Роль государства в рыночной экономике

Автор: f***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 03:09, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
-рассмотреть причины государственного вмешательства в рыночную экономику;
-дать понятие и сущность государственной экономической политики
-определить объекты, цели, функции и цели государственного регулирования экономики;
- рассмотреть тенденции экономико-политического развития России в 2006 году;
- провести анализ динамики ВВП в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ 6
1.1 Причины государственного вмешательства в рыночную экономику. 6
1.2 Понятие и сущность государственной экономической политики 11
1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики 13
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 24
2.1 Основные тенденции экономико-политического развития России в 2006 году 24
2.2 Влияние внутреннего и внешнего спроса на динамику и структуру ВВП 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Роль государства в рыночной экономике.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

    Рыночные  механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения  ресурсов. В этих случаях государство  берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно- денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.

    Можно выделить социально-ориентированное  распределение ресурсов. 
    Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.

    Система сбыта регулируется через государственные  закупки и через потребительский  кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

  • Регулирование рынка труда

    Важная  роль отводится государственному регулированию  рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

  • Обеспечение социальной защиты

    Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. 
    Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

    Во  всех перечисленных случаях государство  вправе вмешаться в перераспределение  доходов, т.к. то, что справедливо  с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в  обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

    Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные  виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

  • Сохранение и улучшение окружающей среды

    В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения  окружающей среды. Оно призвано производить  предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

  • Региональная политика

    Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

  • Реализация национальных интересов

    Реализация  национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. 

    Перечень  функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

        К исключительной прерогативе государства  относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др8.

        Таким образом, основными направлениями  экономической деятельности государства  являются:

        1. Обеспечение нормальных условий  работы рыночного механизма, что  предполагает регулярную демонополизацию  экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

        2. Выполнение функций, очерченных  минимально необходимыми и максимально  допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

        3. Разработка, принятие и организация  выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

 

    2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ РОССИИ

        2.1 Основные тенденции экономико-политического развития России в 2006 году

 

        2006 год не отмечен яркими событиями в экономике или политике. Власть продолжала курс, намеченный в предыдущие годы. Не было и каких-то особых внешних вызовов, которые оказывали бы существенное влияние на экономическую жизнь страны и требовали специального реагирования.

        Макроэкономические  показатели подтверждают это наблюдение (табл. 2.1). Экономика росла устойчивым, хотя и не слишком высоким темпом – более высоким, чем среднемировой или западноевропейский, но никак не обеспечивающим решение столь популярной еще недавно задачи «удвоения ВВП». Да и сама эта задача как-то незаметно ушла на задний план. Практически ни один значимый показатель не демонстрировал существенного изменения – ни в лучшую, ни в худшую сторону.

      Таблица 2.1

    Индексы основных макроэкономических показателей

    в 2003–2006 гг., в % к предыдущему году 

    Показатель 2003 год 2004год 2005год 2006год
    Объем ВВП в % к предыдущему году 107,3 107,2 106,4 106,7
    Фактическое конечное потребление 107,6 112,1 112,7 110,7
    Инвестиции  в основной капитал 112,5 111,7 110,7 113,5
    Объем промышленной продукции 108,9 108,3 104,0 103,9
    Продукция сельского хозяйства  101,3 103, 102,4 102,8
    Объемы  услуг связи 108,0 106,5 102,7 102,2
    Оборот  розничной торговли 127,5 129,0 115,7 123,7
    Платные услуги населению 106,6 108,4 107,5 108,1
    Внешнеторговый  оборот 126,0 132,4 131,5 127,0
    Реальные  располагаемые денежные доходы 115,0 110,4 111,1 110,0
    Реальная  заработная плата 110,9 110,6 112,6 113,5
    Реальный  размер начисленных пенсий 104,5 105,5 109,6 105,1
    Среднегодовая численность занятых в экономике 100,6 100,6 100,6 100,4
    Численность официально зарегистрированных безработных 94,9 102,8 90,6 95,6
 

        Экономический рост России продолжал существенно  опережать наиболее развитые страны мира, однако несколько отставал от большинства стран постсоветского пространства.

        Позитивную  динамику демонстрируют инвестиции, особенно иностранные. Причем происходит это в ситуации, когда государство  явно активизирует свою роль в экономической  жизни, наращивая активы государственных  предприятий, работающих в наиболее привлекательных при нынешней конъюнктуре секторах (отрасли топливно-энергетического комплекса)9.

        Правительство продолжало проводить осторожную финансовую политику. Росли средства Стабилизационного  фонда и золотовалютные резервы. Хотя бюджетная политика ослабла (расходы федерального бюджета в номинальном выражении увеличились более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом) и, следовательно, зависимость государственного сектора от внешнеэкономической конъюнктуры возросла, пока нет оснований говорить об отказе от консервативной бюджетной политики и о начале раскрутки бюджетного популизма. Как теперь понятно, недопущение популизма в условиях обилия денежных средств – задача не из простых, и на протяжении минувшего года финансовые власти продолжали поиск аргументов и решений, которые блокировали бы мощный поток популистских требований и призывов. Это было особенно важно для политики предвыборного года.

        Вопросы экономического роста оставались в  числе ведущих в экономико-политических дискуссиях 2006 г. Однако произошла некоторая трансформация обсуждения этого вопроса.

        Наблюдается деполитизация дискуссии: ввиду  того что ни одна из принципиальных (альтернативных) моделей экономического роста не была выбрана высшими  должностными лицами в качестве общегосударственной, принятие решений о конкретных мерах в рамках этих моделей и обсуждение их обоснованности переместилось в отдельные заинтересованные ведомства и их подразделения. При этом тематика «удвоения ВВП» уходит на периферию дискуссии и, хотя официально и не отменена, явно перестает интересовать политическую элиту страны.

        Завершился  первый год реализации национальных проектов. Сформулированные В. Путиным осенью 2005 г., они стали стержнем социальной и бюджетной политики страны, в значительной мере аккумулируя бюджетные расходы и придавая экономической политике правительства социальный акцент. Теперь к четырем изначально предложенным проектам (здравоохранение, образование, сельское хозяйство и жилье) добавились проблемы преодоления демографического кризиса.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике