Рисковое "венчурное" предпринимательство как одно из направлений инновационно - индустриальной программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования.
Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами .
Инвестиции направляются либо в акционерный капитал закрытых или открытых акционерных обществ в обмен на долю или пакет акций, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита ,как правило, среднесрочный по западным меркам, на срок от 3 до 7 лет.
На практике, однако, наиболее часто встречается комбинированная форма венчурного инвестирования, при которой часть средств вносится в акционерный капитал, а другая - предоставляется в форме инвестиционного кредита.
Венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций компании (во всяком случае, при первичном инвестировании). И в этом - его коренное отличие от «стратегического инвестора» или «партнера». Последний зачастую изначально желает установить контроль над компанией, интересующей его по тем или иным причинам.
Ни инвестор, ни его представители не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового и пр.), за исключением финансового. Все перечисленные риски несет на себе компания и ее менеджеры.
При этом, еще одним предпочтением венчурного инвестора является принадлежность контрольного пакета менеджерам компании. Имея у себя контрольный пакет, они сохраняют все стимулы для активного участия в развитии бизнеса. Если компания, в период нахождения в ней в качестве совладельца и партнера венчурного инвестора добивается успеха, т.е. если ее стоимость в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз по сравнению с первоначальной, до инвестиций, риски обеих сторон оказываются оправданными и все получают соответствующее вознаграждение.
Если же компания не оправдывает ожидание венчурного капиталиста, то он может полностью потерять свои деньги (в том случае, когда компания объявляет себя банкротом), либо, в лучшем случае, вернуть вложенные средства, не получив никакой прибыли.
И второй и третий варианты считаются неудачами. Прибыль венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда по прошествии 5-7 лет после инвестирования он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес.

Содержание

Введение 3
Создание венчурных компаний 5
Организационные формы венчурных фирм 7
Препятствия при формировании венчурного сектора в малом предпринимательстве 9
Обоснование венчурного инвестирования 14
Индустриально-инновационная программа развития Казахстана……………………………………...16
Заключение 21
Используемая литература……………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Реферат венчурноее предпринимательство.doc

— 176.50 Кб (Скачать)
 

     Эти цифры говорят прежде всего о  том, что снижается средняя численность  работающих на одном предприятии, вместо динамичного развития предприятий наблюдается их стагнация. Возможно и такое объяснение - уход малого бизнеса в теневую экономику. На предприятиях малого бизнеса реальная занятость выше, чем официально зафиксировано, на 70%, реальный фонд заработной платы выше на 90%, оборот занижен на 70%. До 50% МСП не имеют государственной регистрации. По существующей системе налогообложения малые предприятия не доплачивают в бюджет 60 % - 70 % от сумм, которые они должны платить.

     В чем причина такого положения  малого бизнеса, от которого страдает занятость, бюджет, уровень прикладных разработок и внедрения ?

      Даже  теми небольшими льготами, которые  предоставлены государством МСП, многие из них не могут воспользоваться из-за различия в формальных определениях МСП, которые существуют в странах ЕС и Казахстане. Отличаются даже принципы, заложенные в эти определения. В странах ЕС для отнесения компании к числу малых и средних необходимо удовлетворять 4 параметрам:

    • занятость (обычно до 250 - 500 человек);
    • оборот до 75 млн Евро;
    • основные фонды не превышают 40 млн Евро;
    • в собственности крупного предприятия (КП) не более 33 % капитала МП.

      В России таких требований только два:

    • занятость (максимум от 30 до 100 чел. в зависимости от направления деятельности, включая совместителей),
    • структура акционерного капитала ( более 25 % совокупного акционерного капитала не должно принадлежать крупному предприятию).

      Имеющиеся ограничения по числу сотрудников  в определении малых предприятий заставляют руководителей компаний либо усложнять структуру предприятия, деля его на несколько компаний, либо извращать официальную отчетность. И то, и другое не способствует получению инвестиций. Второе требование приводит к тому, что малые предприятия после получения инвестиций моментально не могут рассматриваться как малые.

