Автор: Надежда Пономарева, 24 Сентября 2010 в 15:19, реферат
Менеджмент - это новая философия, которая подразумевает действие определенной системы ценностей и приоритетов.
Менеджмент (от англ. management - «управление, заведование, организация») - наука об управлении организациями. Предмет науки менеджмент состоит из совокупности принципов, методов, средств и форм управления организациями, объединенных общей целью повышения организационной эффективности1.
Изначально понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе означает «управление», «администрация». Понятия «управление» и «менеджмент» считаются синонимами, но смысл этих слов различен. На практике термин «управление» не является эквивалентом термина «менеджмент», так как рассматривается лишь одна из форм управления, а именно управление социально-экономическим процессом посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерного общества. Следовательно, термин «менеджмент» употребляют относительно управления хозяйственной деятельностью, т. е. любой сферой производства товаров и оказания услуг.
Более приемлемо употреблять термины «управление», «заведование» и «организация». Однако общественные, государственные, и другие организации тоже должны пользоваться принципами и методами менеджмента, если они стремятся к достижению своих целей и минимизации затрат.
В своей сущности менеджмент является сложным социально-экономическим, информационным и организационно-техническим явлением, являясь одновременно процессом деятельности и науки, имеющим дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств.
Введение 3
Школы управления 4
Цели и задачи менеджмента 8
Объекты и субъекты менеджмента. 13
Заключение 15
Список литературы 16
Не менее важной целью менеджмента является достижение намеченных результатов, т. е. обеспечение определенного уровня прибыли. Прибыльность компании в некоторой степени свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая может быть достигнута посредством минимизации затрат на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование, временных затрат и так далее, а также максимизации доходов от результатов производства, т. е. выпуска продукции и оказание услуг.
В то же время менеджмент позволяет создать условия, которые необходимы для лучшего функционирования организации и понимания того, что прибыль не цель работы фирмы, а результат ее деятельности, определяемый в итоге рынком. Прибыль гарантирует дальнейшую деятельность предприятия, поскольку только доходы и их накопление в виде различных фондов позволяют сократить вероятность рисков, связанных с реализацией товаров, с неустойчивой внешней средой. Ситуация на рынке изменяется постоянно, меняется положение конкурентов на рынке, меняются условия и формы финансирования, изменяет состояние хозяйственная конъюнктура в отрасли и в целом по стране, меняются условия торговли на мировых рынках, следовательно постоянное присутствие риска.
Цель менеджмента при таких условиях - преодоление риска или рисковых ситуаций в настоящем времени и в будущем, для этого необходимо наличие резервных денежных средств и умение менеджера быстро и своевременно реагировать на изменяющиеся условия.
В рамках целей формулируются задачи менеджмента, необходимые для их достижения. Как наука менеджмент решает такие задачи как разработка научных подходов, методов и принципов, их экспериментальная проверка и применение на практике. Обеспечение устойчивой, надежной, перспективной и эффективной работы коллектива или же индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного товара.
Одной из важнейших задач менеджмента, позволяющей обеспечить прибыльность предприятию, является организация производства товаров и оказания услуг с учетом пожеланий и потребностей заказчика, при наличии имеющихся материальных и трудовых ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новых каналов рынка.
Задачи менеджмента постоянно усложняются, так как растут масштабы производства, и увеличивается потребность в ресурсах: материальных, финансовых, человеческих и т. д. Кроме того, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение.
Основными задачами менеджмента являются следующие:
— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
— переход к сотрудничеству с более квалифицированными работниками;
— стимулирование сотрудников организации системой оплаты труда, и создания для них соответствующих условий;
—
определение необходимых
— разработка стратегии развития организации и реализация;
— определение целей развития организации;
— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Эффективно
функционирующий менеджмент призван
обеспечить единство всех форм и стадий
процесса управления в качестве целостной
системы экономического, организационно-технического
и социально-психологического управления.
Отсюда следует, что главный принцип менеджмента
- это эффективная деятельность предприятия
на рынке.
В процессе управления следует
учитывать, что любая
Субъекты менеджмента - менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Рисунок 2- Система управления
Категория "менеджер" распространяется на:
Объекты менеджмента - весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.)5.
Объект
и субъект менеджмента
Управляющая и управляемая подсистемы между собой связаны посредством информации.
Из объекта управления информация о ходе работ поступает в управляющую подсистему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем передаются в управляемую подсистему для исполнения, как это было показано на рисунке 2.
На информационные входы управляющей подсистемы воздействуют факторы внешней среды: поставщики, собственники фирмы, законы и государственные органы, а также международное окружение, экономика, политика, технология и т. п.
Кроме того, на информационные входы управляющей подсистемы воздействует производственная информация, поступающая по каналам обратной связи от управляемой подсистемы. Выходами управляющей подсистемы являются планы низовым структурным подразделениям и команды управления или управляющие воздействия, а также отчетная информация и сведения.
Значимость
менеджмента была особенно ясно осознана
в 30-е годы XX в., когда деятельность переросла
в профессию «менеджер», знания объединились
в самостоятельную дисциплину «менеджмент»,
а социальный слой менеджеров стал весьма
влиятельной общественной силой. Корпорации-гиганты,
имеющие огромный экономический, производственный,
научно-технический потенциал, который
можно сопоставить по мощи с целым государством,
крупнейшие предприятия, банки, составляющие
стержень экономической и политической
силы, - всем этим руководят менеджеры.
А значит, решения менеджеров, подобно
решениям государственных деятелей, могут
определять судьбы миллионов людей, государств
и целых регионов.
1. Бодди К., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.- 816 с.
2. Виханский О. С. Менеджмент: Учебник / Виханский О. С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006. 285с
3. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 150 c.
4. Дойль П. Менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.- 560 с.
5. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т.- СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.1. — 468 с.
6. Олдкорн Р. Основы менеджмента. — М.: Финпресс, 1999. — 320 с.
7. Семенова И.И.История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.