Роль и значение товарных запасов

Автор: n************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:29, доклад

Описание работы

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения. Управление товарными запасами направленно на повышение рента-бельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов − контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 4
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 8
3. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСЛОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ.docx

— 60.12 Кб (Скачать)

     4) возрастает объем производства продукции.

     Главные задачи, которые необходимо ставить  перед оптимизацией товарного запаса: минимизация издержек и максимизация удовлетворения спроса.

     При анализе оптимальной величины товарных запасов фактические товарные запасы в днях сопоставляются с нормой и рассчитывается отклонение в днях и в сумме:

     1) отклонение по запасам (в днях) = фактические запасы (в днях) – норма запасов (в днях);

     2) отклонение по запасам (в сумме) = однодневный товарооборот * отклонение по запасам (в днях).

     Результаты  анализа могут применяться для  планирования товарных запасов. Исходя из объемов деятельности и количества сотрудников малые торговые предприятия совсем не планируют товарные запасы. Средним и крупным предприятиям торговли необходимо наблюдать за динамикой товарооборачиваемости, а значит, планировать и нормировать товарные запасы, что является базой для разработки заказов на закупку продукции в ассортиментном разрезе9. 

     Используются  различные способы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, нормативный, технико-экономический, экономико-математический.

     Статистический  способ планирования и нормирования товарных запасов заключается в анализе товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сформировавшихся за последние 3–4 года. Размер товарных запасов считается в днях товарооборота. Анализ и исследование сформировавшихся тенденций осуществляются как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Обнаруженные при анализе тенденции переносятся на плановый период с учетом вероятного действия объективных и субъективных причин. Статистический способ планирования и нормирования товарных запасов достаточно прост, но не совершенен. Его главный минус заключается в том, что определившиеся за несколько лет тенденции экстраполируют в перспективу со всеми характерными для них недочетами.

     Смысл способа технико-экономических расчетов заключается в том, что вся  масса товарных запасов разделяется  на отдельные составляющие, соответствующие этапам пути товаров от времени поступления на предприятие торговли до их реализации конечным потребителям. Планируются и нормируются эти составляющие отдельно. Затем вычисляется норматив товарных запасов как сумма отдельных составляющих.

     При применении этого метода норма товарных запасов включает в себя следующее:

     1) время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже;

     2) время пребывания продукции в виде торгового запаса;

     3) гарантийный (страховой) запас товаров.

     Обычно  размер запаса текущего пополнения исчисляется  по следующей формуле:  

  

     где Q – величина оптимальной партии товара;

     V – объем товарооборота;

     U1 затраты на транспортировку партии продукции;

     U2 затраты по хранению разновидности партии товара.

     Размер  товарного запаса текущего пополнения должен составлять половину оптимальной партии поставки продукции. Это соотношение является для предприятий торговли традиционным и говорит о том, что во время завоза запасы некоторых товарных единиц колеблются от максимальной (во время завоза) до минимальной величины (накануне завоза).

     Гарантийный (страховой) запас товаров необходим  для смягчения неравномерности поставок, изменений спроса и т. п.

     Формула расчета размера страхового запаса имеет следующий вид:  

     

  

     где n – страховой запас товаров;

     ТЗс коэффициент уровня обслуживания (выражает в процентах отношение числа дней, когда товар безостановочно находится в реализации, к общему числу дней в периоде; практически всегда величина известная и задаваемая);

     К – товарооборт по кварталам;

     Т /Об – среднеквартальный товарооборот;

     Т /Об – число рассматриваемых кварталов. При определении нормативов в целом по организации торговли учитывают время пребывания продукци, и в пути (для иногородних поставщиков).

     Следовательно, технико-экономический метод планирования и нормирования товарных запасов предоставляет такую формулу исчисления норматива товарного запаса:

     Н = ТЗn+ ТЗт+ ТЗс,

     где Н – норматив товарного запаса (по товарной группе);

     ТЗn время на приемку, проверку, подготовку товаров к реализации;

     ТЗт торгово-товарный запас;

     ТЗс страховой товарный запас.

     Подобным  образом проводят расчет по всем товарным единицам, и общий результат определяет норматив по торговой фирме в совокупности. Тем не менее, в современной повседневной деятельности торговых предприятий ни нормативный, ни экономико-математический метод практически не используются из-за невысокой достоверности и большого объема подсчетов10. 

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Товарные  запасы являются важным элементом ресурсного потенциала торгового предприятия, составляя значительную часть его активов. Для обеспечения непрерывности процесса обращения товаров необходимо, чтобы постоянно часть товарных ресурсов находилась в состоянии товарного запаса.

     Товарные  запасы представляют собой массу  товаров, находящуюся в каналах сферы обращения, предназначенную для продажи и служащую для удовлетворения спроса потребителей.

     Наличие товарного запаса служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения продукции. В то же время запасы не должны быть избыточными, поскольку при этом возрастают издержки производства и обращения.

     Необходимость образования товарных запасов предметов  потребления вызвана следующими причинами:

    • непрерывностью процессов обращения;
    • сезонностью производства и потребление;
    • неравномерностью размещения производства и районов потребления;
    • непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;
    • необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;
    • необходимостью образования страховых резервов.

    Таким образом, товарные запасы являются основополагающими  элементами управления торговой деятельности, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности. Задача управления запасами заключается в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов.  

СПИСОК  ИСЛОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
    1. Гудков  А.В. Информация о товаре: основы логистики. – М.: Горячая линия телеком, 2004. – 336 с.
    2. ЗАО «BKR-Интерком-Аудит». Товарные запасы в экономике торговли // http://www.audit-it.ru.
    3. Зеваков А.М., Петров В.В. Логистика производственных и товарных запасов, – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
    4. Клочкова М.С. Мерчандайзинг / М. С. Клочкова. – М.: Дашков и Ко, 2009. - http://fictionbook.ru/author/a_yakoreva/merchandayizing/
    5. Спицин М. В. Логистика товародвижения и товарных запасов.  // http://www.iteam.ru/publications/logistics/
    6. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Учебник пособие, - М.: ИНФРА-М, 2001г.
    7. Управленческий учет как метод реализации учетной политики предприятия. // Материалы научно-методической конференции МГУК “Учетная политика предприятий в обеспечении их надежности и конкурентоспособности”. - М.: Изд-во Моск. госуд. ун-та коммерции, 2002.

Информация о работе Роль и значение товарных запасов