Развитие и современное состояние деятельности ОПЕК

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы определяется прежде всего значимостью ОПЕК в международных экономических отношениях. На страны-члены этой организации приходится 40% поставок нефти на мировой рынок и около 78% разведанных запасов нефти. Однако мировой рынок нефти на пороге XXI века монополизирован не до такой степени, как это имело место в недавнем прошлом. Ныне уместно вести речь об олигополистическом рынке с наличием со стороны предложения наряду с ОПЕК группы государств, таких, как Россия, Мексика, Норвегия, Великобритания и другие, проводящих независимую нефтеэкспортную политику. В этой связи весьма показательно, что в начале 70-х годов XX века западные ТНК контролировали до 90% производства нефти в мире, в то время как на протяжении последних лет странам — членам ОПЕК удается удерживать под своим контролем около 40% рынка.

Содержание

Введение 3
История создания ОПЕК 4
Развитие и современное состояние деятельности ОПЕК 8
Общие проблемы развития всех стран ОПЕК 13
Связи ОПЕК с другими международными организациями 15
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Специфика экономического развития нефтеэкспортирующих стран( стран ОПЕК).docx

— 49.77 Кб (Скачать)

Рост котировок нефти, начавшийся в начале 2009 года и продолжающийся по сей день, является коррекцией к  обвалу 2008 года. Основным двигателем данного  роста была мягкая монетарная политика США и Еврозоны, и, конечно, дополнительные меры стимулирования, такие как программы Федеральной резервной системы по выкупу с рынка казначейских облигаций США. В рамках коррекции были преодолены все уровни по Фибоначчи, и в целом ее можно считать оконченной. Сейчас рынок находится в состоянии неопределенности, связанной с явным отсутствием у монетарных властей США и Европы четкого представления о решении проблем государственных долговых обязательств с одновременным поддержанием устойчивого экономического роста и занятости, а также контроля инфляции. Эта неопределенность выражается в волатильном боковом движении котировок нефти в последние недели. Как видно из графика, пробой верхней границы (точка «Z») восходящего долгосрочного канала позволил преодолеть несколько локальных сопротивлений на отметках $110 и $125 за баррель, но выше котировки подняться не смогли – в результате стал формироваться треугольник «ACB»6 .

Сейчас спрогнозировать, в каком направлении выйдет цена на нефть из данного треугольника, проблематично, необходимо дождаться  дополнительных сигналов. Так пробитие вверх наклонной линии сопротивления  «AC» будет сигналом для роста к историческим максимумам на отметке $148.4. Поводом для такого движения может стать, например, очередной план по выкупу американских Treasuries. При этом вряд ли цены около $150 за баррель смогут держаться длительное время. Другой сценарий, при котором цена пробивает линию «BС», будет сигнализировать о снижении к уровням $90, возможно, $70 за баррель. Поводом для снижения может стать ряд факторов, а именно: развитие долговых проблем в Европе, рост инфляции в США и, как следствие, ужесточение монетарной политики. Причем для достижения уровня $70 необходима череда весомых негативных событий, например, дефолты в некоторых странах «группы PIIGS»23, резкое повышение ставок Федеральной резервной системы и Европейского центрального банка. Последнее маловероятно, учитывая недавнее заявление главы ФРС Б. Бернанке о том, что политика низких ставок продлится до середины 2013 года. До окончания 2011 года нефтяные котировки, скорее всего, продолжат движение в рамках обозначенного треугольника «ACB», т.е. в коридоре $95-$125 за баррель7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие проблемы развития всех стран ОПЕК

Все страны, входящие в ОПЕК, сталкиваются с определенными проблемами. Эксперты выделяют их четыре основные категории: жесткую социальную градацию населения, технологическую отсталость, малоразвитую национальную систему  подготовки кадров и неразумное использование  получаемых сверхприбылей.

По уровню жизни населения, страны ОПЕК условно делятся на две  группы: сверхбогатые и бедные. При этом в государствах с высоким уровнем жизни ощущается нехватка населения, в то время как в бедных – количество людей превышает разумные пределы. В связи с этим первые получают весомые иностранные инвестиции, а вторые впадают в зависимость от зарубежных доноров. Такое разделение неизбежно порождает определенные разногласия в выработке стратегии развития.

Ориентируясь в основном на добычу нефти, многие участники ОПЕК упускают из вида необходимость технологического развития собственной базы. Особняком в данном случае стоят только Саудовская Аравия и ОАЭ. Эти страны смогли вовремя переориентировать национальную науку на повышение уровня технологической базы. Остальные государства полагаются на помощь иностранных компаний, сотрудничающих на базе концессионных договоров.

