Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:44, контрольная работа
Целью моей контрольной работе является раскрыть основные понятия и концепции, виды и методы обучения персонала, а также роль службы управления персоналом в организации обучения кадров.
Введение
1. Основные понятия и концепции обучения………………………………….4
2. Виды обучения персонала…………………………………………………....7
3. Методы обучения персонала………………………………………………..10
4. Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров…14
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Основные понятия
и концепции обучения…………………………
2. Виды обучения
персонала…………………………………………………..
3. Методы обучения
персонала………………………………………………..
4. Роль службы
управления персоналом в
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экономические реформы, проводимые в России, существенно изменили статус организации как основного звена экономики. Появились частные организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, смешанные, имеющие коллективную собственность. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными органами, с производственными и иными партнерами, работниками. Появились новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим изменились отношения между руководителями организации, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации.
Не малую роль в организации занимает обучение персонала.
Обучение персонала — это основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Целью
моей контрольной работе является раскрыть
основные понятия и концепции, виды и методы
обучения персонала, а также роль службы
управления персоналом в организации
обучения кадров.
1
. Основные понятия и
концепции обучения
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.
Непрерывное
образование — процесс и
Профессиональное образование как процесс — это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат — подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.
-4-
В Российской Федерации профессиональное образование дает система учебных заведений, включающая: профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения, институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные центры, специальные курсы и семинары. Профессиональное образование осуществляется как на основе государственных стандартов по подготовке специалистов, так и с использованием гибких учебных программ и сроков обучения.
В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения.
Обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров —обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров, сущность которых рассмотрим ниже.
Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно
-5-
относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.
Таким
образом, предметом обучения являются:
знания — теоретические, методические
и практические, необходимые работнику
для выполнения своих обязанностей на
рабочем месте; умения
— способность выполнять обязанности,
закрепленные за работником на конкретном
рабочем месте; навыки
— высокая степень умения применять полученные
знания на практике, навыки предполагают
такую меру освоения работы, когда вырабатывается
сознательный самоконтроль; способы
общения (поведения) — форма жизнедеятельности
личности, совокупность действий и поступков
индивида в процессе общения с окружающей
действительностью, выработка поведения,
соответствующего требованиям, предъявляемым
рабочим местом, социальные отношения,
коммуникабельность.
-6-
2.
Виды обучения персонала
Характеристика видов обучения представлена в таблице 1. Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения. Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам, с тем чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 2). Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой — внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная — со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура.
Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне своего опыта, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.
-7-
Таблица
1. Характеристика видов
обучения кадров
Вид обучения | Характеристика вида обучения |
1.Профессиональная
подготовка кадров 1.1.Профессиональная
начальная подготовка 1.2.Профессиональная специализированная подготовка |
Приобретение
знаний, умений, навыков и обучение способам
общения, направленных на выполнение определенных
производственных задач. Подготовка считается
законченной, если получена квалификация
для осуществления конкретной деятельности
(обучается учащаяся молодежь) Развитие
знаний, умений, навыков и способов общения
как фундамента для дальнейшей профессиональной
подготовки (например, подготовка бакалавров) Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией(например, специалист, магистр) |
2. Профессиональное
совершенствование (повышение
квалифи-кации) 2.1.Совершенствование
профессиональных знаний и способностей 2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе |
Расширение
знаний, умений, навыков и способов
общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста
(обучаются занятые в Приведение
знаний и способностей в соответствие
с требованиями времени, их актуализация
и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная
мобильность) Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность) |
3. Профессиональная
переподготовка (пере- квалификация) |
Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт) |
Таблица
2. Задачи обучения для
отдельных целевых групп
Целевая группа | Главные задачи обучения |
1.Учащаяся
молодежь |
Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельно-сти в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство) |
2. Специалисты
с опытом работы |
Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности |
3. Руководители
с опытом работы |
Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п. |
-9-
3.
Методы обучения персонала
Приведем
методы профессионального обучения
на рабочем месте. Эта форма подготовки
осуществляется с конкретной постановкой
задачи на рабочем месте (табл. 3).
Таблица
3. Методы обучения персонала
на рабочем месте
Метод обучения | Характерные особенности метода |
1. Направленное
приобретение опыта |
Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения |
2. Производственный
инструктаж |
Информация, введение
в специальность, адаптация,
ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой |
3. Смена
рабочего
места (ротация) |
Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов) |
4. Использование
работников в качестве ассистентов, стажеров |
Обучение и
ознакомление работника с проблемами
высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности |
5. Подготовка
в проектных группах |
Сотрудничество,
осуществляемое в учебных целях
в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач |
Информация о работе Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров