Реализация государственной политики в сфере культуры в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть основные направления государственной политики в сфере культуры на примере Оренбургской области.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) описать основные направления государственной политики в культурной сфере;

2) провести анализ основных направлений государственной политики в сфере культуры по средствам:

- описания социокультурной сферы Оренбургской области;

- направления деятельности органов власти в сфере культуры в Оренбургской области;

- описание механизма реализации государственной политики в сфере культуры в Оренбургской области;

3) представление направлений совершенствования государственной охраны объектов культурного наследия;

4) проанализировать эффективность предложенных рекомендаций.

Работа содержит 1 файл

в инет.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

       Анализируя  сложившуюся структуру управления культурой, описывая культурный фонд Оренбургской области, можно сделать вывод, что в области проводится устойчивая политика в области культуры. 
 

       2.3 Программно-целевой метод как механизм реализации государственной политики в сфере культуры в Оренбургской области 
 

       В Оренбуржье сфера культуры сегодня  является одной из самых масштабных социальных отраслей, сравнимой с такими сферами как образование и здравоохранение. Говоря о единой действующей сети государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Оренбургской области, можно сказать, что эта цифра приближается к 2,5 тысячам учреждений. И одной из главных задач, было, есть и будет сохранение этой сети учреждений культуры. Начиная с 2000 года, были предприняты конкретные шаги по сохранению и развитию профессионального искусства и национальных культурных традиций. За это время общий объем финансирования сферы культуры увеличился в 8,5 раз и достиг рекордной суммы в 2,1 млрд. рублей в год.

       В настоящее время в Орен6ургской  области учтено 2633 объекта культурного  наследия.  Из них 774 памятника архитектуры, истории и монументального искусства, 1859 памятников археологии. За счет средств спонсоров издано  научно-справочное пособие, включающее  список памятников археологии, находящихся на учете в государственном органе охраны объектов культурного наследия.  Указанное пособие направлено главам муниципальных образований для осуществления мероприятий по сохранению археологического наследия края. 

       Во  исполнение законодательства Оренбургской области об объектах культурного  наследия принята и успешно осуществлена областная целевая программа «Культура Оренбуржья» на 2008-2010 годы [4]. Цели данной программы представлены на рисунке 5. 

         
 

       

       

       

       

       

       

         

         

         

         
 

         

         
 

       Рисунок 5 – Основные цели ОЦП «Культура  Оренбуржья» 

       Объем и источники финансирования Программы  составляет 1381634 финансирования тыс. рублей из средств областного бюджета, из них: 2008 год - 438904 тыс. рублей;  2009 год - 718230 тыс. рублей; 2010 год - 224500 тыс. рублей [4]. 

Таблица 3 – Направления финансирования ОЦП «Культура Оренбуржья» 

Направление финансирования Объём финансирования (тыс. руб.)
охрана,  изучение  и  использование   объектов культурного наследия 25850
Сохранение  и  развитие  системы   государственных  учреждений 38774

Продолжение таблицы 3 

художественного образования, поддержку молодых дарований в сфере культуры и искусства  
Мероприятия    по    модернизации     специального оборудования,  техническое  оснащение   учреждений  культуры и искусства,  образовательных  учреждений сферы культуры и искусства 17000
Мероприятия   по    поддержке    профессионального  искусства  и   культурно-досуговой  деятельности 115340
Мероприятия  по  поддержке  и  развитию   детского  чтения 8470
Укрепление  материально-технической базы учреждений культуры и искусства,  образовательных  учреждений сферы  культуры  и  искусства,     строительство и реставрацию 1176200
 

       Данная  программа позволила обеспечить сохранность культурного   наследия Оренбургской области,  в  том  числе   недвижимых памятников истории  и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов. Создавались благоприятные    условия  для  приобщения  населения к  культурному  наследию    и  повышение интереса жителей к истории своего края;  произошло увеличение   доли   отреставрированных    музейных  предметов,   библиотечных   фондов       от общего  количества предметов, нуждающихся  в  реставрации, до 25,5 процента. Произошло увеличение среднего числа посещений музеев до  275 человек на 1000 жителей; увеличение среднего числа обращений  в  библиотеки до 615 человек на 1000 жителей; увеличение книгообеспеченности до 3300  единиц  на 1000 жителей. Помимо этого увеличилось количество  зрителей     театрально- зрелищных учреждений ежегодно на 10 процентов.

       В рамках подготовки к проведению праздничных  мероприятий, посвященных 65-летию Победы,  проводился мониторинг  памятных мест и сооружений, посвященных событиям войны. В 2009 году проведена паспортизация 920 обелисков и мемориальных комплексов. 

       Таким образом, проводя анализ основных направлений  государственной политики в сфере культуры можно утверждать, что в Оренбургской области проводится масштабная работа в сфере культуры. О проводимой  работе свидетельствуют показатели деятельности. Оренбургская область в настоящее время не только сохраняет и охраняет объекты культурного наследия, но и возводит новые памятники культуры. Возводимые памятники культуры привлекают взгляд и удивление не только горожан, но и гостей Оренбургской области. Это построение национальной деревни, парка имени Фрунзе. Реставрация Драматического театра, построение нового современного корпуса библиотеки имени Крупской.  
 
 
 
 
 
 
 

       3 Совершенствование  государственной  политики в сфере  культуры  

       3.1 Рекомендации по  основным направлениям  преобразований в  области культуры 
 

       Культурное  наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом [9].