Плавно вытекая из предыдущей проблемы, предстает и отсутствие высококвалифицированных кадров, которые  бы эффективно внедряли новейшие разработки и оптимизировали бы процесс добычи нефтепродуктов. Такие специалисты  привлекаются в основном из-за рубежа, что нередко встречает непонимание  среди местного населения.

Однако, несмотря на три указанные  проблемы, существует и ещё один противоречивый момент - сверхприбыли от продажи нефти и её продуктов. Эйфория от них длилась буквально всю вторую половину двадцатого века. Деньги тратились неразумно, и вместо того, чтобы вкладывать их в развитие других источников дохода бюджета государства, они направлялись в совершенно бесперспективные проекты. На данный период времени ситуация изменилась: в бедных странах средства вкладываются в экономические и социальные программы (правда, не всегда эффективно), в богатых – на развитие иных источников дохода.

Организация стран – экспортеров  нефти (ОПЕК) действительно сегодня  является мощным средством манипуляции  как экономическими, так и политическими  процессами. Однако внутренние проблемы государств – членов не позволяют эффективно развиваться им самим. Такие противоречия в силе и слабости станут причиной утраты лидирующего положения в мире нефтедобывающей промышленности, если не будут устранены8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Связи ОПЕК с другими международными организациями

Главной причиной высоких  цен на нефть участники встречи  представителей Евросоюза и Организации  стран-экспортеров нефти (ОПЕК) считают  серьезный рост мировой экономики.

Первая встреча ОПЕК-Евросоюз завершилась в Брюсселе 9 июня 2005 года.

Как сообщает РИА "Новости" во встрече участвовали президент  ОПЕК, министр энергетики Кувейта  Ахмад Фахд аль-Ахмад ас-Сабах, главный  советник президента Нигерии по энергетическим вопросам, вице-президент ОПЕК Эдмунд Мадуабебе Даукору, и.о. генсека ОПЕК Аднан Шихаб Эльдин, председатель Совета ЕС, министр экономики Люксембурга  Жаннот Крекэ и другие высокопоставленные представители стран ЕС. По мнению участников брюссельского совещания, высокие цены на нефть, господствующие последнее время на мировых энергетических рынках, вызваны рядом факторов, главными из которых являются серьезный  рост глобальной экономики и, как  следствие, значительное повышение  спроса на углеводородные энергоносители, а также существенное сокращение стратегических нефтяных запасов ряда крупных стран-нефтепотребителей. Участники  встречи ОПЕК-ЕС отметили, что на цены повлияли также геополитические  факторы и усиление активности фьючерсных рынков. Они подчеркнули необходимость  постоянного диалога между ОПЕК и ЕС с целью стабилизации мировых  энергетических рынков и достижения баланса между спросом и предложением на рынке углеводородного сырья.

Участники проходящего в  Вене шестого диалога ОПЕК и ЕС по энергетическим вопросам на уровне министров пришли к единому мнению о том, что резкий рост мировых  цен на нефть в прошлом году вызван спекулятивными действиями, поэтому  необходимо ужесточить контроль над  международными товарными рынками, чтобы мировой нефтяной рынок  получил здоровое и стабильное развитие.

На совместной пресс-конференции  комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс отметил, что для эффективного противостояния спекуляциям на рынке  необходимо создать более совершенные  механизмы по управлению международными рынками. По его словам, во всем мире в настоящее время не реализованы  производственные мощности в размере 6 млн баррелей суточной добычи.

Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри указал, что зафиксированный в прошлом  году рекордный уровень цены на нефть - 147,27 доллара за баррель - был вызван не дефицитом нефти, а спекулятивными действиями на рынке. По его словам, при возрождении мировой экономики  поставки нефти смогут удовлетворить  растущий спрос на мировом рынке.

В вопросе цен на нефть  ЕС и ОПЕК придерживаются заметно  разных мнений. А. Пиебалгс заявил, что  нынешний уровень цен на нефть  не будет препятствовать восстановлению мировой экономики или сдерживать инвестирование в нефтяной сектор. Абдалла Салем аль-Бадри, в свою очередь, отметил, что мировые цены на нефть должны быть еще выше, чем  сейчас. По его мнению, нынешний уровень  цен на нефть - 50-55 долларов за баррель - не в силах обеспечить реинвестицию в нефтяной сектор. Он намекнул, что  на заседании ОПЕК на уровне министров, которое состоится в сентябре, картель может принять решение  о сокращении объема ежесуточной  добычи нефти.

Значение энергетики для  экономического развития невозможно переоценить, однако этой проблемой часто пренебрегают на уровне глобальных институтов, а  нормы международной торговли в  энергетическом секторе практически  не действуют. Усилия ВТО, например, прежде всего концентрируются на преодолении  барьеров для импорта, в то время  как в сфере энергетики ограничения  в основном касаются экспорта.

