Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Целью моей контрольной работе является раскрыть основные понятия и концепции, виды и методы обучения персонала, а также роль службы управления персоналом в организации обучения кадров.

Содержание

Введение


1. Основные понятия и концепции обучения………………………………….4


2. Виды обучения персонала…………………………………………………....7


3. Методы обучения персонала………………………………………………..10


4. Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров…14


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

управление.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

 

    Содержание 

Введение 

1. Основные понятия  и концепции обучения………………………………….4 

2. Виды обучения персонала…………………………………………………....7 

3. Методы обучения  персонала………………………………………………..10 

4. Роль службы  управления персоналом в организации  обучения кадров…14 

Заключение 

Список использованной литературы

 

Введение 

   Экономические реформы, проводимые в России, существенно  изменили статус организации как  основного звена экономики. Появились  частные организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, смешанные, имеющие коллективную собственность. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными органами, с производственными и иными партнерами, работниками. Появились новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим изменились отношения между руководителями организации, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации.

     Не малую роль в организации занимает обучение персонала.

   Обучение  персонала — это основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

   Целью моей контрольной работе является раскрыть основные понятия и концепции, виды и методы обучения персонала, а также роль службы управления персоналом в организации обучения кадров. 
 
 
 
 
 
 
 

   1 . Основные понятия и концепции обучения 

   Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.

   Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

   Непрерывное образование — процесс и принцип  формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования-, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.

   Профессиональное  образование как процесс —  это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат — подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.

   -4-

   В Российской Федерации профессиональное образование дает система учебных  заведений, включающая: профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения, институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные центры, специальные курсы и семинары. Профессиональное образование осуществляется как на основе государственных стандартов по подготовке специалистов, так и с использованием гибких учебных программ и сроков обучения.

   В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения.

   Обучение  персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

   Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров —обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

   Отечественный и зарубежный опыт выработал три  концепции обучения квалифицированных кадров, сущность которых рассмотрим ниже.

   Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно

   -5-

относительно  непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

   Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.

   Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.

   Таким образом, предметом обучения являются: знания — теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения — способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки — высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения) — форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность. 
 
 
 

   -6-

   2. Виды обучения персонала 

   Характеристика  видов обучения представлена в таблице 1. Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения. Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам, с тем чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 2). Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой — внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная — со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура.

   Следует отметить, что обучение квалифицированных  кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне своего опыта, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.

   -7-

   Таблица 1. Характеристика видов обучения кадров 

   Вид обучения    Характеристика  вида обучения
1.Профессиональная подготовка кадров 
 
 
 
 

1.1.Профессиональная начальная подготовка 
 
 

1.2.Профессиональная специализированная подготовка

Приобретение  знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь) 

Развитие  знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров) 

Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией(например, специалист, магистр)

2. Профессиональное

совершенствование

(повышение  квалифи-кации) 
 
 

2.1.Совершенствование профессиональных знаний и способностей 
 

2.2. Профессиональное

совершенствование

с целью  продвижения

по службе

Расширение  знаний, умений, навыков и способов

общения с целью приведения их в соответствие

с современными требованиями производства,

а также  для стимулирования профессионального

роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт) 

Приведение  знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность) 

Подготовка  к выполнению качественно более  высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)

3. Профессиональная

переподготовка (пере-

квалификация)

Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт)
 

   Таблица 2. Задачи обучения для отдельных целевых групп 

Целевая группа    Главные задачи обучения
1.Учащаяся

молодежь

Теоретическая начальная подготовка вне сферы  деятельно-сти в сочетании с  практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство)
2. Специалисты

с опытом работы

   Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности
3. Руководители

с опытом работы

   
Отработка поведения  на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.
 

-9-

3. Методы обучения персонала 

   Приведем  методы профессионального обучения на рабочем месте. Эта форма подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (табл. 3). 

   Таблица 3. Методы обучения персонала на рабочем месте 

   Метод обучения    Характерные особенности метода
1. Направленное

приобретение  опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения
2. Производственный

инструктаж

Информация, введение в специальность, адаптация,

ознакомление  обучающегося с его новой рабочей

обстановкой

3. Смена  рабочего

места (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
4. Использование

работников  в качестве ассистентов, стажеров

Обучение и  ознакомление работника с проблемами

высшего и качественно иного порядка задач при

одновременном принятии на себя некоторой доли

ответственности

5. Подготовка

в проектных  группах

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях

в проектных  группах, создаваемых на предприятии  для разработки крупных, ограниченных сроком задач

Информация о работе Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров