Развитие профессионального образования в отдельных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Охарактеризовать современное состояние системы профессионального образования.
2. Выделить основные направления развития профессионального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………....3
Глава1Основы профессионального образования. Профессиональное образование в России.…………………………………………………………………………………………5
1.1Тенденции развития профессионального образования……………………………………………………………………………………7
1.2 Модернизация системы профессионального образования в России ………………………………………………………………………………………………….9
Глава 2 Формирование профессионального образования в Китае, Японии
и США......................................................................................................................................12
2.1Становление и развитие системы профессионального образования в Китае…………………………………………………………………………………………..12
2. 2Система школ специальной подготовки и многопрофильных школ
в Японии………………………………………………………………………………………15
2.3Система профессионального образования в США…………………………………………………………………………………………...18
Глава3Развитие профессионального образования в Европе……………………………….21
3.1 Основные этапы развития европейского профессионального образования………….21
3.2 Профессиональное образование в Великобритании………………………………………………………………………………24
3.3 Международное сотрудничество Германии в области образования —
Дуальная система профессионального образования……………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     Интеграция российской системы профессионального образования  в мировую образовательную систему – одна из приоритетных задач образовательной политики российского государства. Это обусловлено тем, что в современном мире национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой экономического состояния и научно-производственного потенциала страны и обеспечивает ее конкурентоспособность. Основным капиталом любого государства является человеческий капитал.

     Ведущей идеей модернизации профессионального  образования в России является ориентация потенциала и ресурсов учреждений профессионального  образования на конечный результат  – профессиональное развитие и саморазвитие специалистов. Основные направления модернизации профессионального образования в России составляют: регионализация управления профессиональным образованием; дифференциация учреждений профессионального образования по типам и вида; стандартизация профессионального образования; развитие социального партнёрства учреждений профессионального образования с производством; профилизация обучения в старших классах средней школы, обеспечивающая преемственность между общим и профессиональным образованием.

     Развитие  выделенных направлений модернизации профессионального образования  в России основано на следующих принципах:

     1. Принцип интеграции, который включает межпредметную и внутрипредметную интеграцию; интеграцию учебно-воспитательных задач; интеграцию образования с наукой и производством (учреждениями отрасли), с целью развития их взаимодействия и формирования системной целостности, как на уровне содержания образования, так и на институциональном уровне.

     2. Принцип непрерывности профессионального образования, который предполагает многоуровневость и многоступенчатость системы образования; преемственность общих и профессиональных образовательных программ.

     3. Принцип взаимодействия рынка  труда и рынка образовательных  услуг, который направлен на рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда.

     4. Принцип опережающего обучения, обеспечивающий подготовку высококавалифицированных кадров, организацию системы повышения квалификации; развитие системы постоянного взаимодействия между работодателями и образовательным сообществом с целью организации мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг.

     Совокупность  этих принципов обеспечивает качество профессионального образования, проявляющееся в системной целостности образования, науки и производства; интеграции научного знания, в том числе и в области профессиональной педагогики; взаимовлиянии рыночной экономики и профессионального образования; государственной поддержке и преемственности законодательной базы в системе «образование, наука, производство»; едином образовательном пространстве профессиональной школы в союзе с производством и наукой; структурно-функциональном взаимодействии и интеграции учреждений профобразования и предприятий отрасли; развитии гибких технологий профессионального обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава2 Формирование профессионального образования в Китае, Японии и США

     2.1Становление  и развитие системы  профессионального образования в Китае 

     Профессиональное  образование в Китае появилось  в шестидесятые годы 19-го века в период династии Чци и его история насчитывает 140 лет. В курсовой работе выделено четыре этапа в истории системы профессионального образования Китая: реформирование традиционной системы образования, создание профессиональной школы (последняя четверть XIX века – 1949 г.); формирование системы профессионального образования (1949 – 1978 гг.); развитие системы профессионального образования с (1978 – 1996 гг.); модернизация системы профессионального образования (1996 год – по настоящее время).

