Регулирование государственного хозяйствования и предпринимательства в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Следовательно, общество в лице государства вынуждено культивировать и иные формы хозяйствования, которые обеспечивали бы не частные интересы получения прибыли любой ценой, а общественные потребности и интересы. Ясно, что эти последние могут быть осуществлены только в соответствующих обобществленных формах производства и государственного регулирования, основой осуществления которых является государственная собственность и соответственно государственное хозяйствования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 2
1.Необходимость государственного хозяйствования, состав и структура государственного сектора экономики …………………………………………… 3
2.Особенности государственного регулирования государственного сектора экономики и его структурных звеньев …………………………………………... 9
Заключение ……………………………………………………………………….. 13
Задача …………………………………………………………………………… .. 14
Список использованных источников …………………………………………… 15

Работа содержит 1 файл

контр. раб..docx

— 36.03 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Особенности государственного регулирования государственного             сектора экономики и его структурных звеньев. 

       Формирование эффективного управления всякой хозяйственной деятельностью начинается с ее правового регламентирования. Закрепление имущества за федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП) в хозяйственное осуществлялось на основании ст. 295 Гражданского кодекса РФ, которая накладывала ограничения лишь в части форм владения и распоряжения недвижимым имуществом.

     ФГУПы согласно законодательству хозяйствуют на коммерческой (прибыльной) основе и потому на общих основаниях подвержены процедурам банкротства в случае их финансовой несостоятельности. По этой причине были обанкрочены многие не только оборонные предприятия, но стратегически значимые предприятия, тем более, если их предусмотрительно ранее акционировали. Либеральные власти никак этому не препятствовали.  

       Ясно, что кроме оборотных средств, из предприятий нередко выкачивали на сторону и основные фонды, лишая предприятие всяких шансов на выживание. При достижении договоренности между директорами ГУП и чиновниками комитетов по управлению государственным имуществом, вполне на законном основании отчуждалось и недвижимое имущество путем внесения его в уставные капиталы частных хозяйственных обществ.

       До 1999 года государственные контрольные органы с удивлением выявляли нередкие факты того, что действующие генеральные директора ФГУП были утверждены в своей высокой должности еще советскими министерствами.

       В постановлении Правительства РФ от9 сентября 1999 года № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» прямо отмечалось: государство-собственник не только не может потребовать от руководства ФГУП определенных качественных показателей, но оно даже не может определить в качестве задания какие-либо показатели. Широкие неконтролируемые полномочия руководителей ФГУП приводят к переводу части финансовых потоков в фирмы-спутники, заключению сделок в интересах не предприятий, а их руководителей, и иным крайне негативным фактам.

       Радикал-либералы, долго стоявшие  у руля экономического блока  страны, настойчиво разрушавшие  управление государственным сектором, вносили не один раз проекты  правовых актов о полной ликвидации  государственных предприятий на  праве хозяйственного ведения  и преобразовании всех их в  акционерные общества открытого  типа.

       В указанной выше «Концепции»  впервые был сделан, во-первых, обстоятельный анализ сложившейся ситуации и обоснована необходимость сохранения государственных федеральных предприятий, хотя и при существенном сокращении их численности; во вторых, системно были намечены меры правового и организационного характера по налаживанию эффективного управления государственной сферой хозяйствования.

      В подразделе «Построение системы  управления» отмечено: система управления  включает взаимодействующее единство  следующих элементов: определение  порядка постановки и способа  достижения цели, регламентацию  порядка принятия управленческих  решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, введение ответственности за результаты управления, постоянное поступление и анализ информации о работе управляющих и объектов управления. При этом принцип эффективности управления заключается в достижении целей и задач управления при условии максимальной экономии ресурсов.

      14 января 2002 года принят Федеральный  закон № 161 «О государственных муниципальных унитарных предприятиях», в котором установлено (ст. 8), что учредителем унитарного предприятия и праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (казенное предприятие) по подчиненности могут выступать соответственно Правительство РФ, администрация субъекта РФ и муниципального образования. Впервые были определены условия создания государственного (муниципального) предприятия: при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена; в целях решения важных социальных задач; необходимости осуществления научно-технической и иной деятельности, выпуска продукции для обеспечения национальной безопасности; при необходимости выпуска продукции, изъятой из оборота или же ограниченно оборотоспособной; при производстве продукции, большая часть которой предназначена для удовлетворения государственных нужд и др.

      Законом существенно ужесточены  правовые нормы распоряжения  руководителями госпредприятий  не только недвижимым, но и  движимым имуществом. Запрещено  создание дочерних унитарных  предприятий. Участие в коммерческих  и некоммерческих организациях, как и распоряжение своей долей  в их уставных капиталах допускается  только с согласия собственника. Так же без согласия собственника  нельзя совершать сделки, связанные с представлением и получением займов во всех формах, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключать договоры простого товарищества. При этом бюджетные организации не имеют права получать кредиты у кредитных организациях и иных юридических лиц, а государственные и муниципальные унитарные предприятия в обязательном порядке регистрируют свои заимствования у третьих лиц в органе, исполняющим бюджет (Федеральное казначейство), который ведет реестр задолженности указанных предприятий. Таким образом достигается жесткий текущий финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью унитарных предприятий.

