Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 10:42, реферат
Цель исследования: рассмотреть особенности развития направлений и роль менеджмента на современном этапе.
Объект исследования: теория и практика менеджмента.
Предмет исследования: направления развития и роль современного менеджмента.
Реализация заявленной цели возможна посредством решения ряда задач.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «менеджмент».
Раскрыть сущностное содержание понятия «менеджмент».
Рассмотреть основные этапы и концепции развития менеджмента.
Изучить особенности направлений развития менеджмента на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»
1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент»…………………………5
1.2 Функции и виды менеджмента……………………………………………..8
Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента
2.1 Развитие теории и практики менеджмента………………………………..13
2.2 Особенности развития и роль современного менеджмента……………...20
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………...30
Руководство менеджер осуществляет с помощью распоряжений, приказов, которые с помощью своей команды доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения. Приказы и распоряжения могут быть письменные и устные, а также доведенные до адресатов с помощью компьютерных сетей и электронной почты. Они должны однозначно восприниматься исполнителями, быть ясными, четкими и по возможности короткими [15, 57].
Одним из основных условий успешной деятельности организации является согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. В этом заключается важность функции координации.
Однако стоит помнить о том, сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные погодные условия, аварии на производстве и на транспорте, болезни и увольнения сотрудников и многие другие причины, которые обсуждались в начале настоящей главы, нарушают наши планы. Эти нарушения, прежде всего, призвана обнаружить система контроля.
Большое внимание в настоящее время уделяется конроллингу, который обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) «основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений» [15, 61].
Контроллинг - это инструмент менеджера, но сам по себе он не может обеспечить успех предприятия и не может освободить менеджеров от функций управления.
Таким образом, функции менеджмента охватывают все этапы процесса управления в соответствии с их целями и задачами.
Виды менеджмента представляют собой специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента [11, 6].
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий, или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров) [11, 6].
Функциональный или специальный менеджмент: заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п. Например: инновационный менеджмент, производственный менеджмент, менеджмент качества, финансовый менеджмент, экологический менеджмент и т.д. [11, 7].
В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их соотношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной Нише рынка и формирование общих стратегических намерений [11, 7-8].
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией [11, 8].
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации [11, 9].
Таким
образом, менеджмент как процесс
управления имеет специфические
функции, связанные с этапами
и целями процесса управления (планирование
и прогнозирование, организация, руководство,
координация, контроль), и может быть разделён
на различные виды (общий и функциональный,
нормативный, стратегический, оперативный)
в зависимости от необходимости решения
определённых задач управления.
Глава 2. Основные этапы
и концепции развития
менеджмента
2.1
Развитие теории
и практики менеджмента
Развитие теории и практики менеджмента подразумевает под собой единый сложный процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.
Возникновения менеджмента было обусловлено следующими социально-экономическими факторами [3, 6]:
История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.
В
настоящее время в специальной
литературе принято выделять несколько
этапов развития менеджмента (см. таблицу
1):
Таблица 1 Этапы развития менеджмента
Период истории | Название этапа | Специфика этапа | Особенности развития менеджмента |
V тысячелетие до н.э. | Религиозно-коммерческий | Возникновение в Древнем Шумере письменности | Появление особого
слоя жрецов, связанных с торговыми
операциями. Именно эти жрецы впервые
стали профессионально |
1760 г. до н.э. | Государственно-законодательный | Создание царём
Хаммурапи свода законов |
Свод законов управления государством призван был регулировать всё многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения |
605-562 гг. до н.э. | Государственно-контрольный | Правление Навуходоносора II | В этот период проводилась
политика, направления на соединение
государственных методов |
XVII – XVIII вв. | Индустриальный | Зарождение капитализма и начало индустриального процесса европейской цивилизации | Главным революционным
преобразованием этого периода
в области менеджмента было отделение
управленческих функций от собственнических
и возникновение |
к. XIX – н. XX в. | Бюрократический | Теоретической
платформой преобразований в области
управления была концепция бюрократии,
позволившая сформировать крупные
иерархические структуры |
Появление первых работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирование научных основ менеджмента. |
Таким образом, мы видим, что управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Одной из первых научных школ была школа научного управления. Создатели этой школы полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. Она занималась вопросами целенаправленного отбора работников, их обучения и материального стимулирования. Последователи Тейлора Френк и Лилиан Гилберты изучали, какие движения выполняются при определённых операциях, анализировали их с целью устранить лишние и непродуктивные.
Вклад школы научного управления в теорию менеджмента заключается в следующем:
1.
Использование научного
2.
Отбор работников, наиболее подходящих
для выполнения задач и
3.
Обеспечение работников
4.
Систематическое использование
материального стимулирования
5.
Отделение планирования от
Следующая научная школа возникла в ответ на рост крупных организаций. Примером является организация Форда, выполнявшая всю работу по производству автомобилей, начиная с выплавки металла и кончая сборкой автомобилей. Или корпорация швейных машин «Зингер», не только самостоятельно производившая все детали швейных машин, но и имевшая делянки леса для заготовки древесины, необходимой при изготовлении корпуса машин. Выработкой механизма управления такими гигантами занималась классическая (административная) школа. Представителями школы являлись Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Мунти и др. В России она активно развивалась в 20-30-е годы 20-го столетия благодаря работам Гинзбурга А.М., Витке Н.А., Бердянского И.М.
Вклад классической школы в теорию менеджмента заключается в следующем:
1. Развитие принципов и функций управления.
2. Создание механизма управления организацией.
3.
Систематизирован подход к
В
то время организация
Система управления на основе контроля представляет собой тип управления, характеризующийся четкостью и жёсткостью функций, правил, команд и контролем за ходом процесса, при котором реакция организации на изменения появляется после свершения события.
Постепенно рынок насыщался, эпоха массового производства сменилась эпохой массового сбыта. Организация стала в большей степени зависеть от внешней среды, т.е. от спроса на ее товар. В обиход управления предприятием стал входить термин маркетинг, т.е. такая организация управления, когда на процесс принятия решений влияют не возможности производства, а требования рынка. Методы и формы менеджмента на этих фазах становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.
Перед фирмой встает задача не только предвидеть новые рынки для своих уже существующих товаров, но и создавать новые или принципиально новые товары, проектируемые на основе прогноза будущих потребностей покупателей. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто раньше других отреагирует на изменение потребностей рынка.
Внешняя среда начала вносить свои коррективы, а деятельность предприятия, но будущее еще можно было предсказать, используя прошлые закономерности в спросе и сбыте товара. Использовалась система управления на основе экстраполяции, т.е. тип управления, основанный на апроксимационном характере принятия решений и предположений о том, что будущее может быть предсказано путём анализа сложившейся в прошлом тенденции развития предприятия. Долгосрочное планирование, как функция такого типа управления, определяет план на будущее, используя прошлый опыт, т.е. прошлые закономерности, показатели и структурные характеристики организации переносятся на будущее.