Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:57, реферат
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.
2.2 Развитие менеджмента
в России
Начиная с XVII в., вопросам
управления в России уделялось серьезное
внимание. Заметный след в истории России
и улучшении ее системы управления оставили
известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин,
А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г.
по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий
горных заводов в Сибирской и Казанской
губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся
русский ученый М.В. Ломоносов.
Велики заслуги
в реформировании системы управления
России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал
две должности — министра внутренних
дел и премьер-министра. Столыпин
занимался совершенствованием местного
самоуправления. Построение социализма
в СССР потребовало создания новой
общественной организации управления
социалистическим производством.
Известный советский
ученый А.К. Гастев занимался вопросами
совершенствования теории и практики
организации труда. Им сформулирована
и обоснована концепция, получившая название
«трудовые установки». Внедрением методики
трудовых установок в практическую деятельность
занимался Центральный институт труда
(ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС.
Важнейшее место в осуществлении методики
трудовых движений отводилось инструктажу.
Недостатком концепции
трудовых установок. Гастева является
слабая разработка самой методики трудовых
установок, выбор слишком узкой базы исследования,
ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль в
развитии научной организации труда
и управления в СССР принадлежит
видному экономисту О.А. Ерманскому,
который внес значительный вклад в создание
теории социалистической рационализации.
Концепция Ерманского была подвергнута
резкой критике, но, несмотря на критику,
вклад Ерманского в развитие теории и
практики организации труда значителен.
Им обобщен большой практический материал
хозяйственного строительства в СССР.
Проблемы научной
организации труда получили широкое
освещение в трудах П.М. Керженцева.
Керженцев распространил понимание научной
организации труда на все сферы человеческой
деятельности.
Крупный вклад в
развитие теоретических основ
В 30-е гг. была проделана
большая научная и практическая
работа по созданию науки об организации
производства, труда и управления,
результатом которой был выход
в свет первого советского учебника
по организации производства. В эти
же годы было положено начало формированию
системы подготовки кадров с высшим
и средним специальным
В годы Великой Отечественной
войны система управления промышленностью,
сложившаяся в предшествующие годы,
не претерпела принципиальных изменений.
Основным принципом управления продолжал
оставаться хозрасчет при усилении
административно-командных
В послевоенный период
времени возобновилась научная
и практическая работа в области
организации и управления производством.
Вместе с тем, имело место сокращение
исследований в области управления
производством. К концу 50-х гг. тематика
исследований по проблемам организации
и управления предприятиями начала
постепенно расширяться. Начиная с
1957 г. был осуществлен переход
к управлению промышленностью и
строительством по территориальному принципу
через Советы народного хозяйства
(совнархозы) экономических административных
районов. Главным назначением
К этому же времени
относится рождение такой важной
самостоятельной ветви
Дискуссия, развернувшаяся
в стране в период с 1962 по 1965 гг., по
вопросам совершенствования системы
и методов управления народным хозяйством,
предшествовала проведению хозяйственной
реформы.
Период времени, начиная
с 1965 г. по настоящее время, характеризуется
проведением в стране трех реформ,
направленных на совершенствование
системы управления народным хозяйством.
К ним относятся:
1. Реформа системы
управления экономикой 1965 г.
2. Реформа системы
управления 1979 г.
3. Ускорение социально-
В связи с произошедшими
серьезными изменениями в политической
системе управления, в стране развернулась
дискуссия о механизме перехода
к рынку.
Специальная комиссии,
возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном,
предложила три альтернативных варианта
перехода к рыночным отношениям:
1) внесение отдельных
элементов рынка в
2) быстрый переход
к рынку без какого-либо
3) создание системы
управления на основе
Этот вариант
Другая комиссия
под руководством академика С. Шаталина
подготовила программу, получившую
название «500 дней», в которой был
намечен целый комплекс мероприятий,
необходимых для перехода к регулируемому
рынку. Эта программа многими
учеными рассматривалась как
«шоковая терапия».
По итогам дискуссии
был принят компромиссный вариант
перехода от системы управления к
регулируемому рынку. В его основу
была положена программа «500 дней»,
основной целью которой было полное
разрушение административно-командной
системы управления. С ноября 1991
г. начался процесс формирования
рыночных отношений в России.
