Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 07:25, курсовая работа
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основой массе верующих — служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредотачивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.
Содержание религиозного мировоззрения – не божественно, а человечно, или, лучше сказать – общественно, несмотря на его фантастичность.
Религия выполняет регулятивную функцию. Как любая другая сфера духовной культуры, она создает определенную систему норм и ценностей, но специфика которых состоит перво-наперво в сохранении и закрепленные веры в сверхъестественное. Этой задаче подчиненные не только культовые действия, а и семейно-бытовые отношения, система традиций и привычек. Подчеркнем, что религия ассимилировала много элементов общечеловеческой морали. А поскольку Бог, по выражению Ф. Энгельса, есть отображением абстрактного человека, то и религиозная мораль во многом имеет не какой-либо сверхъестественный, а человеческий, общественный характер.
При определенных исторических условиях религия выполняет функцию интегрирования, то есть функцию сохранения и укрепления существующей социальной системы. Такой, например, была роль католицизма в феодальном обществе, православие в дореволюционной России. Однако в ряде случаев религия может стать и флагом социального протеста, как это было, например, с средневековыми ересями и сектами, с протестантизмом, приверженцы которого в эпоху его зарождения боролись против феодальных порядков.
На
уровне отдельной религиозной
Религии присущая также коммуникативная функция, которая состоит в поддерживании связей между верующими путем создания чувства вероисповедального единства во время религиозных действий, в личной жизни, семейно-бытовых отношениях, а также отношениях в границах разнообразных клерикальных организаций и даже клерикальных политических партий.
В условиях современного общества религия выполняет, главным образом, иллюзорно-компенсаторную функцию. Укажем, что, не будучи господствующей формой массового сознания, она удовлетворяет только личные чувства верующих.
Относительно мировоззренческой, регуляторной и коммуникативной функции религии, то в силу сохранения религиозных организаций их масштабы определяются особенностями конфессионных течений и категориями верующих, на которые, в свою очередь, влияет реальная действительность.
На равные общества исчезает интеграционная функция религии: она объединяет лишь верующих определенной конфессии, общины и теряет роль ведущего идейного фактора, который призван укрепить общественную систему.
Вообще, роль религии в обществе нельзя оценивать однозначно. Так, религия отыгрывала важную культурно-историческую роль. В границах религиозных вероучений формировались единые образцы чувств, мыслей, поведения людей, благодаря чему религия выступало как могущественное средство упорядочения и сохранение традиций и обычаев. В то же время, например, в царской России синодальное православие использовалось как средство угнетения трудящихся масс.
Одной из исторических миссий религии, которая приобретает в современном мире все большей актуальности, есть формирования ощущения единства человеческого рода, значимости непереходных общечеловеческих моральных норм и ценностей. Однако религия может быть выразителем совсем других расположений духа, в частности фанатизма, непримиримости к людям другой веры и т.п.
Итак, влияние религии на общественную жизнь не всегда было однозначным. Характер этого влияния может существенно изменяться, приобретать специфических особенностей.
Социальные
функции религиозных
В средние возрасты церковь не только владела монополией в сфере идеологии, а и выполняла экономические и политические функции. В капиталистическом обществе религиозные организации активно вмешиваются в политическую жизнь, имеют собственную систему учебных заведений, занимаются благотворительной деятельностью.
Религиозные
организации могут
В
постсоветских обществах
7
Пархоменко И.Т. Религия
как социальный институт М.:Аспект Пресс,
2002 – 180 стр
Глава 2. Буддийская традиционная Сангха России
2.1. История возникновения и сущность Буддийской традиционной Сангхи России
Главная
религиозная организация
На территории современной России буддизм
был традиционно представлен направлением
Махаяны (""Большой колесницы"").Эта
северная ветвь буддизма, известная также
под названием ламаизма, получила также
распространение в Монголии и Тибете.
