Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать российскую модель менеджмента, охарактеризовать особенности ее формирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность менеджмента.
2. Дать историческую справку развития менеджмента в России.
3. Определить специфические особенности российского менеджмента.
Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Понятие и сущность менеджмента…………………………………...6
Глава 2. Становление и развитие менеджмента в России…………………… 8
Глава 3. Основные трудности менеджмента………………………………….13
Глава 4. Специфика российского менеджмента………………………………17
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы …………………………………………..28
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность менеджмента…………………………………...6
Глава 2. Становление и развитие менеджмента в России…………………… 8
Глава
3. Основные трудности менеджмента………………………
Глава 4. Специфика российского менеджмента………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы …………………………………………..28
Введение:
Особенности
российского менеджмента
Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сегодня находится в положении «догоняющего» и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента. Сказанным выше, обозначена актуальность выбранной темы.
Предметом исследования в данной работе являются методы и формы формирования и развития менеджмента в России. Объектом исследования – менеджмент в России.
Цель курсовой работы – исследовать российскую модель менеджмента, охарактеризовать особенности ее формирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть
понятие и сущность
2. Дать историческую справку развития менеджмента в России.
3. Определить
специфические особенности
В современной литературе принято описывать несколько концепций российского менеджмента:
1. Концепция
копирования западной теории
менеджмента не учитывает
2 Концепция
адаптации западной теории
В России конца 80-х годов опоздание на работу, уход с работы раньше положенного срока, низкое качество продукции, мелкое воровство стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого, в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, «несунами», вводить новые методы повышения качества. И как следствие, теории адаптированные к российской действительности, слабо учитывающие ее специфику, не смогут дать экономике России то, что ожидается от них. Менталитет нации оказывает огромное влияние на специфику менеджмента.
3. Концепция
создания российской теории
Преобладание бережливости, трудолюбия, пунктуальности и т.д. также будут определять управленческие формы и методы, формировать действия и поведение управленцев.
Отсюда следует, управление – форма проявления глубинной, внутренней социально-психологической программы, заложенной в человеке. Менталитет в этом качестве – основа поведенческого менеджмента, его существенная сторона. Здесь проявляется соответствие менеджмента менталитету.
Россияне при строительстве «ВАЗа» быстро получали извещение об увольнении от фирмы «Фиат» не потому, что плохо работали, а в силу того, что опоздать на работу на 30 минут, уйти на 15 минут раньше на обед, «покурить», когда хочется, считалось для них естественным. Русский менталитет не был совместим с итальянским. В результате используемая система управления оказывалась непригодной для наших рабочих .
Заключение:
С точки зрения управления в России условно выделяют три основные модели менеджмента:
Модель «здравого смысла», наблюдаемая, прежде всего в последнем десятилетии XX века, во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Хорошо, что бизнес в те годы, был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма;
Модель
«западной культуры»
Глава 1. Понятие и сущность менеджмента.
Менеджмент – это управление хозяйственной деятельностью – умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения, интеллект других людей. Бизнес менеджмент – управление группой людей. Менеджмент предполагает управление в условиях рыночной экономики. Это:
-
ориентация фирмы на спрос
и потребности рынка, запросы
потребителя, организация
- постоянное
стремление к эффективному
- хозяйственная самостоятельность, свобода в принятии решений.
- постоянная
корректировка целей и
- Необходимость
использования современной
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение определенных целей, в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов, методов и функций экономического механизма менеджмента. Менеджмент предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста – менеджера. И в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или какую-то ее часть. Задача менеджера – достичь слаженной деятельности, менеджер – это управляющий, не зависимо от уровня управления, профессиональной подготовки. Менеджер может быть собственником и наемным работником. Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности (производство, сбыт, финансы), если эта деятельность направлена на получение прибыли. Управление осуществляется с учетом потенциальных возможностей фирмы и ее обеспечения необходимыми ресурсами. Рациональное использование материальных ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимальной эффективности. Экономический, механизм менеджмента, обусловлен хозяйственной деятельностью фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности определяются на рынке.
Хозяйственные
цели менеджмента формулируются и устанавливаются
в рамках миссии и в ее развитии. При этом
цели будут значительной, задающей частью
процесса стратегического планирования
лишь в том случае, если они четко сформулированы
и организация информирована о них. Цель
– это конечное состояние, желаемый результат,
которого стремиться добиться любая организация.
Поставленные менеджментом цели фирмы
используют для установления стандартов,
для оценки эффективности организации,
дают общий ориентир для деятельности.
Целью может быть либо приобретение, либо
сохранение определенных факторов. Цели
всегда основаны на гипотезах развития
в будущем, поэтому их обоснованность
зависит от точности этих гипотез. Чем
более отдаленный период рассматривается,
тем выше неопределенность будущего, тем
в более общей форме должны ставиться
цели. Различают цели общие и глобальные,
разрабатываемые для фирмы в целом, и цели
специфические, разрабатываемые по основным
видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных
подразделений на основе общих целей или
ориентиров.
Глава 2. Становление и развитие менеджмента в России
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования. В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.
Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством. Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся: