Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть основные направления государственной политики в сфере культуры на примере Оренбургской области.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) описать основные направления государственной политики в культурной сфере;
2) провести анализ основных направлений государственной политики в сфере культуры по средствам:
- описания социокультурной сферы Оренбургской области;
- направления деятельности органов власти в сфере культуры в Оренбургской области;
- описание механизма реализации государственной политики в сфере культуры в Оренбургской области;
3) представление направлений совершенствования государственной охраны объектов культурного наследия;
4) проанализировать эффективность предложенных рекомендаций.
Анализируя
сложившуюся структуру
2.3
Программно-целевой
метод как механизм
реализации государственной
политики в сфере культуры
в Оренбургской области
В Оренбуржье сфера культуры сегодня является одной из самых масштабных социальных отраслей, сравнимой с такими сферами как образование и здравоохранение. Говоря о единой действующей сети государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Оренбургской области, можно сказать, что эта цифра приближается к 2,5 тысячам учреждений. И одной из главных задач, было, есть и будет сохранение этой сети учреждений культуры. Начиная с 2000 года, были предприняты конкретные шаги по сохранению и развитию профессионального искусства и национальных культурных традиций. За это время общий объем финансирования сферы культуры увеличился в 8,5 раз и достиг рекордной суммы в 2,1 млрд. рублей в год.
В
настоящее время в
Во
исполнение законодательства Оренбургской
области об объектах культурного
наследия принята и успешно осуществлена
областная целевая программа «Культура
Оренбуржья» на 2008-2010 годы [4]. Цели данной
программы представлены на рисунке 5.
Рисунок
5 – Основные цели ОЦП «Культура
Оренбуржья»
Объем
и источники финансирования Программы
составляет 1381634 финансирования тыс. рублей
из средств областного бюджета, из них:
2008 год - 438904 тыс. рублей; 2009 год - 718230
тыс. рублей; 2010 год - 224500 тыс. рублей [4].
Таблица
3 – Направления финансирования
ОЦП «Культура Оренбуржья»
Направление финансирования | Объём финансирования (тыс. руб.) |
охрана, изучение и использование объектов культурного наследия | 25850 |
Сохранение и развитие системы государственных учреждений | 38774 |
Продолжение
таблицы 3
художественного образования, поддержку молодых дарований в сфере культуры и искусства | |
Мероприятия по модернизации специального оборудования, техническое оснащение учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений сферы культуры и искусства | 17000 |
Мероприятия по поддержке профессионального искусства и культурно-досуговой деятельности | 115340 |
Мероприятия по поддержке и развитию детского чтения | 8470 |
Укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений сферы культуры и искусства, строительство и реставрацию | 1176200 |
Данная программа позволила обеспечить сохранность культурного наследия Оренбургской области, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов. Создавались благоприятные условия для приобщения населения к культурному наследию и повышение интереса жителей к истории своего края; произошло увеличение доли отреставрированных музейных предметов, библиотечных фондов от общего количества предметов, нуждающихся в реставрации, до 25,5 процента. Произошло увеличение среднего числа посещений музеев до 275 человек на 1000 жителей; увеличение среднего числа обращений в библиотеки до 615 человек на 1000 жителей; увеличение книгообеспеченности до 3300 единиц на 1000 жителей. Помимо этого увеличилось количество зрителей театрально- зрелищных учреждений ежегодно на 10 процентов.
В рамках подготовки к проведению праздничных мероприятий, посвященных 65-летию Победы, проводился мониторинг памятных мест и сооружений, посвященных событиям войны. В 2009 году проведена паспортизация 920 обелисков и мемориальных комплексов.
Таким
образом, проводя анализ основных направлений
государственной политики в сфере
культуры можно утверждать, что в Оренбургской
области проводится масштабная работа
в сфере культуры. О проводимой работе
свидетельствуют показатели деятельности.
Оренбургская область в настоящее время
не только сохраняет и охраняет объекты
культурного наследия, но и возводит новые
памятники культуры. Возводимые памятники
культуры привлекают взгляд и удивление
не только горожан, но и гостей Оренбургской
области. Это построение национальной
деревни, парка имени Фрунзе. Реставрация
Драматического театра, построение нового
современного корпуса библиотеки имени
Крупской.
3
Совершенствование
государственной
политики в сфере
культуры
3.1
Рекомендации по
основным направлениям
преобразований в
области культуры
Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом [9].