Буддизм в России
был официально признан в качестве религии
российских подданых в 1741 г. Указом Императрицы
Елизаветы. В 1763 г. был введен пост Пандито
Хамбо-ламы, резиденцией которого до 1938
г. являлся Тамчинский (Гусиноозерский)
дацан (монастырь).
В 1922 г. на XI Всероссийском съезде буддистов
в Москве было образовано Центральное
духовное управление буддистов РСФСР
(ЦДУБ), которое в 1946 г. было реорганизовано
и вновь утверждено как ЦДУБ СССР. С этого
момента резиденцией Пандито Хамбо-ламы
становится Иволгинский дацан.
1968 - укрепление авторитета ЦДУБ и развитие
международных связей. Со своими официальными
визитами в СССР и БАССР (Бурятскую Автономную
Советскую Социалистическую Республику)
Иволгинский дацан посетили пять иностранных
делегаций во главе с:
1. Випуласара Тхеро - видным общественным деятелем Цейлона
2. Г-ном Суманатисса - президентом буддийского общества Шри-Ланки
3. Монахом Гомчен Чода – глава буддийской делегации Сиккима (Княжество Индии)
4.
Король Сиккима Балдан-Дондок-
5.
Досточтимый Бакула Римпоче –
глава индийской буддийской
На
съезде буддистов России в 1997 г. было
принято решение о
Буддийская традиционная Сангха России
признана в качестве одной из четырех
традиционных религий РФ, широко развивает
международные связи.
Формами и методами деятельности Буддийской
традиционной Сангхи являются молебны
(хуралы), проповеди по просьбе верующих,
медитативные затворничества, передача
разрешения на чтение текстов и выполнение
практик, культ почитания местных божеств.
Посты соблюдаются индивидуально каждым
верующим при принятии некоторых обетов.
Пищевых запретов в буддизме не существует.
Курение, употребление алкоголя и развратное
поведение осуждается.
Поощряются гармоничные отношения в семье.
Обет безбрачия принимают монахи высших
монашеских посвящений (гецулы и гелонги).
Ограничений по отношению к гражданским
правам и обязанностям для членов Буддийской
традиционной Сангхи и верующих буддистов
не существует.
В 1995 г. Хамбо-ламой ЦДУБ РФ был избран
Дамба Аюшеев, являющийся в настоящее
время главой Буддийской традиционной
Сангхи России. За время его пребывания
на этом посту был вновь возведен дацан
на Верхней Березовке (г. Улан-Удэ) в качестве
второй резиденции Пандито Хамбо-ламы,
открыты два буддийских института (в Иволгинском
и Агинском дацанах), где обучается более
150 студентов-хувараков. В них преподают
бурятские, тибетские и монгольские учителя.
Открыты новые дацаны на территории этнической
Бурятии.
1991 - открытие Буддийского Университета "Даши Чойнхорлин" им.Дамба Даржа Заяева. В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт негосударственный буддийский институт "Даши Чойнхорлин". Он и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в РФ, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии. Решением Сугунды Сангхи России от 2003 года университет был наименован в честь Дамба Даржа Заяева - Первого Пандито Хамбо ламы, Главы «ламайской церкви Восточной Сибири и Забайкалья».16 июня 1999 года получил лицензию высшего учебного заведения. Сейчас в Университете обучаются около 100 студентов из разных регионов России. Они изучают буддийскую философию, старобурятскую письменность, канонические тексты, иконографию, медицину, тантру и прочие родственные науки.
Дацаны Буддийской традиционной Сангхи России:
1.Иволгинский
дацан (также тиб. «Ганда́н Даши́ Чойнхорли́н»;
бур. Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын
Хиид — «монастырь Колесо учения, приносящее
счастье и полное радости») — Резиденция
Пандито Хамбо ламы - Главы Буддийской
традиционной Сангхи России, центр буддизма
России, крупный буддийский монастырский
комплекс, памятник истории и архитектуры.
Расположен в Республике Бурятия в селе
Верхняя Иволга.