     В ходе исследования выявлены закономерности развития профессионального образования в Китае: эффективность развития профессионального образования в Китае достигается при условии изучения опыта организации профессиональной подготовки в зарубежных странах и внедрения передовых технологий в практику; профессиональное образование является фактором развития производственных ресурсов при условии его интеграции с производительным трудом; уровень качества подготовки специалистов повышается при условии выполнения требований субъектов народного хозяйства регионов.

     Начало  модернизации профессионального образования  в Китае положил «Закон о профессиональном образовании», который был опубликован  в 15 мая 1996 г. и стал первым нормативно-законодательным  актом в области профессионального образования. Закон закрепил стратегические направления реформы в системе профобразования (овладение профессионално-техническими знаниями в процессе общего образования; профессиональная подготовка для получения рабочего места по определенной профессии; непрерывное профессиональное обучение для совершенствования знаний в определенной области); определил требования к профессиональной подготовке вплоть до устройства обучаемого на работу; обозначил место высшего профессионального образования в системе профессионального и высшего образования КНР.

      Качественное  отличие современной системы профессионального образования в Китае состоит в следующем. Основное (базовое) начальное образование (1-6 класс) относится к общему обязательному образованию. На этом этапе учащиеся проходят общеобразовательную подготовку.

      По  окончании 6 курса учащиеся продолжают общее обязательное образование: либо получают начальное профессиональное образование (рабочая квалификация низкого разряда), либо – среднее образование начальной ступени (7-9 класс), в процессе которого они углубляют общеобразовательную подготовку.

      По  окончании 9 курса учащиеся могут продолжить обучение, либо на уровне среднего профессионального образования (10-12 (13) класс), либо на уровне среднего образования высшей ступени (10-12 класс). На уровне среднего профессионального образования (10-12 (13) класс) учащиеся продолжают углублять общепрофессиональную подготовку и получают совокупность знаний, умений и навыков, которая позволяет выполнять высококвалифицированный труд на современном оборудовании по разработанным технологическим процессам. На уровне среднего образования высшей ступени (10-12 класс) учащиеся продолжают углубление общеобразовательной и получают общетеоретичекую подготовку. После окончания обучения на этом этапе выпускники могут продолжить образование, либо на уровне высшего профессионального образования, либо – на уровне высшего образования взрослых, выпускники, имеющие среднее образование высшей ступени, могут получить общее высшее образование.

          На уровне высшего профессионального образования (колледжи, высшие профессиональные школы) готовят специалистов со средним специальным и высшим образованием, ориентированных на выполнение конкретных производственных и управленческих задач.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2Система школ специальной подготовки и многопрофильных школ в Японии 

    Для подготовки выпускников неполных  и полных средних школ к  определенной профессии в Японии  создана система, включающая школы  специальной подготовки «сэнсю гакко» двух типов: 1 – 4 – годичные на базе обязательной школы и 1 – 2 –годичные на базе полной средней школы (так называемые продвинутые курсы), а также многопрофильные школы «какусю гако» со сроком обучения от нескольких месяцев до 1 – 3 лет.

      Школы специальной подготовки и многопрофильные школы играют уникальную роль во всей образовательной системе Японии. Они предлагают большое разнообразие практических и профессионально–технических учебных программ в ответ на растущие потребности населения в меняющемся обществе. Деятельность этих школ регулируется национальными стандартами.

    Система школ специальной подготовки  и многопрофильных школ была  учреждена в 1978 г. в соответствии  с поправкой к Закону о школьном  образовании. В последние годы  значительно выросло их число. Уже в 1988 г. в стране действовала 3191 школа, где обучалось около 700 тыс. учащихся. Эти школы предоставляют учащимся разнообразные возможности, предлагая им широкий диапазон курсов профессионально-технического и общеобразовательного направлений.