Однако, несмотря на
принятые меры, не удалось приостановить
развала экономики России. Социально-экономическая
ситуация в стране продолжает ухудшаться.
Было принято много ошибочных
решений. Одной из причин сложившегося
положения является начатая с 1992
г. политика невмешательства правительства
в экономику регионов и импортно-экспортные
операции.
Неуправляемого рынка
нет ни в одной развитой стране
мира. Рынок требует управления,
руководства, регулирования со стороны
государства. В настоящее время
в России наблюдается
2.3 Проблемы российского
менеджмента в условиях рынка
Российское управление
бизнесом.
Система управления
бизнесом на протяжении ХХ века неоднократно
менялась. Россия оказалась вне этого
процесса. Переход к рыночным отношениям
объективно требует освоения тех
приемов и методов управления,
которые давно стали нормой на
Западе.
Общепризнанно, что
промышленные предприятия являются
основой любой экономики. За годы
перестройки отношение к ним
неоднократно менялось. Первоначально
их успех связывался с изменениями
в макросреде. Предполагалось, что
изменение отношений
Тогда акцент сместился
в сторону малого бизнеса. Рыночность
малых предприятий не подвергалась сомнению.
Была сделана попытка, через изменение
мезоуровня, революционизировать социалистических
неповоротливых производителей. Но и этот
вариант не был удачен. Внимание реформаторов
вновь сосредоточилось на макроэкономических
преобразованиях.
Пройденные 10 лет
показали, что одной либерализации
внешней среды бизнеса
Для осуществления
любых преобразований необходимо понимать,
что желательно получить и в чем
состоят недостатки того, что имеется.
Только в этом случае можно разработать
рациональную программу действий. Отечественный
руководитель таким знанием не обладает.
Более того, его видение управляемого
объекта осуществляется не с рыночных
позиций.
Главным критерием
успешности управления предприятием в
социалистической экономике была исполнительность
(четкое выполнение указаний сверху), причем
главным образом по количественным
параметрам и календарным срокам.
Ресурсы не принадлежали предприятию,
они выделялись «сверху», и там
же принимались решения
Ни одно «рыночное»
предприятие такого себе позволить
не может. Более того, именно необходимость
оптимизации затрат и укрепления
своих позиций в меняющейся внешней
среде являлось и является тем
двигателем, который толкает к
изменениям, к поиску все новых
методов управления бизнесом.
Эволюция управления
бизнесом в рыночных условиях.
В начале века рынки
не были насыщены, и система управления
фирмой должна была научиться обеспечивать
производство большого количества продуктов
с минимальными издержками (эпоха
массового производства). Главным
ограничителем успеха выступает
производственная подсистема, на ней
менеджмент и акцентирует своё внимание.
Анализу подвергается каждое рабочее
место и их взаимосвязь, активно
используются достоинства стандартизации
для техники и узкой
Массовый успех
фирм, управляемых на этих принципах,
приводит к насыщению рынков сбыта
и появлению новой проблемы для
менеджмента. Главным ограничителем
успеха становится сбыт. Переход к
каждому новому этапу происходит
как прибавление к достигнутому
ранее, а не как его отрицание. На новом
этапе, этапе массового сбыта, система
управления учится взаимодействовать
с внешней средой (пока только в лице покупателя)
и изменяться. Появляется отдел маркетинга
и подразделения НИОКР, отрабатываются
методики изучения спроса и изменения
продукта, что заставляет пересмотреть
сложившиеся принципы организации производства.
Объектом оптимизации становится технологическая
цепочка операций, обеспечивающая выпуск
более разнообразного продукта при жестко
контролируемом допустимом увеличении
затрат.
Постиндустриальный
этап знаменуется новым усложнением
внешней среды. Развертывание НТР,
насыщение рынков и рост благосостояния
общества усиливают давление на фирмы
со стороны внешней среды: ужесточаются
требования к качеству продуктов, выдвигаемые
потребителями, появляются требования
со стороны общества. Материальный
капитал перестает быть основной
ценностью, все большее значение
придается человеческому