        Если предприятие проверяется одним из контролирующих органов раз в три года, то с учетом числа проверяющих это означает, что фирму проверяют ежемесячно. Частые проверки не столько улучшают положение вещей, сколько являются дополнительным источником дохода для бюрократии разных уровней и ведомств.

      Зарегистрировать  предприятие тоже проблема, особенно, если в нем есть иностранные инвестиции. В странах ЕС это занимает дни, в Казахстане - месяцы.

     При этом срок регистрации зависит не от законодательства, а только от произвола чиновников (в основном на местах). Налогообложение - ключевой вопрос регулирования предпринимательской активности общества государством. В конце 20-х годов Советское правительство побороло НЭП очень просто и почти одними экономическими методами - налоги были увеличены до 34 % дохода. Зарубежный опыт показывает, что налог, составляющий 40 % дохода компании, тормозит развитие бизнеса. Также общеизвестно, что налоговые ставки в 50 % и выше приводят к "эффекту Лаффера" - резкому сокращению налоговых поступлений в бюджет. Поэтому налоговых ставок, превышающих 30 %, нигде в мире нет. У нас законопослушные предприниматели платят более 60 %.

     Три основополагающих вида затрат компании, которые в итоге приводят к  улучшению продукции и способствуют широкому внедрению на рынке: НИОКР, закупка нового оборудования, расходы по продвижению товара на рынок - не могут быть отнесены на себестоимость продукции.

     Венчурные инвесторы преимущественно инвестируют  в молодые быстрорастущие малые  и средние компании. При этом каждое инвестирование сопряжено с получением разрешения от Антимонопольного комитета, что вызывает недоумение, т. к. приобретение акций компании даже с оборотом 10 -15 млн долларов США никоим образом не ограничивает конкуренцию в отрасли и не может создать предпосылки для монополизации какого-либо сегмента российской экономики.

     С другой стороны, Министерство антимонопольной  политики и поддержки предпринимательства  халатно относится к серьезнейшим нарушениям равных условий конкуренции - основного правила развития рынка. Прежде всего, это невыполнение закона о банкротстве - вместо закрытия неэффективно действующих предприятий и оказания содействия молодым и работоспособным структурам, крупным «советским» предприятиям постоянно оказывается помощь - скрытая в виде налоговых послаблений и снижения цен на энергоносители или явная в виде финансовых вливаний. Это приводит к тому, что потенциально эффективные производства, которые исправно пополняют бюджет и за все платят по рыночным ценам, не только не могут развиваться, но иногда погибают, т. к. они не в состоянии конкурировать с предприятиями, которые не платят налоги, имеют ценовые льготы и значительно устойчивее к бюрократическому прессу.

     Другая  сторона этой проблемы - государственные заказы, доступ к которым фактически закрыт для МСП. Тендеры по госзаказам проводятся недобросовестно: либо информация о них недоступна, либо результаты тендера заранее предопределены.

     Отсутствие  равных условий конкуренции - еще один внешний тормоз для развития венчурной индустрии. Возможно увеличить производительность труда более, чем в 3 раза только за счет устранения неравных условий конкуренции.

     Итак  очевидна необходимость изменения  формального определения малого предприятия. Государственные органы должны оказывать поддержку не только и не столько микрокомпаниям, сколько тем предприятиям, которые продемонстрировали потенциал роста, могут обеспечить дополнительную занятость, внедрение результатов НИОКР и увеличить налоговые поступления в бюджет. 

     Меры  государственной поддержки должны содержать действия, направленные на:

  1. ограничение бюрократического вмешательства в работу компаний (в т.ч. и в учетную политику);
  2. снижение налогового бремени;
  3. фискальная политика должна быть ориентирована на стимулирование и развитие бизнеса;
  4. предоставление равных прав с крупными предприятиями в борьбе за государственные заказы;
  5. принципиальное ограничение государственных дотаций предприятиям, которые не в состоянии приспособиться к требованиям рыночных условий.
 

