Автор: n************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:29, доклад
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения. Управление товарными запасами направленно на повышение рента-бельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов − контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 4
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 8
3. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСЛОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Эффективность использования товарных запасов оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться за счет оптимизации управления товарными запасами:
Для оценки эффективности управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования товарных запасов. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также используется информация управленческого учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета.
Эффективность
использования товарными
1) удельный вес товарных запасов в их общей величине на начало и конец отчетного периода;
2) абсолютный прирост товарных запасов на конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара);
3)
темп прироста товарных
4)
оборачиваемость товарных
5) показатель экономии оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств;
Оценка скорости оборачиваемости запасов в торговой деятельности является одним из основополагающих элементов экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес.
Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности и интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности.
Кроме
перечисленных показателей
Оценка товарных запасов и анализ покупательского спроса на отдельные виды товаров позволяет спрогнозировать потребность в товарах различного ассортиментного ряда как в целях развития конкретной торговой организации и повышения ее конкурентоспособности, так и в целях макроэкономического анализа развития экономики по таким показателям как товарная структура в розничной торговле, товарные запасы, коэффициент оборачиваемости товарных запасов и другим показателям.
В международной практике для оценки развития экономики макроэкономическом аспекте используются такие нестандартные для российской статистики показатели как заказы на товары длительного пользования и заказы на производственные товары.
Заказы промышленности (Factory Orders) — это индикатор, который показывает потребность промышленности в товарах длительного и недлительного пользования. Увеличение значения этого индикатора характеризует активность производства и его возможный рост, тогда как уменьшение свидетельствует о сворачивании производства.
Заказы на товары длительного пользования (Durable Goods Order) — это индикатор, который показывает потребность в товарах со сроком использования более 3 лет. Обычно такие товары имеют большую цену (например, автомобили), поэтому отражают не только ожидания потребителей, но также и способность последних тратить такие большие суммы. Увеличение этого показателя положительно характеризует состояние экономики и производства. Поэтому рост данного показателя помогает валюте усиливаться, а падение — ослабляет ее. Этот индикатор публикуется ежемесячно и достаточно важен для рынка.
Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту − сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.
Для
эффективного управления товарными
запасами необходима оперативная и точная
информация о наличии и движении товаров.
Основным источником этой информации
является бухгалтерский учет, а при наличии
и управленческий учет8.
Период исполнения товаром функции товарного запаса может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. Сверхнормативные товарные запасы приводят к потерям и убыткам, препятствуя высвобождению оборотных средств и занимая полезную торговую и складскую зоны. Одновременно нехватка товарных запасов, вызывающая стабильные «перебои» с одними или другими видами изделий, может отрицательно сказаться на отношении покупателей. В связи с этим необходимо иметь знания расчета оптимального объема товарных запасов, анализа их величины и уровня, а также динамики и оценки поведения запасов товара в условиях изменения рыночной конъюнктуры.
Величина товарных запасов может исчисляться в натуральном и стоимостном выражениях. На практике рассчитывают 3 вида данного показателя:
1) минимально допустимую величину, подтверждающую необходимость пополнения запасов товара;
2) максимальную величину, отражающую предельный размер товарных запасов;
3) резервный объем, гарантирующий собственнику стабильную работу предприятия в непредвиденных обстоятельствах. Товарные запасы анализируются, рассчитываются и планируются в абсолютных и относительных величинах.
Абсолютные показатели являются стоимостными и натуральными единицами, применяются при проведении инвентаризаций в торговых организациях. Основной минус абсолютных показателей – невозможность с их помощью рассчитать уровень соответствия объема запаса товаров потребностям развития товарооборота. Поэтому относительные показатели, дающие возможность сравнивать объем товарного запаса с товарооборотом торговой фирмы, применяются более широко.
Первым относительным показателем является объем товарных запасов, который исчисляется в днях товарооборота по следующим формулам:
Утз = ТЗ/(Т/Ободн) или Утз = (ТЗ хД)/(Т/Об),
где У тз – уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ – товарный запас на конец рассматриваемого периода (руб.);
Т / Ободн— однодневный товарооборот за рассматриваемый период (руб.);
Т / Об – величина товарооборота за рассматриваемый период (руб.);
Д – количество дней в рассматриваемом периоде.
Уровень товарных запасов определяет обеспеченность торговой организации запасами на конкретную дату и отражает, на какое число дней торговли (при имеющемся товарообороте) достаточно этого запаса.
Вторым основным показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость, являясь одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия, дает возможность оценить и количественно измерить параметры, свойственные товарным запасам: время и скорость их обращения.
Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, можно выразить через формулы:
Обдн= (ТЗ хД)/(Т/Об) или Обдн = ТЗ/(Т/Ободн),
где Обдн— товарооборачиваемость в днях товарооборота;
ТЗ – средний товарный запас за анализируемый период (руб.);
Т / Ободн— однодневный товарооборот за тот же период (руб.);
Т / Об – объем товарооборота за рассматриваемый период (руб.);
Д – число дней в этом периоде.
Средний товарный запас за рассматриваемый период исчисляется по формуле средней хронологической моментного ряда:
ТЗ = {(ТЗ 1 / 2) + ТЗ 2 + ТЗ 3 +…+(ТЗ n / 2J} / (n-1),
где ТЗ – средний товарный запас за конкретный период (руб.);
ТЗ1, ТЗ2…, ТЗn — величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);
n – количество дат, за которые берется величина запасов.
Товарооборачиваемость представляет собой время обращения среднего товарного запаса за конкретный период. Этот процесс характеризуется такими показателями, как скорость товарного обращения и время одного оборота.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота отражает время, в процессе которого товарные запасы располагаются в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, исчисляется по следующим формулам:
Об р = (Т/ Об)/ ТЗ или Об р = Д /Об дн
где Обр — товарооборачиваемость в числе оборотов;
Обдн — товарооборачиваемость в днях товарооборота;
Т / Об – товарооборот за конкретный период (руб.);
ТЗ – средний товарный запас за тот же период (руб.);
Д – число дней в рассматриваемом периоде.
Товарооборачиваемость в числе оборотов отражает количество оборотов среднего товарного запаса за рассматриваемый период времени.
Между
временем и скоростью обращения
товара имеется постоянная обратно
пропорциональная зависимость. Сокращение
времени и возрастание скорости
товарного обращения дают возможность
выполнить больший объем
Товарооборачиваемость, рассчитанная по данной формуле, отражает, за сколько дней реализован средний товарный запас. Обычно оборачиваемость товаров сложного ассортимента немного меньше, чем оборачиваемость товаров простого ассортимента.
Предприятие
должно стремиться к повышению
1) растет размер товарооборота и спрос потребителя удовлетворяется в большей степени;
2) снижаются издержки обращения (затраты на хранение, потери, проценты за кредит) и вырастает прибыль;
3) улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в продукцию, которыми можно быстрее рассчитаться с поставщиками, банком, бюджетом;