Без культурного наследия немыслимы современная жизнь Оренбуржья и перспективы его развития. Наследие во многом формирует особый менталитет оренбуржцев.
В
Оренбуржье ведется работа по государственной
охране объектов культурного наследия.
Однако, можно выделить ряд направлений
совершенствования системы государственной
охраны объектов культурного наследия.
Данные направления представлены в таблице
4.
Таблица
4 – Основные направления совершенствования
системы государственной охраны
объектов культурного наследия
Направление | Предложения |
Совершенствование законодательства | Исключить нормы о подразделении объектов культурного наследия на различные категории историко-культурного значения |
Предусмотреть норму о возможности выделения собственнику объекта культурного наследия бюджетных субсидий на финансирование расходов по сохранению объекта культурного наследия в случае, если режим хозяйственной деятельности этого объекта, установленный в целях его сохранения, не позволяет обеспечивать рентабельное использование объекта | |
Предусмотреть обязательное страхование рисков утраты и повреждения объектов культурного наследия при проведении ремонтно-строительных работ, а также в случае стихийного бедствия с условием, что страховое возмещение, выплачиваемое при наступлении страхового случая, направляется исключительно на восстановление утраченного или поврежденного объекта культурного наследия |
Продолжение
таблицы 4
Меры противодействия вандализму | Усиление воспитательной и просветительной работы в сочетании с комплексом правоохранительных мер (милицейские посты, маршруты патрулей, видеонаблюдение) |
Развитие добровольных обществ - друзей известных памятников, объединение молодежи вокруг программ сохранения наследия, создание молодежных реставрационных отрядов | |
Широкая информация общественности об опасностях, грозящих наследию, а также о мерах, принимаемых для его сохранения | |
Финансово-экономическое обеспечение | Всемерное поощрение реставрации и реконструкции с учетом преимуществ, которые они представляют в условиях современной конъюнктуры, а именно: экономия площадей, инфраструктур, сырья и энергии |
Активный
поиск новых видов | |
Ремонт и реставрация за счет низкопроцентных ссуд, грантов, налоговых льгот и оборотных средств | |
Обеспечение спонсорской поддержки путем налоговых льгот |
Также можно внести дополнения, касающиеся Налогового Кодекса РФ:
- в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу налога на прибыль организаций, включить суммы, направляемые в качестве благотворительной деятельности на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия;
-
включить в число
Внести дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правоотношениях в части наделения государственных органов охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации полномочиями на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере охраны культурного наследия.
Интеграция современной архитектуры в историческую застройку периодически возникает в теории и практике охранного дела. Новая архитектура в контексте исторической среды - одна из важных составляющих стратегии сохранения культурного наследия. Зоны регулирования застройки определяют возможности нового строительства на территориях незавершенной или деградированной градостроительной среды, разорванных уличных фронтов, внутриквартальных участках и на местах утраченных строений. Новое строительство должно служить реставрации градостроительной ткани, воспроизводству утраченных элементов городского ландшафта, планировочной структуры, масштаба, членений, ритма, силуэта, визуальных связей, пространственных отношений застройки [14].
Существуют разные приемы гармоничного включения современной архитектуры в группы исторических построек: от полного «растворения» новых архитектурных объемов, материалов и цвета в окружающей среде до методов «контрапункта», всевозможных стилизаций и воссозданий средствами нового строительства, новыми технологиями и материалами. В отличие от воссоздания, которое ставит ложный знак равенства подлинника новоделу, регенерация и реновация как более творческие методы диктуют новой архитектуре необходимость выявления внутренних закономерностей исторической среды, архитектонику художественных образов [14]. Для Оренбуржья это актуальная проблема. Поскольку в исторической части города возведены современные торговые комплексы, архитектурные строения которых совсем не отвечают облику города. На протяжении многих лет в МАУ «Архитектура и градостроительство» решается этот вопрос.
Таким
образом, представлены направления
совершенствования
3.2
Эффективность предложенных
рекомендаций
Институт общественных инспекторов создается в качестве движения общественности, цели которого направлены на осуществление общественного контроля и оказание содействия в охране историко-культурного наследия и исторических территорий Оренбуржья. Институт общественных инспекторов создаётся для широкого привлечения общественности к разработке и выполнению мер по охране культурного наследия, формирования среди граждан бережного отношения к архитектурному и историческому наследию города Оренбурга при поддержке государственного органа охраны объектов культурного наследия - Росохранкультуры по Оренбургской области.
Информация о работе Реализация государственной политики в сфере культуры в регионе