     Наконец, о проблеме ликвидности инвестиций. Любое дело должно иметь начало, продолжение и быть завершено. Для венчурной индустрии завершение дела - это реализация инвестиции, т.е. продажа акций, принадлежащих фонду, последующему инвестору.

 

обоснование венчурного инвестирования

 

      Процесс формирования венчурного фонда носит  название «сбор средств». Специализация  на рынке капитала потребовала появления  профессионалов, специализирующихся на управлении деньгами, им не принадлежащими. Для принятия инвесторами решения  об инвестиции в какой-либо венчурный фонд они хотели бы получить ответ на следующий вопрос: почему имеет смысл вкладывать деньги именно в данный фонд. (Предполагается, что эти люди не испытывают недостатка в предложениях подобного рода.) Чтобы обеспечить их подробной информацией, учредители фондов на начальном этапе выпускают меморандум, где подробно описаны цели и задачи фонда, специфические условия его организации и предпочтения.

      В качестве примера приведены выдержки из меморандума Российского Технологического Фонда 1994 года, выпущенного в период сбора средств.  

 Для чего  инвестировать в Казахстан?

      Казахстан - это развитая страна с многочисленным, образованным населением и значительным научным потенциалом. Она располагает всем необходимым, чтобы превратиться в крупнейший рынок сбыта технологичных продуктов, соответствующих мировым стандартам, а также стать крупным разработчиком новых технологий.

      Территория  Казахстан во много раз больше территории Западной Европы и вмещает громадные природные богатства. Казахстан располагает огромными запасами нефти, угля, газа, минералов, металлов и древесины. Он является крупным поставщиком металлических ископаемых.

      Несмотря  на то, что покупательная способность  населения сегодня ограничена, небольшая, но все более увеличивающаяся  часть населения становится богаче, даже по западным меркам. Емкость внутреннего рынка в настоящее время довольно значительна и имеет тенденцию к расширению, по мере улучшения уровня жизни.

      Правительство полностью отдает себе отчет в том, что успех экономических преобразований в значительной степени зависит от способности страны заменить огромных промышленных монстров небольшими коммерческими предприятиями.

      В бывшем Советском Союзе технологиям, в особенности их военным и  космическим применениям, уделялось  самое пристальное внимание. Именно в этих отраслях было сконцентрировано большинство материальных и человеческих ресурсов. На финансирование исследований и разработок в Советском Союзе исторически направлялось до 15% мировых затрат на аналогичные цели.

      Основной причиной такого существенного разрыва являлась командная система экономики, рассматривавшая большинство научных достижений как секретную информацию. Эта же система не поощряла, а напротив, зачастую просто запрещала предприятиям свободно конкурировать на рынке. В закрытой экономической системе практически отсутствовал импорт и существовал лишь ограниченный экспорт товаров, не имеющих отношения к вооружению.

      Более того, гражданское использование  технологий чрезвычайно страдало от недостатка финансирования, поскольку львиная доля направлялась на военные нужды.

      Сегодня деятельность научно-исследовательских  институтов не является более закрытой, а обмен информацией свободен. При этом, централизованное финансирование научных исследований практически  приостановилось, в результате чего научно-исследовательские институты вынуждены заниматься коммерческой деятельностью, продвигая свои разработки на рынок и вступая в конкуренцию друг с другом. Результаты работы этих институтов и услуги ведущих специалистов сегодня доступны для коммерческого использования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Стратегия индустриально-инновационного развития

  В целях  обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. 
 
Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком. 
 
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей. 
 
Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются: 
• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза; 
• повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности; 
• создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости; 
• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств; 
• диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества; 
• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы. 
 
Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики. 
 
На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике. 
 
В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

Информация о работе Рисковое "венчурное" предпринимательство как одно из направлений инновационно - индустриальной программы