примеру, назначение рядового инженера на должность начальника отдела и приобретение им новых функций в новом статусе, чаще всего приводит к тому, что он не справляется со своими управленческими обязанностями, т.к. для их исполнения его прошлый опыт работы инженером соврешенно бесполезен. И проблемы менеджмента данного характера в том, что управленец, заняв менеджерскую позицию, по сути своей так и остается отраслевым специалистом, не владеющим даже минимальными навыками управления предприятием и персоналом. Следовательно, необходимо получить как минимум базовый набор знаний, основанный на мировой практике, но в то же время ориентированный на специфику российской экономики. Типичные ошибки, которые совершают руководители предприятий (в том числе и малый бизнес) – это, во-первых, то, что они полностью исключают себя из деятельности, направленную на создание и поддержание системы менеджмента. Как правило, руководители считают свою задачу выполненной после того, как введена должность менеджера, и нанят человек на эту должность. Но чаще всего это приводит к тому, что построение качественного менеджмента на предприятии становится заботой одного человека, в чьи обязанности это входит непосредственно, при полном равнодушии всего остального персонала. А при таком раскладе добиться успеха практически невозможно. К сожалению, ситуация на сегодняшний день такова, что редко, когда генеральный директор того или иного предприятия четко представляет и понимает всю важность своей роли в системе менеджмента качества. Ко всему вышеперечисленному, можно добавить следующие наиболее актуальные проблемы: проблема управления конверсионными процессами, управления занятостью, антикризисное управление, информационные технологии управления, банковский менеджмент. И это лишь малый список тех проблем, которые характерны российскому менеджменту. И главное здесь – это правильно ранжировать приоритеты в решении указанных проблем, т.к. именно в этом наиболее ярко проявляются наибольшие трудности в построении современного менеджмента в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно  сделать следующие выводы. Отмечается, что глобальный кризис сильно изменил цели и управление компаниями, а также увеличил будущую неопределенность рынков. В настоящее время не выработаны основные теоретические и методологические позиции по использованию менеджмента в практической деятельности вывода из кризиса экономики. Это относится не только к России, но и к ведущим зарубежным странам. Сегодня в России только складываются экономические условия, требующие применения такого инструмента, как менеджмент качества. В первую очередь необходима высококонкурентная экономика, ориентированная на удовлетворение потребителя. Без этого менеджмент качества как инструмент сохранения рентабельности не будет востребован.

     Основной  особенностью управленческой мысли  становится поиск новых конкретных и реальных путей устойчивого  развития в условиях кризиса.

Учет  мирового опыта накладывается на российскую специфику, это

  • система качества российского менеджмента;
  • коррумпированный фон российской экономики на всех уровнях управления;
  • избыточность государственного управленческого персонала, влияние государства на политику компании;
  • недостаток квалифицированных топ - менеджеров и менеджеров среднего звена новой формации;
  • взаимодействие менеджеров - стратегов и владельцев компаний

Возможно, что стратегический менеджмент, отличительные  стороны которого пренебрежение локальными доходами по сравнению со стратегическими целями, а также подход проект - менеджмент выведет мировую экономику, а также Россию на устойчивую стратегическую траекторию социально-экономического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – Кравченко, А. И., М.Академический Проект, 2010– 277 с.

2. «Менеджмент в России и за рубежом», Белый, Е.М., Кузнецов, А.В., Журнал 2009- №3. - 82 с.

3. Основы менеджмента - М.: Дело, Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. 2008 – 800 с.

4.Поведение реализации, Журнал «Менеджмент в России  и за рубежом», Коробейников, О.П., Колесов, В.Ю., Трифилова А.А., Стратегическое 2009- №3. – 76 с.

5. Менеджмент: учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский; под общ. Ред. М.П. Переверзева. – 2009 – 488 с.

6. Менджмент:  Теория и практика в России: Учебник. Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. –  2010 654 с.

7. Основы менеджмента:  Учебное пособие. Кабушкин, Н.И.  – 6-е изд., стереотип. – Москва,2009 – 320 с.

8. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 2008– 352с.

9. Баумгартен Л.В.- Стратегический менеджмент в туризме: учеб. пособие 2007.

10. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2009.

11. Родченко В.В. Международный менеджмент: учебное пособие. - К.: МАУП, 2008.

12. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2007.

13. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. - М.: Издательско-торговая компания "Дашков и К0", 2008.

14. Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник. - М.: КноРус, 2007. 

15. http://www.infomanagement.ru/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 
 
 

  1. Общительность
  2. Чувство нового
  3. Требовательность к людям
  4. Преданность делу
  5. Принципиальность
  6. Знание факторов, цифр, данных
  7. Инициативность
  8. Умение предвидеть
  9. Умение проконтролировать
 исполнение
  1. Чувство юмора
  2. Требовательность к себе
  3. Умение слушать
  4. Умение убеждать
  5. Единство слов и действий
  6. Самокритичность
  7. Чувство личной ответственности
  8. Внимательное отношение к людям
  9. Вежливость
  10. Искренность
  11. Умение выступать
  12. Целеустремленность
  13. Тактичность
  14. Справедливость
  15. Умение ценить время
  16. Умение вызывать доверие
  1. Работоспособность
  2. Умение организовать самого себя
  3. Самостоятельность
  4. Дисциплинированность
  5. Умение говорить по телефону
  6. Умение анализировать
  7. Умение оценивать работу подчиненных
  8. Выдержанность
  9. Аккуратность в работе
  10. Умение инструктировать
  11. Умение поддержать инициативу
  12. Умение довести начатое дело до конца
  13. Умение заинтересовать в выполнении работы
  14. Умение рисковать
  15. Энергичность
  16. Умение показать личный пример
  17. Способность вызывать энтузиазм
  18. Усидчивость
  19. Умение работать ровно, без сбоев
  20. Активность в общественной работе
  21. Умение организовать людей
  22. Интуиция
48. Умение управлять  своими эмоциями

Информация о работе Российская модель менеджмента