Развитие менеджмента как науки. Международная система качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Рассматривая развитие теории и практики управления, Н.И. Кабушкин выделяет несколько периодов.
I период - период возникновения исторических предпосылок формирования основ управления условно начинается с IX-VII тысячелетия до нашей эры и продолжается примерно до XVIII в. Человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления, прежде чем оно смогло выделиться в самостоятельную область знаний.

Содержание

1. Развитие менеджмента как науки………………………………3
2. Международная система качества…………………………….14
Литература……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Копия контр.раб..docx

— 595.57 Кб (Скачать)

Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую  заботу о своих работниках, то и  уровень их удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к  повышению производительности. Они  рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения  на работе.

Эмпирическая школа управления подразумевает разработку рекомендаций для управляющих, профессионализацию управления, организацию и регламентацию  труда руководителя, а также целевое  управление. Основным представителем данной школы является П.Друкер. Здесь все навправлено на одну цель: кадры, техника, технологии. Совместно с руководителем определяется цель деятельности, при необходимости методы исполнения, сроки  и форма отчетности.

Школа науки управления дает углубленное понимание сложных  управленческих проблем благодаря  разработке и применению моделей, а  также развивает количественные методы для принятия решений в  сложных ситуациях. Основные ее представители: С. Черчмен, Д. Марч, Г. Саймон, Д.Р. Форрестер, Х. Райфа.

Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области  знания внесли существенный вклад в  теорию управления. Их влияние можно  проследить в применении Ф.У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно широко. Эти методы, сгруппированные  под общим названием «исследование  операций» (operations research или OR), были разработаны  и использованы впервые в военные  годы для решения таких проблем, как организация противовоздушной обороны Великобритании, максимизация эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников  в Европе, война подлодок и минирование  японских портов.

Исследование операций и  модели. По своей сути, исследование операций - это применение методов  научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма представления  реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее в абстрактном  виде. Модели облегчают понимание  сложностей реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность  увидеть пространственные соотношения  на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на метод проб и ошибок. Точно так же модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.

После создания модели переменным задаются количественные значения. Это  позволяет объективно сравнить и  описать каждую переменную и отношения  между ними. Основой науки управления (management science или MS) становится замена словесных  рассуждений и описательного  анализа моделями, символами и  количественными значениями. Российскому  читателю в этом смысле более близко словосочетание «экономико-математические методы». Вероятно, самый крупный  толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые  наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными. Кроме того, до 60-х годов лишь очень немногие руководители имели образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов и применения компьютеров.

Однако наука управления не стоит на месте. Доктрина «человеческих  отношений», суть которой заключалась  в увеличении морального компонента и степени личной удовлетворенности  людей в организации, нашла свое продолжение в концепции управления человеческими ресурсами, исходящей  из предпосылки, что моральный климат на предприятии, равно как и удовлетворенность  работников являются продуктом творческого  решения проблем, вызванных участием рабочих в управлении. Цель управления на основе этой концепции - совершенствование  процесса принятия решений и повышение  эффективности контроля.

Современная школа менеджмента  представляет собой ситуационный подход к управлению, когда действия руководителя определяются ситуацией.  Здесь существует организационная культура, организация как открытая система, выделяется приоритет внешней среды. Основоположниками этой школы являются Л. Японка, К. Мацусита. В современной школе имеют место быть три стратегии в управлении: 1) можно остаться в прежнем бизнесе, при условии, что спрос на товар будет постоянен, либо минимального количества конкурентов; 2) расширить прежний бизнес, при условии роста спроса на товар, либо монопольного положения; 3) также можно перейти в другой бизнес, при условии уменьшения спроса на товар, либо большого числа конкурентов.

В последние годы широкое  распространение в США получила доктрина «производственной демократии», или, как ее еще называют, «демократии  на рабочих местах». Суть ее в том, что наемный труд, будучи законным «акционером» предприятия, может и  должен играть несравненно большую  роль в управлении производством. «Производственная  демократия», по мнению американского  социолога Д. Найтингейла, - это форма  соучастия, дающая работникам всех уровней  организации право участвовать  в решениях, затрагивающих их интересы.

Появление подобного рода новаций в американском менеджменте  не случайно. Уже к середине 60-х  гг. у многих экспертов и теоретиков менеджмента сформировалось убеждение, что частнопредпринимательские  организации не достигают своих  целей с должной эффективностью из-за игнорирования социальных проблем  и противоречий. Иными словами, менеджмент столкнулся с необходимостью быстро воспринимать множество сигналов, поступающих  из быстро меняющейся социально-экономической  среды, с необходимостью разрабатывать  свою активную стратегию, а не замыкаться только на вопросах совершенствования  внутренней структуры предприятий. Концепция «производственной демократии»  как раз и возникла из стремления удовлетворить эту потребность. Ее можно рассматривать как попытку  примирения и согласования интересов  бизнеса со все более настойчивыми требованиями работников, касающимися  улучшения их положения как в  экономической, так и в социальной сферах.

Основоположниками идеи «производственной  демократии» принято считать  реформистских социологов Дж. Коула  и А. Гоца, доказывавших возможность  управления частнопредпринимательскими корпорациями через контролируемые рабочими производственные советы. Концепция «производственной демократии» отличается от предшествовавших ей доктрин «человеческих отношений» и «управления человеческими ресурсами» тем, что в своем практическом осуществлении она менее зависима от произвола менеджеров, поскольку производственные отношения между менеджерами и рабочими поставлены на более прочную правовую основу.

 

  1. Международная система качества.

 

Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся  к его способности удовлетворить  установленные и предполагаемые потребности. Обычно потребности переводятся  в характеристики на основании установленных  критериев. Потребности могут включать, например, такие аспекты, как эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, воздействие  на окружающую среду, экономические  и эстетические требования. Во многих случаях потребности могут меняться со временем; это предполагает проведение периодического анализа требований к качеству.

Термин "качество" не используют сам по себе для передачи степени  превосходства в сравнительном  значении или для технических  оценок в количественном. Для этого  могут использоваться следующие  термины:

а)        "относительное  качество", когда объекты классифицируют

 в зависимости от  их "степени превосходства"  или сравнивают;

 

б)        "уровень  качества" в количественном значении (при статисти-

 ческом приемочном контроле);

 

в)        "мера качества" (для точных технических  оценок).

Система качества — это  совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления управления качеством.

Как правило, система качества затрагивает все виды деятельности, связанные с качеством продукции, и взаимодействует с ними. Она  охватывает все стадии жизненного цикла  продукции и процессов, начиная  с определения потребностей рынка  и заканчивая удовлетворением требований:

а)        маркетинг  и изучение рынка;

 

б)        проектирование и разработку продукции;

 

в)        планирование и разработку процессов;

 

г)         закупки;

 

д)        производство или предоставление услуг;

 

е)        проверку;

 

ж)        упаковку и складирование;

 

з)         сбыт и продажу;

 

и)        монтаж и сдачу в эксплуатацию;

 

к) техническую помощь и  обслуживание; л) эксплуатацию;

 

м) утилизацию или вторичную  переработку после завершения срока  службы.

На рис. 1 схематически представлены типичные стадии жизненного цикла продукции, предусмотренные международными стандартами ISO серии 9000.

Рис. 1 Основные виды деятельсности, от которых зависит качество.

Управление качеством  — это те аспекты выполнения общей  функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как  планирование качества, оперативное  управление им, его обеспечение и  улучшение в рамках системы качества. Обязанности по управлению качеством  лежат на всех уровнях руководства, но возглавлять его должна высшая администрация. В управление качеством  вовлекаются все члены организации.

Объектом управления качеством  является производственный процесс, в  ходе которого при создании продукции  формируется ее качество, а субъектом  — система качества как инструмент управления им.

Процесс управления качеством изображен на рис. 2.

В соответствии с целями и стратегией ведется планирование, осуществляется мотивация кадров и  организуется содержательная работа всего  предприятия и его элементов, которые являются объектами управления. На следующем этапе осуществляется контроль объектов управления, в результате чего формируется информация о фактическом  положении дел. Эта "внутренняя" информация дополняется "внешней", позволяющей сравнить свои достижения с тем, что требуется во внешнем  мире.

В результате такого сравнения  разрабатываются необходимые мероприятия, которые внедряются после принятия решения руководством, по мере необходимости  корректируются планы работ, вносятся изменения в систему мотивации  кадров.

После внедрения мероприятий  вновь осуществляется контроль, формируется  информация, разрабатываются и внедряются новые мероприятия. Таким образом, цикл управления повторяется. Если принятые меры были выбраны верно и успешно  внедрены, то следующий цикл управления проводится уже на более высоком  уровне, подтверждая тем самым  эффективность управления. Такой  процесс управления является "трехмерным", и его "плоская" схема недостаточно наглядна.

Влияние на предприятие внешних  факторов — политических, юридических, социальных, научно-технического прогресса, качества поставленных материалов, состояния  экономики и др. — можно рассматривать  как действие двух обобщающих факторов: общего уровня средств производства, определяющего материальную основу предприятия, и производственных отношений, влияющих на человеческий фактор и прежде всего на отношение работников к труду. Материальная основа производства и люди с их отношением к труду определяют основные условия производственной деятельности предприятия, и поэтому вместе их можно считать базой качества.

"Дирижером" и гарантом  требуемого уровня качества продукции  на всех этапах ее жизненного  цикла являются информационные  материалы под общим названием  НТД — нормативно-техническая  документация (стандарты, нормы,  производственная документация, инструкции, технические условия, требования  заказчика и т. д.). Производство товаров предпринимателями любой формы собственности, процессы товародвижения, купли-продажи, эксплуатации и утилизации не могут осуществляться в отрыве от НТД, в которой регламентированы требования к качеству товаров, определяющие их потребительскую стоимость. Чтобы работать на равных с фирмами-лидерами различных стран, необходим единый инженерный язык, роль которого выполняют международные стандарты.

Стандарты — основной вид  документов в НТД. Выражаясь математическим языком, это сумма производственных элементов деятельности любого предприятия, обеспечивающих функцию стабильности качества.

Требования к качеству продукции, регламентируемые национальными  стандартами различных стран, могут  отличаться весьма существенно, и в  связи с этим продукция, не отвечающая необходимым требованиям по качеству в одной стране, может пользоваться спросом в другой. Необходимо располагать  информацией о том, где и на каком рынке можно получить максимальную прибыль, и тогда можно без  особых хлопот реализовать продукцию.

Информация о работе Развитие менеджмента как науки. Международная система качества