Реализация государственной политики в сфере культуры в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть основные направления государственной политики в сфере культуры на примере Оренбургской области.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) описать основные направления государственной политики в культурной сфере;

2) провести анализ основных направлений государственной политики в сфере культуры по средствам:

- описания социокультурной сферы Оренбургской области;

- направления деятельности органов власти в сфере культуры в Оренбургской области;

- описание механизма реализации государственной политики в сфере культуры в Оренбургской области;

3) представление направлений совершенствования государственной охраны объектов культурного наследия;

4) проанализировать эффективность предложенных рекомендаций.

Работа содержит 1 файл

в инет.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Факультет экономики и управления 

Кафедра государственного и муниципального управления 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине "Исследование социально-экономических  и политических процессов" 
 

Реализация  государственной  политики в сфере  культуры в регионе 

ГОУ ОГУ 080504.65.5311.03 ОО 
 
 
 
 
 
 
 

                Руководитель  работы

                ______________ А.М. Коробова

                "_____"_________________2011 г.

                Нормоконтроль

                ______________ Суслина Н.И.

                "_____"_________________2011 г.

                Исполнитель

                студент группы 08 ГиМУ

                ______________Иванов  А.А

                "_____"_________________2011 г. 
                 
                 

Оренбург 2011

                               Введение 
 

       Одним из важнейших приоритетов государственной политики является управление в сфере культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

       Согласно  Конституции РФ в Российской Федерации  гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории  и культуры) народов Российской Федерации  в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Поэтому государственное управление в сфере культуры является важнейшей частью общей государственной политики.

       Цель  курсовой работы - раскрыть основные направления  государственной политики в сфере культуры на примере Оренбургской области.

       Данная  цель предполагает решение следующих  задач:

       1) описать основные направления  государственной политики в культурной  сфере; 

       2) провести анализ основных направлений  государственной политики в сфере  культуры по средствам:

       - описания социокультурной сферы  Оренбургской области;

       -  направления деятельности органов  власти в сфере культуры в  Оренбургской области;

       -  описание механизма реализации  государственной политики в сфере  культуры в Оренбургской области;

       3) представление направлений совершенствования государственной охраны объектов культурного наследия;

       4)  проанализировать  эффективность  предложенных рекомендаций.

       Объектом  исследования является  государственное  управление культурой Оренбургской области.

       Предметом исследования реализация полномочий государственными органами в сфере управления культурой.

       В работе применялись различные методы исследования: методы абстрактно-логического, сравнительно-аналитического, статистического, а также диалектический метод,  и системный подход.

       При подготовке курсовой работы проанализирована следующие информационные источники: законодательство РФ, информация из периодической  и специально научно-исследовательской  литературы, разработки современных  российских ученых, результаты собственных аналитических исследований.

       Практическая  значимость работы определяется тем, что  результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности.

       Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Основные направления  государственной  политики в культурной  сфере 

       1.1 Характеристика и сущность государственной политики в культурной сфере 
 

       Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Данные стороны изображены на рисунке 1. 

         

       

       

         

         
 
 
 

 

 

 
 
 
 

       Рисунок 1 – Основные стороны, характеризующие  понятие культура 

       Первоочередной  задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие  налоговые льготы инвесторам в сферу  культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

       К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ  демократического правового государства; создание условий для развития и  воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

       Переживая сложные процессы социально-экономических  преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и единства на основе культурного разнообразия – важнейшая предпосылка успешного развития России. В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации [7].

       Федеральное законодательство и современное  состояние российского общества позволяют выстраивать государственную  культурную политику на новых демократических принципах, что предполагает развитие горизонтальных связей между центром и регионами, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование культурного разнообразия в российских регионах. В то же время, разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.

       Сегодня необходим принципиально новый  подход к выбору приоритетов развития сферы культуры и массовых коммуникаций, основанный на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации: «каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; гарантируется свобода массовой информации; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [1].

       Основные  направления государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций на перспективу до 2012 года помогли  определить положения, конкретизированные в Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации в 2010 году. Данные положения представлены в таблице 1. 
 
 
 
 
 

Таблица 1 – Основные направления государственной  политики в сфере культуры 

Направление
1 Сохранение  и укрепление единого культурного  и информационного  пространства России
2 Сохранение  и развитие многонационального культурного  наследия народа России, поддержка  и распространение лучших отечественных  традиций и достижений
3 Совершенствование отечественных систем художественного  образования, просветительства в целях сохранения преемственности   духовно-нравственных ценностей и традиций
4 Разработка  современных механизмов администрирования  и финансирования в сфере культуры и массовых коммуникаций в условиях социально-экономического развития Российского государства и общества
5 Совершенствование законодательства в сфере культуры и массовых коммуникаций и создание условий для обеспечения свободы  слова, творчества, преподавания, участия  в культурной жизни, пользования  учреждениями культуры и доступа  к культурным ценностям
6 Интеграция  в мировой культурный и информационный процесс, формирование позитивного  образа России
 

       Единое  культурное и информационное пространство России, связано системой духовных ценностей, культурных и социальных событий, которые объединяют народ, укрепляют государство, способствуют становлению и развитию институтов гражданского общества [7].

       Современное понимание культурного наследия включает как материальные, так и  нематериальные компоненты: памятники  культуры и истории, окружающую их природную среду, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, национальные традиции, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла. 
 

       1.2 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры 
 

       Разграничение полномочий и ответственности между  уровнями власти положительно влияет на организацию культурной жизни  страны, фокус внимания общества всё  более смещается в сторону  региональной политики, к работе местного самоуправления. Однако, перенесенная на уровень городских и сельских поселений и неподкрепленная источниками финансирования ответственность за развитие сферы культуры, при отсутствии социокультурных стандартов, может усилить дифференциацию среди граждан по уровню и качеству предлагаемых культурных услуг [12].

       Необходима  серьезная работа региональных властей  в области культурной политики, направленной на сохранение этнокультурного разнообразия, поддержку традиций и новых подходов при усилении горизонтальных связей и системы межрегионального взаимодействия. Основные задачи в региональной политики в сфере культуры представлены на рисунке 2. 

         

       Рисунок 2 – Основные задачи региональной политики в сфере культуры 

       Современная практика администрирования в сфере культуры исходит из более гибкого управления культурными процессами, ориентируется на создание разветвленной системы партнерства с одновременным сохранением ответственности всех уровней власти за формирование и исполнение государственной политики, а также четкое распределение компетенции между различными административными уровнями.

       Начавшееся  в нашей стране совершенствование  управления в сфере культуры и  массовых коммуникаций учитывает мировой  опыт, исходит из отечественных традиций и предусматривает переход от управления культурными учреждениями к управлению социально-значимыми проектами и программами, переход от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетирования, разработку критериев для оценки качества деятельности организаций культуры и массовых коммуникаций, получающих государственное финансирование; стимулирование развития государственно-частного партнерства, переход к практике смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ; разработку и реализацию федеральных, межведомственных и ведомственных целевых программ, участие в региональных программах развития сферы культуры и массовых коммуникаций; совершенствование методов стратегического планирования деятельности в сфере культуры и массовых коммуникаций [18].

Информация о работе Реализация государственной политики в сфере культуры в регионе