Развитие и современное состояние деятельности ОПЕК

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы определяется прежде всего значимостью ОПЕК в международных экономических отношениях. На страны-члены этой организации приходится 40% поставок нефти на мировой рынок и около 78% разведанных запасов нефти. Однако мировой рынок нефти на пороге XXI века монополизирован не до такой степени, как это имело место в недавнем прошлом. Ныне уместно вести речь об олигополистическом рынке с наличием со стороны предложения наряду с ОПЕК группы государств, таких, как Россия, Мексика, Норвегия, Великобритания и другие, проводящих независимую нефтеэкспортную политику. В этой связи весьма показательно, что в начале 70-х годов XX века западные ТНК контролировали до 90% производства нефти в мире, в то время как на протяжении последних лет странам — членам ОПЕК удается удерживать под своим контролем около 40% рынка.

Содержание

Введение 3
История создания ОПЕК 4
Развитие и современное состояние деятельности ОПЕК 8
Общие проблемы развития всех стран ОПЕК 13
Связи ОПЕК с другими международными организациями 15
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Специфика экономического развития нефтеэкспортирующих стран( стран ОПЕК).docx

— 49.77 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

История создания ОПЕК 4

Развитие  и современное состояние деятельности ОПЕК 8

Общие проблемы развития всех стран ОПЕК 13

Связи ОПЕК с  другими международными организациями 15

Заключение 21

Список литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нефть была, есть и в обозримом  будущем останется одним из ведущих источников первичной энергии, потребление которой неуклонно расширяется в связи с дальнейшим развитием мировой экономики.

Актуальность работы определяется прежде всего значимостью ОПЕК в международных экономических отношениях. На страны-члены этой организации приходится 40% поставок нефти на мировой рынок и около 78% разведанных запасов нефти. Однако мировой рынок нефти на пороге XXI века монополизирован не до такой степени, как это имело место в недавнем прошлом. Ныне уместно вести речь об олигополистическом рынке с наличием со стороны предложения наряду с ОПЕК группы государств, таких, как Россия, Мексика, Норвегия, Великобритания и другие, проводящих независимую нефтеэкспортную политику. В этой связи весьма показательно, что в начале 70-х годов XX века западные ТНК контролировали до 90% производства нефти в мире, в то время как на протяжении последних лет странам — членам ОПЕК удается удерживать под своим контролем около 40% рынка. Имеет место тенденция к сокращению рыночного сегмента ОПЕК из-за наращивания производства независимыми экспортерами, а также вследствие ряда мероприятий, проводимых самой Организацией в рамках координации ценовой политики.

Тем не менее, как справедливо  считают специалисты, такой доли оказывается достаточно, чтобы ОПЕК, используя набор специфических  инструментов, могла регулировать экспорт  и в большинстве случаев поддерживать устойчивый уровень цен на мировом  рынке.1

Такая роль ОПЕК в мировой  экономике предполагает ее активность в международно-правовых отношениях, что предопределяет актуальность всестороннего  исследования деятельности ОПЕК1.

  1. История создания ОПЕК

Организация стран - экспортеров  нефти (ОПЕК) создана группировкой развивающихся  стран для координации действий в области добычи, экспорта и условий  торговли нефтью. Участниками ОПЕК являются 13 государств: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия, Эквадор. На их долю приходится примерно 50% добычи и 80% экспорта нефти в зарубежном мире.

Характерные признаки нефтеэкспортирующих  стран:

    • высокий доход на душу населения,
    • солидный природно-ресурсный потенциал,
    • важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств,
    • выгодное экономико-географическое положение.

Соотношение между доходами от нефти и численностью населения  создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства. До 1970 г. указанные страны имели низкие доходы (цена на нефть  была 2,5 дол. за баррель). В тот период использовались традиционные технологии, основной формой отношений с иностранным  капиталом были концессии (форма  аренды нефтяных месторождений), что  обеспечивало корпорациям 90% прибыли  от добычи нефти.

 В 1970-1975 гг. в условиях  энергетического кризиса страны  ОПЕК ограничили добычу нефти  и увеличили цены на нефть  до 32 дол. за баррель. Уменьшилась  доля концессий, и расширились  такие формы отношений, как  сервисные контакты и «развитие-импорт».  Это позволило странам ОПЕК  получать новейшие технологии  в сфере добычи нефти, оставлять  большую долю прибыли в государствах2.