       Возрастание потребностей в школах  специальной подготовки и многопрофильных  школах может быть объяснено  и тем, что растет численность  студентов университетов и младших  колледжей, посещающих эти школы  с целью приобретения практических  знаний и умений, таких как коммуникативные умения в области иностранных языков и техники обработки информации.

           Ожидается, что школы специальной  подготовки и многопрофильные  будут развиваться как учебные  заведения непрерывного образования,  предлагая самые различные курсы и адаптируя новые методы преподавания и обучения так, чтобы удовлетворять различные образовательные потребности студентов.       Большинство школ специальной подготовки, предлагающих продвинутые курсы, являются частными. В них учатся свыше 93% всех обучающихся на продвинутых курсах. Частные школы предлагают широкий спектр учебных курсов:        Промышленное направление, бизнес, общеобразовательное, медицинское, домоводство, гигиены, образования и социального благополучия. Признавая роль продвинутых курсов школ специальной подготовки в профессионально-техническом и непрерывно образовании, министерство принимает различные меры к содействию в разработке и реализации образовательных программ, особое внимание при этом уделяется таким вопросам, как повышение квалификации преподавательского состава школ, улучшение образовательных условий, научно исследование содержания и методов обучения.

  Среднее  профессиональное образование представлено  в Японии 2 – 3 годичными младшими  колледжами (для выпускников полных  средних школ) и 5–годичными техническими  колледжами (для выпускников неполных  средних школ)

    Младшие колледжи «танки-дайгаку»  составляют значительную часть всей образовательной системы страны. Примечательно, что 90% обучающихся в младших колледжах составляют девушки. Большинство национальных младших колледжей существует при национальных университетах, Половина их готовит средний медицинский персонал, четверть - юристов и экономистов, остальные - специалистов технического профиля.

  Технические  колледжи «кото сэммон гакко»  предлагают 5–летние курсы, в  которых особое внимание уделяется  практической подготовке на базе  соответствующих специальных дисциплин. Технические колледжи предоставляют возможность студентам получить высокий уровень профессиональной подготовки за относительно короткие сроки обучения. Занятия ведутся в небольших группах по углубленным про граммам. деятельность колледжей получила высокую оценки, несмотря на высокие требования со стороны промышленных фирм, все выпускники, как правило, получают рабов указанной сфере экономики.

  Система  технических колледжей была учреждена  в 1983 г. первоначально эти учебные  заведения специализировались области инженерного дела, морской торговли и радиотехники. В 1976 г. были созданы два технических университета в городах Нагаока и Тоёхаси, основой студенческого контингента которых стали главным образом выпускники технических колледжей. Современная промышленная структура Японии вызвала значительные изменения и в направленности подготовки специалистов технических колледжей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3Система профессионального образования в США 

К началу нового века в США сформировалась высокоразвитая система образования, достаточно сложная и многоступенчатая, состоящая из нескольких звеньев. Кадры различных квалификационных уровней готовятся в высшей и средней школе, в специальных государственных профессиональных учебных заведениях, в учебных заведениях и на курсах частных компаний, непосредственно на рабочих местах, в составе вооруженных сил. При этом помимо подготовки рабочей силы система образования в США все в большей степени выполняет важную социальную функцию - позволяет гражданам реализовать право на саморазвитие, нередко и вне связи с будущей или настоящей профессиональной деятельностью.

Наиболее  важным источником профессионального  и общего образования населения  является формальное образование - высшее и среднее. В 1997 г. высшее образование  имело около 29% всей рабочей силы (в 1970 г. - 14%), незаконченное высшее - около 28% (в 1970 г. - 12%). Доля лиц, получивших только среднее образование, составила 33% (38% в 1970 г.), и не имеющих среднего образования - лишь около 11% (36% в 1970 г.) (1). Таким образом, около 60% американской рабочей силы к началу XXI в. имело высшее и незаконченное высшее образование - один из самых высоких показателей в мире.

Информация о работе Развитие профессионального образования в отдельных странах