Республика - как основная форма государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Термин управление стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность форм государственного управления
1.1 Сущность государственного управления…………………………………4
1.2. Организационные и правовые формы управления ………………..........8
1.3.Власть как основной механизм государственного управления…………11
Глава 2. Формы и методы государственного управления на примере Индерского районного отдела занятости и социальных программ
2.1. Структура, функции и задачи отдела
2.2. Сущность методов государственного управления …………………….14
Глава 3 Пути совершенствования государственного управления в РК
3.1.Формы государственного управления…………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

кура курсовая по мм.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

    Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда»:

  • государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
  • государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных  нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство);
  • государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;
  • государственное управление -  исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;
  • государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

    Такова  обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические  его признаки, в числе которых:

  • вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных  органов;
  • реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных  полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке;
  • предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);
  • включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т.п.

    В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной  власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также  иных  правовых актов органов государственной власти, т.е. Советов различных уровней. В своих основных организационных проявлениях эти органы были «привязаны» прямо или опосредствованно к системе Советов народных депутатов.

    Исполнительно-распорядительную деятельность практически осуществляли не все государственные органы, а лишь те, которые конституционно обозначались как органы государственного управления (специальный субъект). В общегосударственном масштабе эти органы осуществляли государственную власть (государственно-властные полномочия) в форме исполнительной  и правоприменительной функций.     

      Прежде всего государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы есть составная  часть единого механизма государственной власти. Данное положение необходимо особо подчеркнуть в связи с тем, что до 80-х годов соответствующие Конституции Республик и действующее законодательство только Советы всех уровней относили к числу органов государственной власти. И лишь в отношении Правительств было сделано исключение: они характеризовались в качестве «исполнительных и  распорядительных органов государственной власти».    

    Все иные органы государственного управления (как, впрочем и судебные органы) вроде бы не имели  никакого отношения  к механизму государственной власти, что, конечно, не соответствовало действительности. Наблюдалась, тем самым, явная переоценка роли Советов. Фактически же речь должна была идти, и для этого имелись все необходимые основания, о функционировании в системе «разделения труда» представительных,  исполнительных и судебных органов государственной власти, поскольку именно они реализовали в различных правовых и организационных формах полномочия государственно-властного характера.

    Второе  обстоятельство связано с тем, что, как это уже отмечалось при общей характеристике социального управления, последнее во всех  своих проявлениях органически связано с упорядочивающим воздействием не определенный объект. Говоря же о государственном управлении, акцентируется его исполнительное значение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительным?

    Суть  данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной  и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и сам законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся в  упорядочивающем, т.е. постоянном управляющим воздействием. Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит,  исполнение – это, в рассмотренном аспекте, и есть по существу непосредственная государственно-управленческая деятельность, т.е управляющее и исполнительное воздействие полностью совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения – законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта).

    Таковы  наиболее емкие черты, свойственные государственному  управлению, как  разновидности социального управления. В своих основных проявлениях  государственное управление непременно присутствует в механизме воздействия на общественную жизнь западных государств, где государственная власть базируется  на иных социально-политических и экономических основах. Имеется в  виду прежде всего господство рыночных отношений. Так, по признанию видного теоретика французского а права Г.Брэбана, и в подобных условиях вся управленческая сфера т.е. государственное содержание, государство осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению.

Заключение

      Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление.

    Проблема  заключается в осознании политическим (государственным)  руководством и  широким общественным мнением актуальности, важности и незаменимости управления.

Общеизвестно, что недорогое государство и недорогая управляющая власть по сердцу всем гражданам. Сейчас люди становятся достаточно грамотными и обеспокоены судьбой государства, непроизводительными затратами. Следующая ступень развития - это становление активного гражданина, болеющего за свою страну, её интересы; повышение благосостояния наших граждан.

      Во-вторых, в настоящее время остро стоит  проблема профессионализма государственной  службы. Повышение профессионального  уровня работников государственного управления является одним из условий построения профессионального государства.

Список  использованной литературы

 
  1. Конституция РК.
  2. Закон РК от 10.12.93 года  (с изменениями и дополнениями) “О местных исполнительных представительных и исполнительных органах РК”.
  3. Закон РК от 10.12.93 года  (с изменениями и дополнениями) “О местных исполнительных представительных и исполнительных органах РК”.
  4. Указ Президента РК, имеющий силу конституционного Закона от 18.12.95 года “О Правительстве РК”.
  5. Указ Президента РК от 10.10.97 года “О мерах по дальнейшему повышению эффективности государственного управления в РК”.    
  6. Указ Президента РК, имеющий силу конституционного Закона от 26.12.95 года “О Президенте РК”.
  7. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: Славянский диалог, 1996 г.
  8. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1990 г.
  9. Бахрак Д.Н. Формы государственного управления , 2008, №4.
  10. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М., 2004.
  11. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М., 2000. – 495 с.
  12. Газеты «Караван», «Панорама», «Ковчег», «Новое поколение»
  13. Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии: Монография. - Алматы, 2006.
  14. Журнал «Казахстан. Экономика и жизнь», №4, 1995 г.
  15. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М.: Юрист, 1998 г.
  16. Камаев В. Д. Основы экономической теории - М.,2001 г
  17. Казахстанская правда  2006г., 22 июня № 155А.
  18. Киллен К. Вопросы управления. Пер. с англ. М.: Экономика, 1981 г.
  19. Концепция региональной политики РК на 2002-2006 годы. Астана, 2001г.
  20. Махмудова М. Система местного самоуправления в Казахстане. М., 2001г.
  21. «Менеджмент сегодня». 01(49) 2009 г.
  22. «Мысль»  2009 г., № 8. Новости недели 2001г., № 49 8 – 9с
  23. 11.      Муниципальный менеджмент. Учебное пособие. С.К. Курманбаев, Г. Н. Гамарник, О.С. Султанов – Алматы: Экономика, 2000. – 62 с.
  24. Назарбаев «Казахстан-2030», Алматы, 2009 г.
  25. Национальное Статистическое Агентство «Статистический пресс-бюллетень», том 1-2, Алматы, 2009г.
  26. Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003.
  27. Основы государства и права Республики Казахстан: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Алматы, 2007.
  28. Саясат. – 2004. - № 3
  29. Сборник материалов круглого стола. Алматы 2001
  30. Суворова Л.В. Рынок труда и безработица - Н.Н., 2008.
  31. Теория права и государства:  Учебник/ Под. ред.  Проф. В.В. Лазарева.- М.: Право и Закон, 2006. С. 327.
  32. Транзитная экономика № 5, 2007г
  33. Транзитная экономика № 2, 2008г
  34. Транзитная экономика № 1, 2009г
  35. Уваров В.Н. Государственная служба. - Алматы, 2009
  36. Экономика / Под ред. Булатова А. С. - Москва, 2007 г

37. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие .-М.:ИНФРА-М,2003

    

Информация о работе Республика - как основная форма государственного управления