В отличие от других товаров  ископаемые виды топлива уникальны. Они обеспечивают большую часть энергии в мире, но представляют собой конечный ресурс. Опасения, связанные с нехваткой ресурсов, заставляют ключевых игроков принимать меры, чтобы обеспечить доступ к источникам энергии. Возможно дальнейшее обострение геополитических конфликтов, в особенности с учетом прогнозов экспертов о росте спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% этого увеличения должны покрыть ископаемые виды топлива.

Важность ископаемых видов  топлива для удовлетворения растущего  спроса в странах-потребителях отражается и в значимости этих ресурсов для  стран-экспортеров. Последние рассматривают энергетику как важный инструмент собственного развития — во всех аспектах этого понятия. Вследствие этого они часто предпринимают шаги, противоречащие принципам свободной торговли. Исключительность энергетики увеличивается из-за растущей озабоченности, связанной с экологией. Государства, взявшие на себя обязательства по уменьшению выбросов, используют для производства альтернативной энергии субсидии и налоговые льготы, что противоречит принципам свободной торговли и ВТО.

По этим и другим причинам принципы свободной торговли никогда  не могли укорениться в энергетическом секторе. Но активная роль государства  неизбежно приводит к тому, что  правительства начинают использовать экспорт энергоресурсов в политических целях9.

Нормы международной энергетической торговли должны избегать крайних подходов — как применения всех принципов  свободной торговли, так и одностороннего государственного или регионального  регулирования.

Рынок торговли квотами на выбросы углекислого газа, предусмотренный  Киотским протоколом, — удачный  пример глобального контроля над  экологическими процессами с помощью  рыночных механизмов. Мировой энергетический рынок в целом требует столь же сложного соединения вмешательства и регулирования. Особенно важно создание новых организаций — например, Международного энергетического форума, который должен обеспечить диалог в сфере энергетики.

Одним из возможных средств  является установление связи между  ОПЕК и ВТО. Картель нефтепроизводителей функционирует на основе принципов, противоречащих свободной торговле, поэтому появление либерального энергетического рынка неизбежно привело бы к роспуску этой организации. Но, несмотря на многолетние противоречия между ОПЕК и ВТО, обе организации являются неотъемлемыми элементами современной экономики. ОПЕК играет ключевую роль в регулировании цен и поставок топлива, в то время как ВТО — организация, которая остается центром притяжения для многосторонних торговых режимов.

Вопрос о том, чтобы  интегрировать энергетику в систему  многосторонней торговли посредством  установления связи между ОПЕК и  ВТО, никогда не ставился всерьез, хотя интересные научные исследования на эту тему уже появляются. ОПЕК озабочена  высокими внутренними налогами на топливо, развитием возобновляемых источников энергии в странах-потребителях, доступом на рынки энергетических услуг  стран — членов ВАТО. В свою очередь, ВТО беспокоят количественные ограничения  экспорта со стороны ОПЕК, проблемы поставок в энергетическом секторе  и экспортные пошлины.

Но между двумя этими  организациями существует несколько  ключевых точек соприкосновения. Например, интересы совпадают в том, что касается важности инвестиций в строительство энерготранспортной инфраструктуры и увеличения производственных мощностей. Кроме того, ОПЕК одобряет «справедливое соглашение», которое признает право владельцев на справедливую цену за их возобновляемые ресурсы и их суверенное право контролировать собственные природные ресурсы, а также право потребителей на гарантированные поставки энергоресурсов по разумной цене. В свою очередь, ключевые игроки системы международной торговли, включая США и ЕС, используют ту же терминологию, призывая укрепить торговые союзы и установить диалог с основными экспортерами энергоресурсов. ВТО имеет потенциальные возможности решать обе группы проблем.

Однако вначале нужно  ответить на два важных вопроса.

Первый касается статуса  ВТО как организации, состоящей  из стран-членов. Повестка и процесс переговоров контролируются национальными правительствами. По этой причине нет гарантий, что возможен консенсус о применении норм международной торговли в энергетическом секторе. Но такой консенсус необходим.

Во-вторых, три ключевых члена  ОПЕК — Ирак, Иран и Ливия, которые  входят в число крупнейших производителей и экспортеров энергоресурсов, —  не являются членами ВТО. Политические конфликты необходимо разрешить, чтобы  ОПЕК и ВТО могли вести плодотворные переговоры о формировании новых  торговых рамок.

Рынки не являются чисто  экономической конструкцией, они  представляют собой преимущественно  социальные структуры и поэтому  отражают распределение власти в  системе международных отношений. Таким образом, влиятельные государства могут вмешиваться или вводить правила, чтобы заставить рынки работать в своих интересах. Подобные страны, в первую очередь США, часто рассматривают энергетику как элемент национальной безопасности, что препятствует новым инициативам в сфере торговли энергоресурсами.

Информация о работе Развитие и современное состояние деятельности ОПЕК