      Важной составляющей госсектора  являются многочисленные учреждения, функционирующие, как правило,  полностью или частично на  некоммерческой основе, и потому  финансируемые из соответствующих  бюджетов в части недостающих  средств. Эти хозяйствующие субъекты владеют и пользуются государственным имуществом на праве оперативного владения – «пучок» правомочий довольно подробно регламентирован действующим гражданским законодательством.

     Особое место в среде таких  правообладателей в производственной  сфере занимают «казенные предприятия». По причине отсутствия у государства  финансовых средств и безответственного  упования на всемогущество рынка  первое казенное предприятие  в новой России появилось только  в 1995 году, но и в дальнейшем они не получили развития. Ведь ими нужно прямо и предметно управлять, субсидировать при наличии долговых обязательств.

     Законодательством установлено,  следующее. Казенное предприятие  может быть создано на всех  уровнях государственной и муниципальной  власти в случаях: если продукция, услуги производятся для нужд государственной (муниципальной) власти; в целях обеспечения национальной, муниципальной безопасности, в том числе безопасности функционирования всех видов транспорта, обеспечения населения продукцией по твердым социальным ценам, производства продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной и др.

      Казенные предприятия, в отличие  от ФГУП, хозяйствуют практически  под полным контролем Уполномоченного  государственного органа. Коммерческая  самостоятельность их относительно  ограничена.

      Министерство – Уполномоченный орган, в ведении которого находится казенное предприятие осуществляет следующие управленческие действия и решения: назначает руководителя предприятия, согласует кандидатуру главного бухгалтера и условия трудового договора с ним; ежегодно утверждает программу деятельности предприятия, в том числе обязательные задания в интересах государства, и соответственно контролирует отчетность и результаты ее исполнения; в соответствии с программой деятельности утверждает смету доходов и расходов предприятия, а также предложения предприятия по распределению до 75% чистой прибыли; ведет учет и анализ долговых обязательств предприятия, контролирует крупные и прочие сделки в соответствии с требованиями законодательства, а также перечисление части прибыли в федеральный бюджет.  

                                                    

                                                 Заключение.

        

       Постановлением Правительства РФ было поручено Госкомстату России отражать принадлежность организаций и предприятий к государственному сектору экономики в «Едином государственном регистре предприятий и организаций», а Минэкономразвития РФ разработать систему показателей, характеризующих деятельность государственного сектора экономики Российской Федерации. Конечно, отнесение к госсектору экономики контролируемых государством хозяйственных обществ относительно условно, поскольку они управляются реально на основе законодательства об акционерных обществах. Но возможность государства влиять на принятие ключевых решений в органах управления таких акционерных обществ, а также практика многих западных стран, позволили с оговорками включить и подобные хозяйственные структуры в состав государственного сектора экономики.

       В период 1999-2003 годов в России  была создана необходимая нормативно-правовая  база учреждения и контролируемой  деятельности государственных (муниципальных)  предприятий на праве хозяйственного  ведения и на праве оперативного  управления. Конкретные результаты  теперь зависят от ответственности,  исполнительности, требовательности  и контрольной деятельности соответствующих  государственных и муниципальных  органов.

      Казенные предприятия хозяйствуют под полным контролем Уполномоченного государственного органа. Коммерческая самостоятельность их относительно ограничена, однако, при недостаточности финансовых средств, банкротство им не грозит. Во-первых, Уполномоченный орган профинансирует их целевые программы за счет бюджетных средств, во-вторых, он же несет субсидиарную ответственность по возникшим долгам.

     Начата хозяйственная деятельность  казенных предприятий в интересах  удовлетворения потребностей населения.

                                                       

                                                       Задача. 
 

     Определите емкость регионального  товарного рынка в прогнозном  периоде в денежном выражении,  если:

     - производство потребительских  товаров составит 16 млрд. руб.;

     - остатки товаров на складах  предприятий-производителей уменьшатся  на 0,4 млрд. руб.

      - запасы товаров  в оптовой  и розничной торговле увеличатся  на 0,5 млрд.руб.

      - экспорт составит 2,5 млрд.руб., импорт  – 5,7 млрд.руб. 
 
 

           16 + 0,4 - 0,5 - 2,5 + 5,7 = 19,1 млрд. р. 
 

     Вывод:    емкость регионального  товарного рынка в прогнозном  периоде составит 19,1 млрд.руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Список использованных  источников 
 

Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. Пособие для вузов / В.А.Пикулькин, Ю.Н.Дурдыев, В.Э.Комов  и др. Под ред. Т.Г.Морозовой, А.В.Пикулькина/Всерос. заоч. финн.-экон. ин-т – М.; Финстатинформ, 1997. – 220 с. 

Бойков А.Н. Государственное  регулирование экономики: Учебное  пособие. – М.; Тровант, 2010. – 272 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Регулирование государственного хозяйствования и предпринимательства в современной экономике России