Высокие цены на нефть обеспечили возможность закупать технологии для  производства товаров народного  потребления. Увеличился демпинг платежного баланса многих стран-импортеров, отмечалась тенденция падения курса доллара, усилилась инфляция.

Для менее развитых стран  повышение цен на нефть явилось  просто опустошительным. Они лишились не только необходимых потребительных товаров, но и средств производства, жизненно важных для долгосрочного  экономического роста, этим была обусловлена  огромная задолженность развивающихся  стран.

В 1982-1986 гг. произошло падение  цен на нефть с 34 до 8 долл. и последующей, их стабилизация в 90-х гг. Однако страны ОПЕК к этому времени провели  структурную перестройку экономики  и не понесли существенных потерь от падения цен на нефть. Их экономика  развивалась в среднем темпами  до 4% в год. Наиболее развитыми нефтеэкспортирующими странами являются страны Персидского  залива.

Уровень инвестиций в этом регионе полностью зависит от мирового спроса на нефть и определяется в размере 190 млрд. долл. Традиционно  для региона является создание совместных предприятий, что позволяет правительствам этих стран сохранить контроль над  жизненно важными отраслями промышленности и инфраструктуры. Страны Персидского  залива отличаются высоким процентом  иностранных рабочих в общем  составе их рабочей силы. В странах  Персидского залива разработаны  планы регионального развития, в  том числе о совместном владении банками и компаниями, объединения  газовых и энергетических систем. Этому способствуют расширение нтр  и процесс международного разделения труда.

ОАЭ - наиболее развитая страна Персидского залива. Ее положение  определяется тремя факторами:

1) колоссальные энергоресурсы  (разведенные запасы нефти превышают  7 млрд, газа — 9,8 трлн куб. м);

2) крупные финансовые  капиталы, накопленные от продажи  энергоресурсов;

3) важное геополитическое  положение, превратившее Эмираты  в крупный центр транзитной  торговли, воздушных и морских  коммуникаций.

В стране 14 морских портов и 16 международных аэропортов. Государственный  сектор экономики играет ведущую  роль в области добычи и переработки  нефти и газа, производства электроэнергии, строительстве объектов инфраструктуры. Частный сектор направляет свои капитальные  вложения в сферу услуг, пищевую, швейную и кожевенную отрасли. Правительство  заботится о том, чтобы интересы всех структур национальной экономики  были защищены от посягательства. Иностранный  инвестор может иметь не более 49% акций. Основная доля должна принадлежать местному предпринимателю. Большинство управляющего персонала должно быть представлено гражданами ОАЭ3.

Основными целями создания Организации являются:

    • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
    • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
    • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
    • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
    • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Полноправными членами могут  быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие и современное состояние деятельности ОПЕК

В марте 1999 года на Конференции  был принят лимит добычи в 22 976 000 баррелей в день. Разбивка по странам представляет собой следующую картину: Саудовская Аравия — 7 438 000, Иран — 3 359 000, Венесуэла — 2 720 000, ОАЭ — 2 000 000, Нигерия — 1 885 000, Кувейт - 1 836 000, Ливия — 1 227 000, Индонезия — 1 187 000, Алжир — 731 000, Ирак — сейчас не квотируется, Катар — 593000.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а  в 1998 году мировой рынок нефти  охватил беспрецедентный кризис.

Рост цен на нефть наметился  в связи с ситуацией вокруг Ирака (ноябрь 2002 - март 2003). На внеочередной конференции ОПЕК 12 декабря 2002 года в Вене было принято решение об увеличении квот на добычу и экспортные поставки сырой нефти на 1,3 млн. баррелей в день, начиная с 1 января 2003 года.

Конференция ОПЕК 11 марта 2003 года в Вене проходила в условиях возросшей геополитической напряженности  в мире. В связи с этим руководители ОПЕК заявили, что неуверенность  на мировых рынках сырья вызвана  не дефицитом в нефтепоставках, а  политическими событиями, связанными с подготовкой военной акции  против Ирака.