2. Дацан "Хамбын Хуре" расположен
в г. Улан-Удэ, пос.Верхняя Березовка и
основан в 1994 году Пандито Хамбо Ламой
Дамбой Аюшеевым. Дацан представляет собой
комплекс, состоящий из нескольких храмов,
субурганов, служебных зданий и подсобных
помещений. Первый храм, посвященный Калачакре
- буддийскому божеству, Идаму высшего
класса, был построен в 1998 году. Калачакра
("колесо времени" (санскр.), "дуйнхор"
(тибет.), "сагай хурдэ" (бурят.) представляет
собой тайное сокровенное учение, переданное
самим Буддой Шакьямуни. При храме Калачакры
имеется факультет "Дуйнхор", где
обучаются студенты по программе "Намгьял
дацана" (Индия) искусству создания
Мандалы.
В храме находятся уникальные сутры "Ганжур"
- канонические тексты Будды и его учеников,
чеканная позолоченная скульптура Будды
Шакьямуни, резной трон из кедра, подпираемый
восемью львами и посвященный Далай Ламе
XIV, драгоценные подношения из священных
ингредиентов, буддийские иконы (танка),
написанные минеральными красками и посвященные
25 Владыкам Шамбалы.
3.
Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг» В
1811 году агинские буряты восьми хоринских
родов пригласили тайшу Галсана Мархаева
для определения места строительства
дацана, который будет именоваться Агинским
дацаном. Перед тем как Мархаеву выбрать
место строительства Агинского дацана,
ему приснился сон, где он услышал звуки
молебна, смех хувараков и лай собак, из-за
чего тайша остановил свой выбор именно
на местности Булактуй. Для строительства
дацана были приглашены русские каменщики
и плотники, построившие до этого Согчен-дуган
в Анинском дацане, так как в это время
была тенденция строительства каменных
дацанов. Здание было первым каменным
дуганом среди существовавших дацанов
в Агинской степи.8
8 Официальный сайт Буддийской традиционной Сангхи России http://sangharussia.ru/
2.2. Иволгинский дацан. Буддийская традиционная Сангха России
С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга Республики Бурятия. Дацану было дано называние «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд» (Монастырь, [основанный] в месте, [где вращается] Колесо Учения, [приносящее] Счастье и преисполненное Радости). С той поры Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.
21-23 мая 1946 г. в г. Улан-Удэ проходило совещание представителей верующих буддистов и лам БМАССР, Читинской, Иркутской областей и Тувинской автономной области. Совещание обсудило и утвердило положение о ламаистском духовенстве и избрало Временное Центральное Духовное Управление буддистов (ВЦДУБ).
Членами ВЦДУБ были избраны: лама Лубсан Нима Дармаев, ламы Дагба Доржиев, Ринчин Жамьянов, Самбу Жигмитов, Хайдуп Галсанов, гэбши лама Хомушку Амурта и Шагдар Тарасунов.
Председателем Временного Центрального Духовного Управления буддистов – Пандито Хамбо ламой был избран Лубсан Нима Дармаев.
На пост Председателя ЦДУБ и Пандито Хамбо ламы избирается Жамбал Доржи Гомбоев. До 1984 года он неизменно оставался на этом почетном и ответственном посту. За двадцатилетнюю деятельность Хамбо лама Жамбал Доржи Гомбоев провел огромную работу по восстановлению и укреплению авторитета буддийской церкви не только в СССР, но и за рубежом.
1968 - укрепление авторитета ЦДУБ и развитие международных связей. Со своими официальными визитами в СССР и БАССР (Бурятскую Автономную Советскую Социалистическую Республику) Иволгинский дацан посетили пять иностранных делегаций во главе с:
1. Випуласара Тхеро - видным общественным деятелем Цейлона.
2.
Г-ном Суманатисса - президентом
буддийского общества Шри-
3. Монахом Гомчен Чода – глава буддийской делегации Сиккима (Княжество Индии).
4.
Король Сиккима Балдан-Дондок-