       Без культурного наследия немыслимы  современная жизнь Оренбуржья и  перспективы его развития. Наследие во многом формирует особый менталитет оренбуржцев.

       В Оренбуржье ведется работа по государственной  охране объектов культурного наследия. Однако, можно выделить ряд направлений  совершенствования системы  государственной  охраны  объектов культурного наследия. Данные направления представлены в таблице 4. 

Таблица 4 – Основные направления совершенствования  системы государственной охраны объектов культурного наследия 

Направление Предложения
Совершенствование законодательства Исключить нормы о подразделении объектов культурного наследия на различные категории историко-культурного значения
Предусмотреть норму о возможности выделения  собственнику объекта культурного  наследия бюджетных субсидий на финансирование расходов по сохранению объекта культурного наследия в случае, если режим хозяйственной деятельности этого объекта, установленный в целях его сохранения, не позволяет обеспечивать рентабельное использование объекта
Предусмотреть обязательное страхование рисков утраты и повреждения объектов культурного наследия при проведении ремонтно-строительных работ, а также в случае стихийного бедствия с условием, что страховое возмещение, выплачиваемое при наступлении страхового случая, направляется исключительно на восстановление утраченного или поврежденного объекта культурного наследия
 
 

Продолжение таблицы 4 

Меры  противодействия вандализму Усиление воспитательной и просветительной работы в сочетании  с комплексом правоохранительных мер (милицейские посты, маршруты патрулей, видеонаблюдение)
Развитие  добровольных обществ - друзей известных  памятников, объединение молодежи вокруг программ сохранения наследия, создание молодежных реставрационных отрядов
Широкая информация общественности об опасностях, грозящих наследию, а также о мерах, принимаемых для его сохранения
Финансово-экономическое  обеспечение Всемерное поощрение  реставрации и реконструкции  с учетом преимуществ, которые они  представляют в условиях современной  конъюнктуры, а именно: экономия площадей, инфраструктур, сырья и энергии
Активный  поиск новых видов использования  старых зданий как часть жилищной политики и схем общественного благоустройства, сохранение социального равновесия в зонах реконструкции ветхого  жилья, улучшение среды обитания и условий жизни всех слоев  населения
Ремонт  и реставрация за счет низкопроцентных  ссуд, грантов, налоговых льгот и  оборотных средств
Обеспечение спонсорской поддержки путем  налоговых льгот
 

       Также можно внести дополнения, касающиеся Налогового Кодекса РФ:

       - в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу налога на прибыль организаций, включить суммы, направляемые в качестве благотворительной деятельности на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия;

       - включить в число имущественных  налоговых вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу доходов физического лица, суммы, направленные в качестве благотворительной деятельности на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия.

       Внести  дополнения в Кодекс Российской Федерации  об административных правоотношениях в части наделения государственных органов охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации полномочиями на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере охраны культурного наследия.

       Интеграция современной архитектуры в историческую застройку периодически возникает в теории и практике охранного дела. Новая архитектура в контексте исторической среды - одна из важных составляющих стратегии сохранения культурного наследия. Зоны регулирования застройки определяют возможности нового строительства на территориях незавершенной или деградированной градостроительной среды, разорванных уличных фронтов, внутриквартальных участках и на местах утраченных строений. Новое строительство должно служить реставрации градостроительной ткани, воспроизводству утраченных элементов городского ландшафта, планировочной структуры, масштаба, членений, ритма, силуэта, визуальных связей, пространственных отношений застройки [14].

       Существуют  разные приемы гармоничного включения современной архитектуры в группы исторических построек: от полного «растворения» новых архитектурных объемов, материалов и цвета в окружающей среде до методов «контрапункта», всевозможных стилизаций и воссозданий средствами нового строительства, новыми технологиями и материалами. В отличие от воссоздания, которое ставит ложный знак равенства подлинника новоделу, регенерация и реновация как более творческие методы диктуют новой архитектуре необходимость выявления внутренних закономерностей исторической среды, архитектонику художественных образов [14]. Для Оренбуржья это актуальная проблема. Поскольку в исторической части города возведены современные торговые комплексы, архитектурные строения которых совсем не отвечают облику города. На протяжении многих лет в МАУ «Архитектура и градостроительство» решается этот вопрос.

       Таким образом, представлены направления  совершенствования государственной  охраны объектов культурного наследия Оренбуржья. Реализация данных направлений  в «жизнь» даст возможность поднять  культурный облик Оренбуржья. Важнейшим условием совершенствования культурного наследия является общественное участие. Необходимым условием совершенствования государственной охраны объектов культурного наследия является создание института общественных инспекторов. Вызвано это необходимостью пробуждать активность горожан, профессиональной общественности в сборе и передаче информации; поддерживать общественные инициативы по постановке на учет новых объектов, проведению историко-культурных экспертиз.  
 

       3.2 Эффективность предложенных рекомендаций 
 

       Институт  общественных инспекторов создается  в качестве движения общественности, цели которого направлены на осуществление  общественного контроля и оказание содействия в охране историко-культурного  наследия и исторических территорий Оренбуржья.  Институт общественных инспекторов создаётся для широкого привлечения общественности к разработке и выполнению мер по охране культурного наследия, формирования среди граждан бережного отношения к архитектурному и историческому наследию города Оренбурга при поддержке государственного органа охраны объектов культурного наследия - Росохранкультуры по Оренбургской области.

Информация о работе Реализация государственной политики в сфере культуры в регионе