  1. июня 2003 года вступило в силу решение 124-й конференции ОПЕК

об увеличении совокупного  производства нефти-сырца до 25,4 млн  баррелей в день. В квоты ОПЕК не был включен Ирак, работавший по программе «Нефть в обмен на продовольствие». В начале 2004 года в  ОПЕК выявляется проблема недоинвестирования в течение последних десяти лет, в результате чего производственные мощности стран-членов организации  утратили гибкость и не могут оперативно обеспечить существенный рост добычи.

Быстрый рост стоимости нефти  заставил руководство ОПЕК в марте 2004 года предпринять попытку стабилизировать  цены. С этой целью ОПЕК приняла  решение временно отменить квотные  ограничения на добычу и экспорт  нефти. В результате итоговый эффект от принятия ОПЕК стабилизирующих мер на деле оказался незначительным, а темпы роста цен на нефть практически не замедлились.

В апреле 2004 года в связи  с инфляцией доллара США департаменту маркетинга и исследований ОПЕК поручено изучить возможность введения нового коридора на цены нефти из «корзины»  ОПЕК.

В июне 2004 года в преддверии своей официальной конференции  ОПЕК сняла с себя ответственность  за высокие цены на нефть: "Любое  увеличение поставок картелем не приведет к долгосрочному снижению цен". 3 июня 2004 года на внеочередной конференции  в Бейруте принято решение  увеличить квоты на нефтедобычу  до 25,5 млн. баррелей в день немедленно и еще на 500 тыс. баррелей в день начиная с августа.

С декабря 2004 года официально установленная общая экспортная квота стран-членов ОПЕК составила 27 миллионов баррелей в день.

Благодаря снижению цен и  наращиванию странами-членами ОПЕК нефтяного экспорта в течение  последнего квартала 2004 года удалось  не только полностью покрыть спрос  на нефть, но и пополнить коммерческие резервные запасы этого сырья  до среднего уровня последних пяти лет и даже превзойти этот показатель.

В январе 2005 года Организация  стран-экспортеров нефти и Европейский  союз договорились о проведении регулярных встреч для обсуждения вопросов, связанных  с ценами на нефть. Первая совместная встреча в рамках Евросоюз-ОПЕК пройдет  в мае - июне по вопросам о ситуации на мировом нефтяном рынке и тех  шагов, которые они могут сделать  для ее стабилизации.

Конференция ОПЕК, состоявшаяся 30 января 2005 года, приняла решение  сохранить до второго квартала неизменными  действующие квоты добычи и экспорта нефти и отменить ценовой «коридор».

На конец февраля 2005, на мировом рынке создалась новая  ситуация, когда ряд стран ОПЕК предпринимает попытки предотвратить  дальнейшее увеличение объемов стратегических запасов нефти у государств-потребителей.

Картель экспортеров нефти  ОПЕК (OPEC), контролирующий три четверти мировых запасов нефти, в 2006 году резко увеличил объемы геологоразведки. В 2006 году на территории стран, входящих в альянс, работало 336 буровых установок. Это на 11,6 процента больше, чем в 2005 году и является одним из самых высоких показателей с 1982 года, когда стоимость нефти составляла 90 долларов за баррель в нынешних ценах.

Активнее всего буровые  установки вводятся в Саудовской Аравии, занимающей первое место в  мире по объемам запасов нефти. В  этой стране число буровых установок  увеличилось на 70 с половиной  процентов до 75 штук - максимального  числа с 1980 года, когда ОПЕК начал  вести подобную статистику.

На торгах 31 июля 2007 года стоимость барреля нефти с  поставкой через месяц в Нью-Йорке  составила 78,21 доллара, что является абсолютным максимумом. Ожидается, что  нарастание объемов геологоразведки  поможет справиться с дефицитом  нефти в ближайшие пять лет, который  прогнозируют исследовательские компании, в частности, Международное энергетическое агентство (IEA).

Согласно планам этой организации, ОПЕК придется за пять лет увеличить  экспорт нефти с 31,3 миллиона баррелей в сутки до 36,2 миллиона баррелей в сутки. В июле 2007 года в IEA пересмотрели прогноз по увеличению потребления нефти в мире - по данным агентства, до 2012 года каждый год миру будет требоваться на 2,2 процента нефти больше, чем в предыдущие 12 месяцев5.

Информация о работе Развитие и современное состояние деятельности ОПЕК