Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть основные направления государственной политики в сфере культуры на примере Оренбургской области.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) описать основные направления государственной политики в культурной сфере;
2) провести анализ основных направлений государственной политики в сфере культуры по средствам:
- описания социокультурной сферы Оренбургской области;
- направления деятельности органов власти в сфере культуры в Оренбургской области;
- описание механизма реализации государственной политики в сфере культуры в Оренбургской области;
3) представление направлений совершенствования государственной охраны объектов культурного наследия;
4) проанализировать эффективность предложенных рекомендаций.
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет
экономики и управления
Кафедра
государственного и муниципального
управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Исследование социально-экономических
и политических процессов"
Реализация
государственной
политики в сфере
культуры в регионе
ГОУ ОГУ
080504.65.5311.03 ОО
Руководитель работы
______________ А.М. Коробова
"_____"_________________2011 г.
Нормоконтроль
______________ Суслина Н.И.
"_____"_________________2011 г.
Исполнитель
студент группы 08 ГиМУ
______________Иванов А.А
"_____"_________________2011
г.
Оренбург 2011
Одним из важнейших приоритетов государственной политики является управление в сфере культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно
Конституции РФ в Российской Федерации
гарантируется сохранность
Цель курсовой работы - раскрыть основные направления государственной политики в сфере культуры на примере Оренбургской области.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1)
описать основные направления
государственной политики в
2)
провести анализ основных
-
описания социокультурной
-
направления деятельности
-
описание механизма реализации
государственной политики в
3) представление направлений совершенствования государственной охраны объектов культурного наследия;
4) проанализировать эффективность предложенных рекомендаций.
Объектом исследования является государственное управление культурой Оренбургской области.
Предметом исследования реализация полномочий государственными органами в сфере управления культурой.
В работе применялись различные методы исследования: методы абстрактно-логического, сравнительно-аналитического, статистического, а также диалектический метод, и системный подход.
При подготовке курсовой работы проанализирована следующие информационные источники: законодательство РФ, информация из периодической и специально научно-исследовательской литературы, разработки современных российских ученых, результаты собственных аналитических исследований.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности.
Структура
курсовой работы включает в себя введение,
три главы, заключение, список использованных
источников.
1
Основные направления
государственной
политики в культурной
сфере
1.1 Характеристика
и сущность государственной
политики в культурной
сфере
Понятие
культуры включает в себя многие стороны
духовной сферы жизни людей. Важнейшие
направления культурной деятельности
определены в принятых 9 октября 1992 г. «Основах
законодательства Российской Федерации
о культуре». Данные стороны изображены
на рисунке 1.
Рисунок
1 – Основные стороны, характеризующие
понятие культура
Первоочередной
задачей государства в
К
долгосрочным целям культурной политики
государства относятся: формирование
идеологических и нравственных основ
демократического правового государства;
создание условий для развития и
воспроизводства творческого
Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и единства на основе культурного разнообразия – важнейшая предпосылка успешного развития России. В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации [7].
Федеральное
законодательство и современное
состояние российского общества
позволяют выстраивать
Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов развития сферы культуры и массовых коммуникаций, основанный на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации: «каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; гарантируется свобода массовой информации; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [1].
Основные
направления государственной
Таблица
1 – Основные направления государственной
политики в сфере культуры
№ | Направление |
1 | Сохранение и укрепление единого культурного и информационного пространства России |
2 | Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народа России, поддержка и распространение лучших отечественных традиций и достижений |
3 | Совершенствование отечественных систем художественного образования, просветительства в целях сохранения преемственности духовно-нравственных ценностей и традиций |
4 | Разработка современных механизмов администрирования и финансирования в сфере культуры и массовых коммуникаций в условиях социально-экономического развития Российского государства и общества |
5 | Совершенствование
законодательства в сфере культуры
и массовых коммуникаций и создание
условий для обеспечения |
6 | Интеграция в мировой культурный и информационный процесс, формирование позитивного образа России |
Единое культурное и информационное пространство России, связано системой духовных ценностей, культурных и социальных событий, которые объединяют народ, укрепляют государство, способствуют становлению и развитию институтов гражданского общества [7].
Современное
понимание культурного наследия
включает как материальные, так и
нематериальные компоненты: памятники
культуры и истории, окружающую их природную
среду, нравственные и эстетические идеалы,
нормы и образцы поведения, языки, национальные
традиции, исторические топонимы, фольклор,
художественные промыслы и ремесла.
1.2
Характерные особенности
разработки региональной
политики в области
культуры
Разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти положительно влияет на организацию культурной жизни страны, фокус внимания общества всё более смещается в сторону региональной политики, к работе местного самоуправления. Однако, перенесенная на уровень городских и сельских поселений и неподкрепленная источниками финансирования ответственность за развитие сферы культуры, при отсутствии социокультурных стандартов, может усилить дифференциацию среди граждан по уровню и качеству предлагаемых культурных услуг [12].
Необходима
серьезная работа региональных властей
в области культурной политики, направленной
на сохранение этнокультурного разнообразия,
поддержку традиций и новых подходов
при усилении горизонтальных связей
и системы межрегионального взаимодействия.
Основные задачи в региональной политики
в сфере культуры представлены на рисунке
2.
Рисунок
2 – Основные задачи региональной политики
в сфере культуры
Современная практика администрирования в сфере культуры исходит из более гибкого управления культурными процессами, ориентируется на создание разветвленной системы партнерства с одновременным сохранением ответственности всех уровней власти за формирование и исполнение государственной политики, а также четкое распределение компетенции между различными административными уровнями.
Начавшееся в нашей стране совершенствование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций учитывает мировой опыт, исходит из отечественных традиций и предусматривает переход от управления культурными учреждениями к управлению социально-значимыми проектами и программами, переход от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетирования, разработку критериев для оценки качества деятельности организаций культуры и массовых коммуникаций, получающих государственное финансирование; стимулирование развития государственно-частного партнерства, переход к практике смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ; разработку и реализацию федеральных, межведомственных и ведомственных целевых программ, участие в региональных программах развития сферы культуры и массовых коммуникаций; совершенствование методов стратегического планирования деятельности в сфере культуры и массовых коммуникаций [18].
Информация о работе Реализация государственной политики в сфере культуры в регионе