Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Целью моей контрольной работе является раскрыть основные понятия и концепции, виды и методы обучения персонала, а также роль службы управления персоналом в организации обучения кадров.

Содержание

Введение


1. Основные понятия и концепции обучения………………………………….4


2. Виды обучения персонала…………………………………………………....7


3. Методы обучения персонала………………………………………………..10


4. Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров…14


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

управление.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
 
 

   Методы  профессионального обучения вне  рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки (табл. 4).

   Остановимся подробнее на характеристике конечного метода обучения вне рабочего места. В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп (до 10 человек) в регулярных встречах вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей ее решения (речь идет о японском методе кружок качества, который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется вместо учебы. Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели. Кружок качества прежде всего старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа вместо учебы на передний план выдвигает элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способы общения.

-11-

   Таблица 4. Методы обучения персонала вне рабочего места

   Метод обучения    Характерные особенности метода
1. Чтение  лекций Пассивный метод  обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта
2. Программированные

курсы обучения

Более активный метод обучения, эффективен для

получения теоретических знаний

3. Конференции,

семинары

Активный метод  обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях
4. Метод  обучения

руководящих кадров,

основанный  на самосто-

ятельном  решении кон-

кретных задач из произ-

водственной практики

Моделирование организационной проблемы, кото-рую  должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений
5. Деловые  игры Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения
6. Методы  решения

производственно-эко-

номических  проблем

с помощью  моделей

Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)
7. Рабочая  группа

(кружок качества

и вместо учебы)

Молодые специалисты  разрабатывают конкретные

решения по проблемам управления организации,

объединившись в рабочие группы. Разработанные

в рабочих  группах предложения передаются руко-

водству организации, которое рассматривает  пред-

ложения, принимает по ним решения и  информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений

 

   Говоря  об экономической и социальной эффективности обучения квалифицированных кадров необходимо отметить следующее.

   Обучение  квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигнутых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, возможностях повышения в должности, расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации. 
 
 
 
 

-13-

4. Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров 

   Ведущую роль в организации обучения квалифицированных кадров играют кадровые службы. На примере российской газовой промышленности можно проанализировать деятельность кадровых служб в организации и осуществлении программ повышения квалификации кадров. Этим заняты следующие структуры.

   Отраслевой  научно-исследовательский учебно-тренажерный  центр (ОНУТЦ) — головная организация, ответственная за повышение квалификации и развитие системы непрерывного обучения руководителей и специалистов организаций газовой промышленности.

   Назначение  и основная деятельность ОНУТЦ:

   • создание системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

   • разработка организационной, нормативной  и методической документации для центров профессиональной подготовки;

   • разработка и внедрение полномасштабных, дисплейных тренажеров и автоматизированных обучающих систем;

   • разработка учебно-методических пособий и учебных программ повышения квалификации;

   • организация и проведение обучения управленческого персонала по плану заказчика;

   • организация и проведение семинаров.

   Управление  кадров и социального развития отрасли разрабатывает основные принципы функционирования системы непрерывного обучения (СНО); принимает принципиальные решения о перспективных направлениях обучения и финансирования переподготовки кадров; планирует контингент обучающихся и организует обучение кадров; ведет информационный банк

   -14-

данных  по обучению управленческого персонала.

   Учебно-методический совет (УМС) рассматривает комплексные, перспективные и рабочие программы функционирования

   СНО, перспективные направления деятельности по развитию СНО, новые виды обучения и дает рекомендации по их использованию.

   В межотраслевых центрах обучения (МЦО) (институты повышения квалификации других ведомств, Центр подготовки менеджеров при Российской экономической академии, Институт высших управленческих кадров, бизнес-школа и т.д.) ведется подготовка и повышение квалификации высших управленческих кадров отрасли. Основной задачей таких центров является ознакомление с методами управления производством, экономикой

отрасли, социально-психологическими методами управления трудовыми коллективами и др. При этом комплектация центров слушателями ведется Управлением кадров и социального развития отрасли.

   Факультеты  повышения квалификации (ФПК) функционируют при ряде высших учебных заведений. Тематика обучения на этих ФПК определяется с учетом предложений производственных организаций отрасли, развития экономики, техники и технологии отрасли.

   Курсы повышения квалификации выполняют задачу повышения квалификации менеджеров в производственной сфере. Управленцев знакомят с достижениями в области бурения, транспорта и переработки газа. Помимо этого изучаются новые формы и методы управления производством. Планирование и комплектацию контингента слушателей проводит ОНУТЦ.

   В российских организациях отраслей топливно-энергетического комплекса разработано большое количество программ повышения квалификации, соответствующих многообразию функций руководителя. Часть программ с модульной формой обучения рассчитана на тренировку профессиональных навыков. Дело в том, что при хорошей теоретической и практической подготовке у менеджера существует потребность в правильной

   -15-

постановке и тренировке конкретных приемов исполнения должностных обязанностей. Особенно широко используют тренинг для закрепления до автоматизма навыков управления в кризисных ситуациях и в вопросах, которым организация уделяет повышенное внимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   -16-

   Заключение 

   В организациях существует потребность  в обучении, включающем переподготовку и повышение квалификации работников. Планирование обучения персонала охватывает мероприятия по обучению внутри и  вне организаций и самоподготовке. Планирование обучения персонала позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника. Оно ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям производства на том же самом рабочем месте.

   В практике сложились две формы  обучения персонала организации: на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функции и ответственности.

   Обучение  вне рабочего места  более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы.

   Важнейшими  методами обучения вне рабочего места  являются: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества.

Процесс обучения человека протекает всю  его сознательную жизнь.

   Список  использованной литературы  

   1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристь, 1998.

   2. Дятлов В.А., КибановА.Я., Пихало В. Т. Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: ПРИОР, 1998.

   3. Дятлов В.А., КибановА.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В. Т. Управление персоналом: Учебник. — М.: Издат. центр Академия, 2000.

   4. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал. Словарь понятий и определений. — М.: Экзамен, 1999.

   5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие/Под ред. П. В. Шеметова М : ИНФРА-М — Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.

   6. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом: Учебно-практ.пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1999.

   7. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003.

   8. Управление персоналом организации:  Учебник / Под. ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд.,допол. и перераб. -- М.: ИНФРА-М, 2006. 
 
 
 

Информация о работе Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров