Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:36, доклад
Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений.
Введение……………………………………………………………………………...3
Управленческие революции………………………………………………………...4
Школа научного менеджмента……………………………………………………...5
Школа административного управления (классическая)…………..........................7
Школа человеческих отношений…………………………………………………...9
Школа поведенческих наук………………………………………………………..10
«Новая школа» управления………………………………………………………..11
Научные подходы к управлению организациями………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………….13
Список использованных источников……………………………….......................15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Управленческие
революции………………………………………………………
Школа
научного менеджмента…………………………………………………
Школа
административного управления (классическая)…………............
Школа
человеческих отношений…………………………………………………..
Школа
поведенческих наук………………………………
«Новая
школа» управления……………………………………………………
Научные подходы к управлению организациями………………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………........
Введение
Менеджмент не всегда воспринимался в том виде, в каком он воспринимается сейчас. Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось учение об управлении. Однако управленческая мысль не следовала пассивно за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления. Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались.
Развитие
управленческой мысли вращается
вокруг трех явлений – задачи, человек,
управленческая деятельность. Для начальной
стадии развития учений об управлении,
когда закладывались основы современного
представления об управлении, был характерен
упор на какое-то одно из этих явлений.
Управленческие
революции
Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила запоминались, обобщались последующими поколениями, но они постепенно устаревали и тормозили развитие общества и производства. Поэтому требуется нахождение новых правил управления, чтобы регулировать общественное производство в новых исторических условиях.
Управленческая революция – это переход от одного качественного состояния управления к другому.
Выделяют следующие управленческие революции:
Школа
научного менеджмента
Школа научного менеджмента в своем развитии охватывает период 1885 – 1920 гг.
Представители школы научного менеджмента: Ф. У. Тейлор (1856-1915), Х. Эмерсон (1853-1931), Г. Гант (1861-1919), Л. Гилбрет (1878-1972), Ф. Гилбрет (1868-1924) и др.
Основное внимание исследователей школы научного менеджмента привлекали вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления:
• повышения производительности и эффективности труда;
• нормирование труда;
• работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация);
• мотивации труда работников;
• разрешение социальных проблем.
В основе методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.
Создатели этой школы полагали, что используя замеры, наблюдения, логику, анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного управления.
Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915гг.). В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор не был ни ученым-исследователем, ни профессором школы бизнеса. Он был практиком: сначала рабочим, а потом менеджером. Начав с рабочего он прошел по нескольким уровням иерархии и дорос до уровня главного инженера в сталелитейной компании.
Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности.
Тейлор считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Это приводило к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе операционного разделения труда.
Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
Наряду с Тейлором заметный вклад в разработку идей научного менеджмента внес еще целый ряд исследователей первой четверти ХХ в. Хорошо известны разработки Фрэнка Гилберта (1868-1924) по рационализации труда с целью внедрения в практику наилучших способов выполнения работы.
Внедрению
в практику идей научного менеджмента
позволило существенно повысить
производительность труда. В то же время
это привело к интенсификации
труда работников, что усиливало напряжение
в отношениях между рабочими и менеджерами.
В соответствии с идеями научного менеджмента
оплата труда рабочих должна соответствовать
полученному результату. Однако в силу
того, что исходным в направлении явилась
задача, ее стандартизация и рационализация
операций по ее выполнению, а не человек,
выполняющий работу, научный менеджмент
оказался не столь эффективным, как этого
ожидали его разработчики. В тоже время
такие основополагающие идеи научного
менеджмента, как стандартизация методов
выполнения работ, отбор работников в
соответствии с их способностями выполнять
конкретную работу, обучение работников
стандартизированным методам выполнения
работы и осуществления материального
стимулирования по результатам выполнения
работы, надолго вошли в практику менеджмента.
Школа
административного
управления (классическая)
Развитие административной школы управления охватывает период с 1920-1950 гг. Наиболее известными представителями административной (классической) школы управления являются А. Файоль, Дж. Муни, А. Рейли, Л. Гьюлик и Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтс, С. 0'Доннел, М. Вебер, Ч. Бернард и др.
Если школа научного управления сосредоточила свое внимание на рационализации трудовых процессов, то административная школа посвятила свои усилия управлению организацией.
Предмет изучения и совершенствования в административной школе стали: управление как особый вид деятельности, администрирование, функции и принципы управления.
Основной целью деятельности классической школы стало установление закономерности функционирования организации, выявление универсальных принципов эффективного управления фирмы.
Одним
из главных представителей административной
школы управления является французский
предприниматель и
Анри Файоль выдвинул положение о том, что человек выполняющий чисто управленческие функции должен уметь применять эти способности в других отраслях и других направлениях профессиональной карьеры. Также им была развита идея подготовки кадров менеджмента.
Файоль представил процесс управления как совокупность 5 функций:
Анри Файоль составил перечень качеств которыми, по его мнению должен обладать менеджер:
Анри Файоль разработал систему универсальных принципов управления.
Принципы управления – это основные правила определяющие построение и функционирование системы управления. Это требования соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.
Принципы управления:
Школа
человеческих отношений
Изучая вопросы эффективности труда, построения эффективно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке, что привело к формированию «школы человеческих отношений».
Своей известностью «школа человеческих отношений» обязана трудам таких ученых, как Г. Мюнстерберг (1863-1916), М. Фоллетт (1868-1933), Э.Мэйо (1880-1949), Ч. Бернард (1887-1961), Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Райс, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Домма, Дж. Баллантайн, Р. Черчмен, Р. Акофф, Е. Арноф.
Основное внимание исследователей привлекали следующие проблемы:
• социальная ответственность бизнеса перед работниками;
• индивидуальная психология;
• человеческие потребности;
• психология и мотивация работников;
• конфликты (функциональные и дисфункциональные);
• обеспечение единства целей и усилий членов коллектива;