Роль социолога в управленческом консультировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:21, реферат

Описание работы

Я выбрал тему «Роль социолога в управленческом консультирование», потому что она мне интересна, и в будущем я собираюсь пойти работать по этому направлению.

Ниже я расскажу, что такое управленческое консультирование (Иначе консалтинг), где это используется, как это происходит, и многую другую, на мой взгляд , очень интересную информацию.

Содержание

Вступление 3

Что такое Консультирование и «с чем его едят»? 3

Управленческое Консультирование 6

Виды консультационных услуг 10

Технологии управленческого консультирования 11

Заключение 12

Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Роль социолога в управленческом консультировании.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

      Пермский Государственный Университет

      Философско-социологический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Реферат на тему: 

      Роль социолога в управленческом консультировании 
 
 
 
 
 

                     Студент: Уваров П.А.

                      Группа: СЦГ-1 курс

                  Преподаватель: Антипьев А.Г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Пермь, 2007

Оглавление

Вступление            3

Что такое Консультирование и «с чем его едят»?     3

Управленческое  Консультирование        6

Виды  консультационных услуг               10

Технологии управленческого  консультирования            11

Заключение                   12

Список литературы                  13 
 
 

 

Вступление

     Меня  часто спрашивают: Кто такой социолог? Чем он занимается? Где они работают? Раньше я наивно думал, что социолог – это человек который «бегает» с анкетой и задает всем вопросы. Но когда мы стали изучать введение в специальность - я понял, как глубоко я ошибался. Роль социолога для общества очень важна – Они прогнозируют развитие предприятий; опрашивают население с целью выяснения народного мнения; участвуют в различных программах и многое-многое другое.

     Я выбрал тему «Роль социолога в управленческом консультирование», потому что она мне интересна, и в будущем я собираюсь пойти работать по этому направлению.

     Ниже  я расскажу, что такое управленческое консультирование (Иначе консалтинг), где это используется, как это происходит, и многую другую, на мой взгляд , очень интересную информацию. 

Что такое Консультирование и «с чем его  едят»?

 

     Существует  множество подходов консультирования, но можно выделить 2 основных подходов. В первом подходе используется функциональный взгляд на консультирование, Ф.Стееле определяет его так: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказании помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи и серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это»1. Это определение подчеркивает, что консультанты являются помощниками, и допускают, что такая помощь может оказываться лицам, выполняющим самую разнообразную работу.

      Второй  подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласна Л.Грейнеру, и Р.Метцгеру, управленческое консультирование – консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организации с помощью специально  обученных квалифицированных лиц, которые помогают организации – заказчику выявить управленческие проблемы проанализировать их, дают рекомендации, по решению этих проблем и содействую, при необходимости, выполнению решений. Чаще всего услуги консультантов по управлению предоставляются в форме устных ответов и письменных отчетов.

      Оба подхода дополняют друг друга, поэтому  управленческое консультирование, можно  рассматривать либо как профессиональную службу, либо как метод, обеспечивающий практические советы и помощь. Можно использовать одно из самых  полных дополнений, который называется Консалтинг.

      Консалтинг  – это совокупность знаний из разных дисциплин, касающихся управления социологии, экономики, право, психологии, системного подхода и др., который использует специалист – хорошо ими владеющий на теоретическом уровне и понимающий их прикладной потенциал – в качестве ценных практических советов или рекомендации специалистов, который профессионально не знает этих дисциплин но занимает какой-то достаточно ответственный пост, например, директора завода или мэра города.

      По  своему содержанию консалтинг как способ компетентного консультирования других людей, подачи советов и рекомендаций, существует с древних времен и  его корни уходят в эпоху восточных империй. Но по форме консалтинг как вид профессиональной деятельности, осуществляемой на рыночных принципах продажи интеллектуальной собственности, зародился в развитых странах Запада примерно 100 лет назад(в России его возраст не превышает 10 лет).

      Российским  предприятиям сейчас все чаще надо приглашать консультантов и даже заключать с ними договоры на постоянное обслуживание. Сейчас в нашей стране управленческий консалтинг активно  развивается и имеет большое  будущее.

      На  западе, благодаря экономическому кризису на рынок консалтинга пришли большие деньги. В условиях ожесточающей конкуренции руководители предприятий начали перестраивать бизнес, и биться за каждого клиента, т.к. получить нового стоит в 5-10 раз дороже, чем удержать старого.

      В перспективе быстрое развитие рынка консалтинговых услуг ожидается в странах восточной Европы, СНГ и Китая. В качестве наиболее перспективного рынка с точки зрения объема спроса рассматривается Китай. Глобализация, в частности предстоящее вступление России в ВТО, неизбежно приведет к тому, что в недалеком будущем российским консультантам придется выдерживать конкуренцию не только друг с другом, но и с «Акулами» мирового рынка консалтинга (которые, впрочем, уже сейчас контролируют порядка 60-70-% российского рынка).

      Сегодня консалтинг превратился в широкую  разветвленную сферу деятельности, возникли тематические и субдисциплинарные  направления, школы, специализации.

      Общим моментом, объединяющие все виды консультирования является независимость производителей интеллектуальных услуг от административной структуры их получателя(т.к.консультанты – наемный работники, чаще всего привлекаемые со стороны) и то, что содержанием этих услуг является применение определенных научных и профессиональных знаний. 
 
 
 
 
 

Управленческое Консультирование 

В литературе нет  единого определения управленческого  консультирования. В одних случаях  его понимают как любую форму оказания помощи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем кто ответственен за это. В других – как консультативную службу, имеющую в своем штате высокопрофессиональных специалистов, работающих по контракту и оказывающих услуги сторонним организациям(заказчику) по выявлению управленческих проблем(анализ, практические рекомендации, содействие, редко - участие в их практическом их решении).

