Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:44, контрольная работа
Целью моей контрольной работе является раскрыть основные понятия и концепции, виды и методы обучения персонала, а также роль службы управления персоналом в организации обучения кадров.
Введение
1. Основные понятия и концепции обучения………………………………….4
2. Виды обучения персонала…………………………………………………....7
3. Методы обучения персонала………………………………………………..10
4. Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров…14
Заключение
Список использованной литературы
Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки (табл. 4).
Остановимся подробнее на характеристике конечного метода обучения вне рабочего места. В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп (до 10 человек) в регулярных встречах вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей ее решения (речь идет о японском методе ≪кружок качества≫, который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется ≪вместо учебы≫. Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели. ≪Кружок качества≫ прежде всего старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа ≪вместо учебы≫ на передний план выдвигает элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способы общения.
-11-
Таблица 4. Методы обучения персонала вне рабочего места
Метод обучения | Характерные особенности метода |
1. Чтение лекций | Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта |
2. Программированные
курсы обучения |
Более активный
метод обучения, эффективен для
получения теоретических знаний |
3. Конференции,
семинары |
Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях |
4. Метод
обучения
руководящих кадров, основанный на самосто- ятельном решении кон- кретных задач из произ- водственной практики |
Моделирование организационной проблемы, кото-рую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений |
5. Деловые игры | Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения |
6. Методы
решения
производственно-эко- номических проблем с помощью моделей |
Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.) |
7. Рабочая
группа
(≪кружок качества≫ и ≪вместо учебы≫) |
Молодые специалисты
разрабатывают конкретные
решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руко- водству организации, которое рассматривает пред- ложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений |
Говоря об экономической и социальной эффективности обучения квалифицированных кадров необходимо отметить следующее.
Обучение
квалифицированных кадров является
эффективным в том случае, если связанные
с ним издержки будут в перспективе ниже
издержек организации на повышение производительности
труда за счет других факторов или издержек,
связанных с ошибками в найме рабочей
силы. Поскольку определение результатов,
достигнутых с помощью обучения квалифицированных
кадров, сопряжено с определенными трудностями,
налицо экономическая эффективность обучения
в форме снижения издержек, которые поддаются
точному расчету. Обучение квалифицированных
кадров затрагивает важные факторы социальной
эффективности. Повышение профессионального
мастерства положительно отражается на
гарантии сохранения рабочего места, возможностях
повышения в должности, расширении внешнего
рынка труда, на величине доходов организации,
на чувстве собственного достоинства
и возможностях самореализации.
-13-
4.
Роль службы управления
персоналом в организации
обучения кадров
Ведущую роль в организации обучения квалифицированных кадров играют кадровые службы. На примере российской газовой промышленности можно проанализировать деятельность кадровых служб в организации и осуществлении программ повышения квалификации кадров. Этим заняты следующие структуры.
Отраслевой
научно-исследовательский
Назначение и основная деятельность ОНУТЦ:
• создание системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
• разработка организационной, нормативной и методической документации для центров профессиональной подготовки;
• разработка и внедрение полномасштабных, дисплейных тренажеров и автоматизированных обучающих систем;
• разработка учебно-методических пособий и учебных программ повышения квалификации;
• организация и проведение обучения управленческого персонала по плану заказчика;
• организация и проведение семинаров.
Управление кадров и социального развития отрасли разрабатывает основные принципы функционирования системы непрерывного обучения (СНО); принимает принципиальные решения о перспективных направлениях обучения и финансирования переподготовки кадров; планирует контингент обучающихся и организует обучение кадров; ведет информационный банк
-14-
данных по обучению управленческого персонала.
Учебно-методический совет (УМС) рассматривает комплексные, перспективные и рабочие программы функционирования
СНО,
перспективные направления
В межотраслевых центрах обучения (МЦО) (институты повышения квалификации других ведомств, Центр подготовки менеджеров при Российской экономической академии, Институт высших управленческих кадров, бизнес-школа и т.д.) ведется подготовка и повышение квалификации высших управленческих кадров отрасли. Основной задачей таких центров является ознакомление с методами управления производством, экономикой
отрасли, социально-психологическими методами управления трудовыми коллективами и др. При этом комплектация центров слушателями ведется Управлением кадров и социального развития отрасли.
Факультеты повышения квалификации (ФПК) функционируют при ряде высших учебных заведений. Тематика обучения на этих ФПК определяется с учетом предложений производственных организаций отрасли, развития экономики, техники и технологии отрасли.
Курсы повышения квалификации выполняют задачу повышения квалификации менеджеров в производственной сфере. Управленцев знакомят с достижениями в области бурения, транспорта и переработки газа. Помимо этого изучаются новые формы и методы управления производством. Планирование и комплектацию контингента слушателей проводит ОНУТЦ.
В российских организациях отраслей топливно-энергетического комплекса разработано большое количество программ повышения квалификации, соответствующих многообразию функций руководителя. Часть программ с модульной формой обучения рассчитана на тренировку профессиональных навыков. Дело в том, что при хорошей теоретической и практической подготовке у менеджера существует потребность в правильной
-15-
постановке
и тренировке конкретных приемов исполнения
должностных обязанностей. Особенно широко
используют тренинг для закрепления до
автоматизма навыков управления в кризисных
ситуациях и в вопросах, которым организация
уделяет повышенное внимание.
-16-
Заключение
В
организациях существует потребность
в обучении, включающем переподготовку
и повышение квалификации работников.
Планирование обучения персонала охватывает
мероприятия по обучению внутри и
вне организаций и
В практике сложились две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функции и ответственности.
Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы.
Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества.
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь.
Список
использованной литературы
1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристь, 1998.
2. Дятлов В.А., КибановА.Я., Пихало В. Т. Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: ПРИОР, 1998.
3. Дятлов В.А., КибановА.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В. Т. Управление персоналом: Учебник. — М.: Издат. центр ≪Академия≫, 2000.
4. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал. Словарь понятий и определений. — М.: Экзамен, 1999.
5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие/Под ред. П. В. Шеметова М : ИНФРА-М — Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
6. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом: Учебно-практ.пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-школа ≪Интел-Синтез≫, 1999.
7. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003.
8.
Управление персоналом
Информация о работе Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров