Роль современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 10:42, реферат

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности развития направлений и роль менеджмента на современном этапе.

Объект исследования: теория и практика менеджмента.

Предмет исследования: направления развития и роль современного менеджмента.

Реализация заявленной цели возможна посредством решения ряда задач.

Задачи исследования:

Дать определение понятию «менеджмент».
Раскрыть сущностное содержание понятия «менеджмент».
Рассмотреть основные этапы и концепции развития менеджмента.
Изучить особенности направлений развития менеджмента на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»

1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент»…………………………5

1.2 Функции и виды менеджмента……………………………………………..8

Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента

2.1 Развитие теории и практики менеджмента………………………………..13

2.2 Особенности развития и роль современного менеджмента……………...20

Заключение………………………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Вторая, еще более мощная тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления [8, 114]. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента — за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания потенциала группы». Проще говоря — это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.

     Третья  тенденция — интернационализация  менеджмента и бизнеса и порожденные  ею новые проблемы управления [8, 115]. Это, например, проблема кросс-культурного  переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

     По  мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции  привели к тому, что сегодня  сформировалась новая парадигма  управления. Она обозначается, как  «тихая управленческая революция», а  ее ключевыми чертами являются следующие [17, 187]:

     1. Отказ от управленческого рационализма  классических школ менеджмента,  состоящего в убеждении, что  ключ к успеху управления лежит  в правильном воздействии на  внутренние факторы организации.  Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.

     2. Использование в управлении теории  систем позволило не только  сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.

     3. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис — вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.

     4. Признание социальной ответственности  менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат. Он уже не может рассматриваться как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.

     Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость стран и регионов, становятся главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире [10, 138].

     Влияние глобализации вызвало необходимость поиска новых подходов к управлению компаниями различного направления деятельности.

     Так, с позиций стратегического менеджмента  для компаний сегодня очень важно  научиться работать одновременно в  двух измерениях - в системе глобальной мировой экономики и политической разобщенности. Исследователи утверждают, что границы современного менеджмента больше не совпадают с государственными границами [11, 139]. Устранение торговых барьеров между государствами, создание новых рынков, растущая конкуренция привели к тому, что сегодня современные компании работают не на региональные или национальные рынки, а на глобальный, при этом принимаемые управленческие решения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сферах, все в большей степени определяются интересами самих компаний, а не политическими интересами государства. В этой связи основным залогом роста и бесконфликтного сосуществования становится партнерство разных типов, а не прямое владение, принуждение и контроль.

     Распад  СССР и открытие его рынков и рынков стран Восточной Европы, введение единой валюты в рамках Европейского сообщества, вступление в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле открыли перед компаниями новые перспективы развития и стимулировали повышение качества товаров и услуг. В большей степени этому способствовало принятие новых международных стандартов качества. В настоящее время любая организация (и не только коммерческая) должна ориентироваться на стандарты, достигнутые в той или иной отрасли мировыми лидерами.

     По  мнению большинства исследователей, в сфере производственного менеджмента постоянно растущая конкуренция со стороны иностранных производителей способствовала снижению уровня издержек и более гибкому взаимодействию со стремительно меняющейся внешней средой [10, 142]. В маркетинговых стратегиях приоритетным направлением стали разработка новых товаров и постоянные инновации, связанные с повышением уровня обслуживания потребителей. Сроки создания и вывода на рынок новинок при этом резко сократились.

     Одной из наиболее сильных тенденций развития современного менеджмента является усиление процесса наделения властью сотрудников, их вовлечение в процедуру принятия решений [10, 146]. Традиционная модель, когда менеджер контролирует работников, в условиях высокотурбулентной внешней среды перестала быть эффективной. Под наделением властью имеется в виду не столько передача властных полномочий, сколько оценка потенциала работников и его раскрытие. У сотрудников растет потребность в доверии, общении, в связи с чем возрастает значение личных контактов персонала, позволяющее понять, чего ждать друг от друга. Особую важность в условиях информационной революции и введения системы трудовых отношений, при которой сотрудники трудятся совместно, но не вместе, приобретает адекватное информирование каждого работника, в особенности о переменах. Самым ценным активом любой компании XXI века становятся работники умственного труда и их производительность. Самой большой и быстрорастущей группой персонала в категории работников умственного труда становятся «новые служащие», которые занимаются не только интеллектуальным трудом, но и физическим, гармонично сочетая их.

     Следует отметить, что Россия отстает от развитых стран по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы  подготовки несколько устарели и  качество подготовки недостаточное. бучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около ста факультетов менеджмента. Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20 % потребности. Однако учёные утверждают, что указанные проблемы при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.

 

      Заключение 

     Целью настоящего исследования было рассмотрение особенностей развития направлений менеджмента на современном этапе.

     Теоретический анализ специальной литературы по теме исследования позволяет нам сделать  следующие выводы:

     1. Понятие менеджмента на современном  этапе может рассматриваться с четырёх различных точек зрения:

  • как способ, манера общения с людьми;
  • как власть и искусство управлять кадрами;
  • как особые умения и административные навыки;
  • как орган управления, административная единица.

     2. Основные функции менеджмента были разработаны в начале XX века французским учёны Анри Файолем. Созданная им классификация актуальна и в наши дни. Среди функций менеджмента ведущую роль играют следующие:

  • прогнозирование и планирование;
  • организация;
  • руководство;
  • координация;
  • контроль.

     3. Виды менеджмента представляют собой специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент. По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

     4. Управление зародилось примерно  семь тысяч лет назад, но  только с конца XIX века и  особенно в ХХ-м, с развитием  социального рыночного хозяйства,  менеджмент выделился в самостоятельную  область знаний, т.е. в науку.  В 90-е годы ХХ в. как за рубежом, так и в России внешняя среда для некоторых отраслей промышленности стала меняться очень быстро, многие важные задачи возникали так стремительно, что их невозможно было предугадать и планировать. Поэтому среднее и низшее руководство, приводя в жизнь стратегии, должны были видоизменять их, исходя из существующей ситуации, т. е. тоже должны были овладевать предпринимательским стилем или использовать ситуационный подход в управлении. Такое управление получило название стратегического управления.

     5. В наши дни в связи с высокими  темпами развития рыночных отношений  появилась насущная необходимость  рассмотрения новой концепции  менеджмента как интегрированного, современного подхода к стратегическому,  инновационному и конкурентному  управлению на основе эффективного использования потенциала современного менеджера и новых управленческих технологий.

     6. Современная ситуация в теории  и практике мирового менеджмента  характеризуется сосуществованием  и взаимодействием трех основных  подходов: системного, процессного и ситуационного, при явном доминировании последнего.

     Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость стран и регионов, становятся главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире. 

 

      Список литературы

  1. Армстронг М. Основы менеджмента. – Ростов-на-Дону. – 2008.
  2. Бавыкин В.В. Новый менеджмент. – М., 2007.
  3. Белоусов В.М. История развития концепций менеджмента. – М., 2005.
  4. Вайсман А., Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. - М., 2005.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2006.
  6. Виханский О.С., Наумов А.И. Размышления о менеджменте. «Другой» менеджмент: время перемен // Российский журнал менеджмента. — 2004. — № 3.— С. 105-126.
  7. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. – М., 2005.
  8. Друкер П. Энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. – М., 2004.
  9. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Менеджмент. – М., 2007.
  10. Комаров А.Г. и др. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб., 2007.
  11. Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента: Курс лекций. – М., 2005.
  12. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006.
  13. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент: учебник. — М., 2006.
  14. Мескон М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2008.
  15. Орлов А.И. Менеджмент. – М., 2007.
  16. Райченко А.В. Общий менеджмент: учебник для программы МВА. —М., 2006.
  17. Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М., 2008.
  18. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах). – Киев, 2008.
  19. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г.Лапусты. – М., 2006.

Информация о работе Роль современного менеджмента