      Т.е. мы можем сказать, что управленческое консультирование – это вид деятельности, связанный с решением проблем и/или задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области стратегического планирования, управления хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельностью, оптимизации и повышения эффективности деятельности компании. Консалтинг включает решение следующего круга задач: цели и миссии компании; бизнес-процессы; организационная структура; процедуры управления; планирование и контроль; бюджетировние и др. Конечным результатом деятельности консультанта является не только решение конкретных проблем управления, но и повышения эффективности деятельности компании в целом и/или увеличение индивидуальной производительности труда каждого работника, а в некоторых случаях – создание конкурентных преимуществ и вывод компаний на новый уровень.2

    К отличительным  чертам управленческого консультирования относятся:

    • Профессиональная помощь руководящим работникам. Управленческое консультирование обеспечивает профессиональный знания и навыки, касающихся практических проблем правления.
    • Совещательная служба. Консультанты в основном дают советы, т.е.они используются не для того, чтобы руководить организацией, они – советники не обладают непосредственной властью принимать решения об организационных изменениях либо претворять их в жизнь. Они отвечают лишь за качество и законченность совета, а клиенты несут всю ответственность, которая протекает из его понимания.
    • Независимая служба. Консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду и предлагать честные сделки и объективные рекомендации насчет того, что следует делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло повлиять на его собственные интересы.

     Управленческое  консультирование заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Спрос на управленческое консультирование в той или иной стране отражает уровень ее индустриализации и экономического развития, а также сложность и запутанность проблем по руководству и управлению, с которыми сталкиваются частные и государственные секторы. Здесь важно наличие потребности в эффективности и более высоких стандартов функционирования, т.к. если нет конкуренции и обстоятельств, требующих повышения эффективности, то нет и возможностей для получения заданий по консультированию3.

     Управленческое  консультирование как самостоятельная  область прикладной и практической социологии представляет собой экспертную помощь со стороны специалистов-социологов по управлению персоналом на государственных  и частных предприятиях. Оно преследует целью на основе научного анализа конкретных ситуаций выработать наиболее приемлемые пути повышения доходности предприятия, используя резервы, заключающиеся, прежде всего в человеческом, внедряя достижения современной науки. Подключение социологов к подготовке, выработке, принятию и внедрению управленческих решений приносит предприятиям зримую материальную пользу. Взаимосвязь управленческого консультирования и социологии управления обеспечивает взаимодействие между социологическим знанием теории и практикой управления.

     Экспертный  характер такой помощи означает, что  она проводится по заказу заинтересованного  руководителя и носит рекомендательный характер. Консультант помогает, обучает, способствует, развивает и т.д. Непосредственно он не принимает управленческие решения, но готовит почву для них, ставит диагноз, распечатывает альтернативы. При этом вся полнота ответственности, в том числе и юридической, за принятие решения ложится на плечи администрации.

     Эффективность консультирования зависит от наличия  квалифицированных консультантов, отношения к ним руководителей организации, возможностей организации-клиента и т.д. Консультант апеллирует к предметной сфере своей науки и широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии, квалификации тех, кто, как ожидается, будет использовать созданную им технологию. Консультант работает по конкретной ситуации и, в отличии от академического социолога, ничего не изучает, не моделирует, не строит «вообще», опираясь на типичный тенденции и объективные законы. Управленческое консультирование связывает науку об управлении с практикой управления: если исследовательские и проектные организации прелагают типовые рекомендации, то консультант по управлению «привязывает» их к специфики организации-клиента. Это важный механизм распространения передового опыта в области управления, повышающий профессиональную квалификацию руководителей и специалистов управления через их обучение и взаимообучение.

     Практика  управленческого консультирования охватывает широкие сферы менеджмента  в частом, общественном и некоммерческом секторах. Специалисты выделяют следующие функциональные специальности: стратегическое планирование, маркетинг, производство, человеческие ресурсы, финансы, информационные технологии. Кроме того, существуют промышленные отраслевые специализации: финансы, транспорт, образование, здравоохранение и др. Есть консультанты, специализирующиеся по управлению изменениями окружения организации, по управлению изменениями внутри организаций.

     Управленческий  консалтинг применяется для решения встающих перед организацией проблем, связанных с необходимости повышения экономической эффективности ее деятельности, совершенствование системы управления, внедрения новых методов хозяйствования, усиления организационной культуры, разрешение или предупреждение конфликтов и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Виды  консультационных услуг 

     Специалисты по управленческому консультированию в области социологии организаций  выделяют следующие виды консультационных услуг:

    • Усовершенствование организационной структуры и распределение труда в сфере управления: разработка новых модели структуры организации и процедур управления, организация делопроизводства, внедрение нововведений, анализ состояния организации и прогноз ее стратегического развития, диагностика организации и управления;
    • Совершенствование кадровой политики: профориентация, набор кадров, адаптация, диагностика персонала, анализ межличностных отношений, подбор и расстановка кадров, психодиагностика, диагностика здоровья и повышение трудоспособности, повышение мотивации, оценка и аттестация кадров;
    • Изменение организации труда и производства: совершенствование системы оплаты труда и премирование, организация повышенного качества продукции и расширение ее ассортимента, управление производительности труда, совершенствование ремонтного, транспортного и складского хозяйства;
    • Формирование организационной культуры: изменение ценностных ориентаций и мотивации персонала, улучшение социально-психологического климата и системы межличностных коммуникаций, создание приемлемого имиджа предприятия и т.д.
    • Профилактика конфликтов: выявление конфликтогенных факторов и конфликтогенных зон в организации, методы предупреждения рестрикционизма и саботажа, организация переговорного процесса и т.д.

Информация о работе Роль социолога в управленческом консультировании