Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:21, контрольная работа
Эпоха Возрождения изобилует важными описательными трудами, охватывавшими все области человеческого опыта. Широта интересов того времени проявляется в достижениях человека, который сам был олицетворением своего века, – великого универсала-инженера, ученого и художника Леонардо да Винчи. Двумя величайшими победами этой эпохи было понятное изложение системы небес, в центре которой находилось Солнце, – системы Коперника в его труде «Об обращении небесных сфер»
В 1711–1712 гг. английский изобретатель, кузнечный мастер Томас Ньюкомен построил совместно с Джоном Колли первую паровую (точнее пароатмосферную) поршневую машину. Двигатель Ньюкомена предназначался вначале также лишь для откачки воды.
Однако даже после усовершенствований, внесенных в конструкцию машины Ньюкомена Бейтоном, Смитоном и, наконец, знаменитым английским, изобретателем Джеймсом Уаттом в 1769–1774 гг., паровая машина Ньюкомена сохраняла свое узкое назначение – для откачки воды.
В период XVI – первой пол. XVIII вв. развитие техники происходило во всех сферах производства. Важнейшие изобретения произошли в таких базовых отраслях экономики как металлургия, металлообработка и текстильное производство. Было усовершенствовано использование традиционных сил ветра и воды. Техники и изобретатели вплотную приблизились к созданию универсального двигателя, который мог бы использоваться во всех отраслях промышленности. Всё это послужило предпосылкой к промышленному перевороту. Условия для переворота к XVIII веку созрели в Англии.
Термин «промышленный переворот» впервые был введён еще Фридрихом Энгельсом в середине XIX века. Иначе как революция, этот процесс нельзя никак назвать, ведь за короткий период времени (1760–1830) в способе производства произошёл коренной перелом.
Хотя эта революция имеет все характерные черты взрывного процесса, обусловленного особым сочетанием обстоятельств, определивших место и время его возникновения, она остается в то же время и конечной фазой длительного роста производства, продолжавшегося па протяжении предыдущих семидесяти или более лет. В экономическом отношении переворот этот был, по-видимому, обусловлен постоянным расширением рынка сбыта промышленных товаров, главным образом текстильных, что в свою очередь являлось следствием прежде всего расширения морских путешествий и событий XVII столетия, связанных с колонизацией.
Сочетание
экономических и политических предпосылок,
обусловивших радикальный переворот
в производстве, было особенно благоприятным
в Англии. Скорее именно здесь, а
не во Франции мануфактурная
Текстильная промышленность. Первой отраслью промышленности, с которой началась промышленная революция, была текстильная промышленность. Это не случайно, еще в 1733 г. был изобретен летучий челнок для выделки сукна, значительно ускоривший производство тканей. Это изобретение стимулировало работу прядильщиков: в 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1764 г. Дж. Харгривс изобрел механическую прялку «Дженни», а уже в 1771 г. Р. Аркрайтом была открыта первая прядильная фабрика; машины в ней приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а через 10 лет – уже 150 подобных фабрик.
Сравнительно
огромная производительность этих машин
привела к такому широкому их применению,
что возможности небольших
Создание универсального парового двигателя имело огромное значение. Началось его повсеместное внедрение во все отрасли промышленности, что послужило началом промышленной революции и переходу от ручного мануфактурного производства к фабричному.
Промышленный переворот представляет собой очень сложный процесс. Он явился результатом развития и тесного взаимодействия науки и техники. Это результат развития предыдущих трёх веков, когда шло постепенное накопление научных знаний, изобретений и введений новшеств в технике. Это изменение отношения самого человека к прогрессу, ко всему новому. Результатом всего выше изложенного послужил промышленный переворот.
В развитии техники можно выделить 3 основных этапа :
1. Орудия ручного труда (инструменты). Этот этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер.
2. Машины (на уровне механизации). Основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным.
3. Автоматы (машины на уровне автоматизации). Свободный тип связи человека и техники. Человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи, получает условия для творческого использования своих способностей. Техника не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма.
Современная техника - сложная система, в которой элементы взаимосвязаны. В качестве таковых можно выделить: информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; техника процесса обучения; медицинские технологии; военная техника и технологии; бытовая; научная. Каждая из технических подсистем требует участия человека. Формирующаяся сегодня единая информационно - техническая система планеты влияет на массовое сознание и мировоззрение людей.
Основой развития техники и технологий является научно-техническое творчество. Одной из широко распространенных интерпретаций природы научно-технического творчества является понимание его как процесса применения достижений естественных наук в оптимизации технических и технологических решений. Этот подход согласуется с соответствующими утверждениями о природе техники, технического знания, технической теории, обосновывающими, что технические науки есть не что иное, как сумма прикладных разделов математики, физики, химии, кибернетики, а содержание технических теорий исчерпывается естественнонаучными знаниями.
Современное
научно-техническое творчество может
развиваться лишь ориентируясь на принципиально
новую технологию, способную уже
в ближайшем будущем
Список литературы
Информация о работе Развитие науки и техники. Научно-техническое творчество