Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:57, реферат
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.
Четвертый этап развития,
начавшийся в 80-е годы, пока не имеет
устоявшегося названия, но суть происходящих
изменений вырисовывается достаточно
ясно. Они связаны, во-первых, с широким
использованием информационных технологий,
а, во-вторых, с глобализацией экономики.
Назовем его условно эпохой глобализации.
Рамки внешней среды
становятся значительно шире, а предсказуемость
изменений — меньше. Успешная работа
бизнеса в этих условиях требует
от менеджмента приобретения новых
навыков. Решение этой проблемы связано
во многом с тем, что пройденный путь
развития дал необходимые навыки
и научил не только считать прирост
прибыли, но и жертвовать ей в определенном
интервале времени для
Таким образом, начало
третьего тысячелетия ставит перед
менеджментом развитых и постсоциалистических
стран совершенно разные задачи. Для
первых — это научиться выживать
в условиях, когда будущее предсказать
невозможно. Для вторых — овладеть
накопленным опытом развитых стран
и осуществить «догоняющее
2.4 Наша экономика и
современный менеджер
Одно из «больных»
мест экономики в нашей стране
- проблема управленческих кадров. В
настоящее время в большинстве
российских вузов, ведущих обучение
данной специальности, исходная учебная
дисциплина по управлению преподается
уже на первых курсах. Естественно,
что основная часть слушателей имеет
незначительный жизненный и еще
меньший управленческий опыт. В то
же время общепризнано, что и что
овладение знаниями в этой области
невозможно без получения соответствующих
практических навыков.
До сих пор в
большинстве случаев данную проблему
пытались решить введением в систему
подготовки активных методов обучения
- деловых игр, разбора конкретных
ситуаций и др. Представляется, что
для первокурсников такие методические
формы малоэффективны. Это связано
в первую очередь с недостатком
у них знаний по экономике и
финансам, без которых невозможен
серьезный разбор конкретных ситуаций.
Практика показывает,
что на данной стадии обучения больше
пользы приносят обычные семинарские
занятия, на которых преподаватель
может судить о степени усвоения
пройденного материала, или же решение
практических задач, позволяющих закрепить
базовые понятия и категории.
Однако в этом случае курс менеджмента
становится сугубо теоретическим, что
вряд ли допустимо.
По некоторым оценкам,
"критическая масса" руководителей,
специалистов по экономике и управлению,
способных преобразовать облик
наших предприятий и
Один из очевидных
путей приспособления к рынку
состоит в освоении опыта стран,
живущих в его условиях уже
не одну сотню лет. Весьма ценным аспектом
этого опыта в XX веке является сфера
деятельности и область знаний, охватываемая
емким понятием "менеджмент", которое
стало уже интернациональным. При
этом, когда говорят "менеджмент"
подразумевают и людей-менеджеров, профессионально
осуществляющих функцию управления.
2.5 Подходы к проект-менеджменту
в России
Проект-менеджмент в
России на сегодняшний день уже является
частью обязательной учебной программы
для студентов экономических
вузов. В печати хватает публикаций
на эту тему, а на рынке появились
фирмы, специализирующиеся на оказании
услуг в области проект-
Существует несколько
определений проект-
Проект-менеджмент —
область знаний, применяемая при
управлении отдельно взятым проектом.
Проект может быть любым — от
разработки нового продукта до строительства
небоскреба.
Объединяет эти
проекты одно определение — это
однократное, ограниченное во времени
целенаправленное мероприятие, требующее
действий специалистов различных квалификаций
и ресурсов.
Проект-менеджмент —
это применение знаний, способностей,
инструментов и технологий к широкому
диапазону различных действий для
того, чтобы выполнить требования
конкретного проекта. Так же, как
уникальный единовременный проект отличается
по своей сути от ежедневных стандартизированных
операций организации, так и управление
им имеет свою специфику. Проекты, как
правило, имеют четко поставленную
цель, определенные ресурсы, бюджет и
сроки исполнения. В большинстве
случаев специфика их заключается
в том, что работа над проектом
должна вестись, не мешая остальным
видам деятельности организации.
Проект-менеджмент —
это активный процесс использования
соответствующих ресурсов организации
в структурированной и
Таким образом, если
суммировать все приведенные
выше определения, можно упрощенно
сказать, что проект-менеджмент —
это процесс, направленный на достижение
четко поставленных целей проекта
в определенные сроки и использующий
знания и ресурсы фирмы.
Возникновение проект-менеджмента
связывается с необходимостью управления
крупными уникальными проектами, осуществлявшимися
в 1950 е годы в аэрокосмической
и оборонной отраслях США. Тогда
впервые стал разрабатываться инструментарий
для управления отдельными проектами
в существующих организационных рамках.
Дальнейшее развитие проект-менеджмент
получил через контрагентов и подрядчиков
американских правительственных структур.
Впоследствии разработанные методики
стали публиковаться и использоваться
остальными коммерческими и некоммерческими
организациями по мере необходимости.
В России отдельные
организации как крупные
Проект-менеджмент является
неконкретным алгоритмом действий. Он
рассчитан на необычность поставленных
задач для каждой отдельно взятой
организации. И если для одной (например,
торговой) фирмы уникальным проектом
будет организация гастролей
поп-звезды, то для другой (продюсерской)
фирмы это — повседневная работа,
а уникальным проектом может стать
открытие новой студии.
менеджмент управленческий
рыночная экономика
Заключение
Управление предприятием
заключается в умении рационально
управлять ресурсами. Вместе с системой
прогнозирования и планирования
и методами принятия решений в
области менеджмента понимание
принципов и технологий финансового
управления деятельностью предприятия
является необходимым условием развития
бизнеса.
Изменения в экономике
России, связанные с переходом
к рыночным отношениям, требуют от
руководителей организаций
Специфичность системы
управления бизнесом на отечественных
предприятиях связана, прежде всего, с
тем, что, действуя в искусственной
среде, эта система оказалась
вне эволюционной логики развития,
типичной для всех развитых стран. Для
того чтобы успешно осуществлять «догоняющее
развитие», наши руководители должны понимать,
что изменений требует:
1. позиция, с
которой принимаются основные
решения в сфере управления, чтобы
перестать действовать для
2. отношение к
проблеме оптимизации.
3. практика управления
без ясно выраженной измеримой
цели и выделения критического
фактора успеха;
4. появившееся
в ходе перестройки негативное
отношение к организационной
культуре. Необходима новая культура,
которая поддерживала бы те
глубокие преобразования, которые
нужно будет совершить.
Осторожный, длительный
подход к формированию российского
менеджмента, учитывающего особенности
русского менталитета, разнообразие и
широту российских условий, – важнейшая
стратегическая задача общества. От нее
во многом зависит не только переход
к рыночной экономике, но и место
России в мировом сообществе. Это
движение к современным формам и
методам управления, которые будут
формироваться не слепо, а на основе
научно обоснованных мер. Последнее
приобретает чрезвычайно важное
значение в условиях стихийного формирования
рынка и внесет в этот процесс элемент
сознательности
Только изменив
все это и создав реально рыночно
ориентированную систему
Целесообразно вспомнить
слова Тейлора: “ Искусство научного
управления это эволюция, а не изобретение”.
Однако и эволюция предполагает сознательный
отбор. Поэтому мы можем добавить
к высказыванию Тейлора следующее:
“ ...искусство научного управления
это эволюция и отбор оптимальных
форм и методов менеджмента, отражающего
в себе важнейшие специфические
особенности национального
Подготовка современных
менеджеров-профессионалов невозможна
без знания истории развития менеджмента.
Менеджмент развивался на протяжении
веков, прежде чем превратился в
самостоятельную отрасль
Рыночная экономика
требует адекватной ей системы управления,
которая должна претерпеть радикальные
преобразования вместе со всем обществом.
В условиях перехода к рыночным отношениям
важнейшим фактором успеха становится
непрерывное совершенствование
теории и практики управления.
Большое значение приобретает
изучение передового и прогрессивного
опыта управления зарубежных стран
и использование его при
В современных условиях
перестройки экономики на основе
рыночных отношений одним из приоритетных
ее направлений является выработка
основных теоретических и
Список литературы
1. Виханский О.С.,
Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика,
2005 г.
2. Гительман Л.Д.
Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации
и консультантам по управлению. Учебное
пособие. - М.: Дело, 2004 г.
3. История менеджмента:
Учебное пособие для вузов. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
4. Михалева Е.
П. Менеджмент: Пособие для сдачи
экзаменов – 2005 г.
5. Веснин В.
Р. Менеджмент для всех. – М.:
Юрист, 2004 г.
6. В. Анташов, Г.Уварова
Основы менеджмента. 2006 г.
7. Н. И. Кабушкин. Основы менеджмента. Учебное пособие. Новое издание 2005 г