Разработка управленческого решения в условиях неопределённости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены понятия, связанные с принятием решений в различных условиях. Такие, например, как «риск», «определенность», «неопределенность». Будут рассмотрены некоторые примеры принятия решений в условиях риска и неопределенности. Также будут рассмотрены некоторые методы и модели принятия решений.
Целью данной курсовой работы является анализ принятия оптимального управленческого решения с учетом фактора неопределенности и риска на примере конкретной организации (ЗАО «Молочный рай»).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность неопределённости……………………………………..5
1.1 Виды неопределённости. Анализ составляющих неопределённости ……8
1.2 Сущность, содержание и виды рисков при реализации управленческих решений ………………………………………………........................................11
Выводы…………………………………………………………………………..13
2. Пути снижения неопределённости………………………………………….14
2.1 Правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости..16
2.2 Способы оценки степени риска …………………………………………...20
2.3 Управление рисками при принятии управленческих решений………….25
Выводы………………………………………………………………………… 30
3. Основные способы борьбы с рисками на примере торговой организации «Молочный рай» ………………………………………………………………..31
3.1 Принятие управленческого решения по выбору оптимальной стратегии оптовых закупок в условиях неопределенности ……………………………..32
Выводы…………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………....35
Список использованной литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

разработка решения.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     

     Рис. 2. Схема управления рисками

 

      Выводы 

     В процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.

 

3. Основные способы борьбы с рисками на примере торговой организации «Молочный рай» 

     ЗАО «Молочный рай» представляет собой  предприятие среднего размера. Занимается реализацией молочной продукции  населению в пределах Москвы и  Московской области. На рынке существует 5 лет. В связи с тем, что уровень платежеспособности потребителей носит характер неопределенности, на данный момент ЗАО «Молочный рай» имеет два, волнующих руководство компании, вопроса:

     1. Определение оптимальной стратегии  оптовых закупок.

     2. Определение оптимальной стратегии  сбыта.

     Для решения этих вопросов мною были выбраны  следующие методы:

     а) Правило минимакс (критерий Севиджа);

     б) Правило Гурвица.

     Принятие  управленческого решения по выбору оптимальной стратегии оптовых  закупок в условиях неопределенности.

     Целью является определение объема оптовых закупок у поставщиков в зависимости от вероятных колебаний платежеспособного спроса населения в районах реализации товара на основе минимаксных стратегий.

     Сущность  метода минимаксных стратегий заключается в выявлении наилучшего и наихудшего варианта свершения события и определения наиболее подходящего с учетом неопределенности и риска.

 

      3.1 Принятие управленческого решения по выбору оптимальной стратегии оптовых закупок в условиях неопределенности 

     Для выполнения поставленной цели организации  ЗАО «Молочный рай» сперва необходимо рассчитать варианты среднегодовой  прибыли с учетом имеющихся объемов  закупок и колебаний спроса для  каждой из предложенных стратегий Q1, Q2, Q3. Расчет прибыли осуществляется по формуле:  

     П = Спр х Qр – Cпок х Qп – Иобр

     Где Спр– цена продажи, руб.; Спок – цена покупки, руб.;  Qр  – объём реализации в натуральном выражении, шт.;  Qп  – объем предложения (закупок) в натуральном выражении, шт.; П – совокупная прибыль от реализации, руб.;  Иобр  = ´  Qр  – издержки обращения, руб. 

     Затем, используя критерий Вальда, определяем максиминную стратегию, которая  гарантирует наибольший из всех наихудших  возможных исходов действия по каждой стратегии. Для этого по каждому варианту выбираем решение, минимизирующее прибыль с помощью формулы:

     a i = min П i, j, после чего выбираем максимальное из минимальных значений. По полученным результатам стратегия Q1 является максиминной, она дает результат -40 руб.

     Следующий шаг – определение минимаксной стратегии, которая дает наихудший из всех наилучших результатов действия каждой из стратегий. Для этого по каждому варианту вероятного объема сбыта выбираем решение, максимизирующее прибыль с помощью выражения: β i = max П i, j. Затем выбираем минимальное из полученных значений. По результатам стратегия Q1 является минимаксной: ее использование в самом худшем случае обеспечит получение гарантированной прибыли 3440 руб.

     С помощью критерия Сэвиджа мы можем выбрать такую стратегию, при использовании которой величина риска примет минимальное значение в самой неблагоприятной ситуации: Q = min max r ij. Для этого необходимо рассчитать показатель риска для каждой стратегии: r ij = β i – пij, – и построить матрицу риска: Проведя исследование, мы получили результат, согласно которому при реализации стратегии Q3 предприятие ЗАО «Молочный рай» может понести минимальные убытки в 1800 руб., реализуя продукцию в объеме 10000 шт.

     Также для решения поставленной задачи мы можем применить критерий Гурвица, который позволит определить компромиссное решение проблемы путем определения линейной комбинации минимального и максимального значения прибыли для каждой стратегии и определения наибольшего из полученных результатов: Gi = xmin п ij + (1-x) max п ij; Gопт. = max Gi. По итогам вышеописанных вычислений делаем вывод: стратегия Q3 является оптимальной. Таким образом, результаты критерия Сэвиджа и критерия Гурвица совпадают: стратегия Q3 является наиболее безопасной.

     Руководством  ЗАО «Молочный рай» было принято решение реализовывать продукцию в объеме 10 000 шт., так как реализация в таком объеме принесет наилучшие результаты для организации «Молочный рай» и даст возможность функционировать и снабжать население молочной продукцией, несмотря на условия неопределенности и риска.

 

      Выводы 

     Принятие  управленческих решений – основная часть работы менеджеров любого звена  любого предприятия. Поэтому понимание  всех тонкостей процесса принятия решений  в различных условиях, знание и  применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в успешной деятельности и дальнейшем развитии организации.

     Риски – непременная составляющая деловой  жизни, а управление ими – часть  той масштабной работы, которую ведет  любая компания. Оценка рисков и  неопределенности при планировании позволяет компаниям заранее определить и смягчить потенциальные потери, обеспечивая основу для принятия качественных решений и внесения улучшений в управленческий процесс.

 

      Заключение 

     В данной работе мною были подробно рассмотрены такие моменты, как: риски, неопределенность, способы их оценки, а также научные методы борьбы с ними.

     На  примере ЗАО «Молочный рай» были подробно рассмотрены некоторые  методы борьбы с неопределенностью  и рисками, в ходе которых было найдено оптимальное решение относительно объема выпускаемой продукции в условиях неопределенности и риска.

     И в заключении хотелось бы выразить надежду на то, что со временем руководитель предприятия, принимая окончательное  управленческое решение, будет руководствоваться научным подходом в этой области.

 

      Список использованной литературы

  1. Боровкова В.А. Управление рисками в торговле. – СПб: Питер, 2004 г.
  2. Виханский О.С. – Стратегическое управление, М. Гардарика, 1999 г.
  3. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в поисках совершенства управления. – МНИИПУ, 1997.
  4. Менар Клод – Экономика организаций. – М. Инфра-М, 1996 г.
  5. Мескон М., Основы менеджмента. – М.: Дело, 2001 г.
  6. Румянцева З.П. Менеджмент организации – М.: Инфра-М, 2005 г.
  7. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 278 с.

Информация о работе Разработка управленческого решения в условиях неопределённости