Разработка управленческих решений в условиях неопределенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Создание большого числа предприятий различных форм собственности в период становления рыночного хозяйства в нашей стране привело к тому, что руководителям пришлось учиться управлять самостоятельно, а не по указке «сверху». Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений. Для российских предпринимателей весьма характерно принятие управленческих решений в условиях неопределённости. Это обусловлено социально-политическими, административно-законодательными, производственными, коммерческими, финансовыми и другими факторами. Условиями, создающими неопределенность, являются воздействия факторов внешней и внутренней среды организации. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Неопределенность, как условие риска.
1.1 Неоднозначность понятия «неопределенность» 3
1.2 Классификация неопределенных признаков. 7

Глава 2. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности.
2.1 Технология принятия управленческих решений в условиях неопределенности. 12
2.2 Правила и критерии решений в условиях неопределенности. 16

Заключение 18
Приложение 19
Литература 20

Работа содержит 1 файл

Разработка управленческих решений в условиях неопределенности.docx

— 49.14 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                       2  

Глава 1. Неопределенность, как  условие риска.

1.1 Неоднозначность  понятия «неопределенность»                     3                            

1.2 Классификация  неопределенных признаков.                        7                                       

 

Глава 2. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности.

2.1 Технология  принятия управленческих решений  в условиях неопределенности.                                                     12          

2.2 Правила  и критерии решений в условиях  неопределенности.     16        

 

Заключение                                                                 18   

Приложение                                                                19     

Литература                                                                  20       

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Создание  большого числа предприятий различных  форм собственности в период становления  рыночного хозяйства в нашей  стране привело к тому, что руководителям  пришлось учиться управлять самостоятельно, а не по указке «сверху». Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений. Для  российских предпринимателей весьма характерно принятие управленческих решений в  условиях неопределённости. Это обусловлено социально-политическими, административно-законодательными, производственными, коммерческими, финансовыми и другими факторами. Условиями, создающими неопределенность, являются воздействия факторов внешней и внутренней среды организации.  Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.  В нашей стране требующие учета факторы достаточно новы и сложны, так что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. На практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в условиях полной неопределенности. Чаще всего лицо, принимающее решения, располагает какой-либо информацией, но её количество или качество обуславливают определённую степень неопределённости.  Таким образом, проблема неопределённости окружающей среды в процессе принятия управленческих решений остаётся актуальной для российских предпринимателей.

 

ГЛАВА I. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, КАК УСЛОВИЕ РИСКА.

1.1 Неоднозначность понятия «неопределенность».

В связи с тем, что различные  страны находятся на разных уровнях  экономического развития, принятие управленческих решений зачастую определяется характером наличной экономической ситуации. Это означает, что понятие "условия неопределенности" не может быть одинаковым для различных экономических ситуаций.

Однако парадокс заключается в  том, что ошибочное управленческое решение, принятое менеджером в экономически развитой стране или в экономически отсталой стране, может привести к  плохим результатам, несмотря на то, что  в одном случае экономика процветает, а в другом ─ нет. Просто условия  неопределенности носят абсолютно  разный характер в разных странах.

Таким образом, понятие "условия  неопределенности" может включать в себя совершенно разные параметры, и опыт управленческих решений в  одних экономических условиях оказывается  неприменимым для других экономических  условий. Само же понятие "условия  неопределенности", обозначая как  бы одно и то же явление, является неоднозначным  для разных стран, типов экономик, экономических состояний и ситуаций, в том числе и разных организаций.

Безусловно также, что условия  неопределенности, хоть и разные по типу и по характеру, проявляются  по - разному в каждом случае на разных этапах функционирования одной и  той же организации. Они ─ разные, когда организация открывается, когда пытается удержаться на завоеванных  позициях или развить успех, и  когда она теряет способность  развиваться, впадая в критическое  состояние.

При любом анализе условий неопределенности важно учитывать как внешние, так и внутренние факторы. Внешние  факторы, усиливающие негативное воздействие  условий неопределенности, могут  включать в себя как все проявления слабого экономического развития страны, так и неблагоприятные для развития бизнеса законодательные и налоговые условия, курсы обмена валют, процентную ставку и т.п.

Если в одних странах, таких  как Россия, например, налогообложение  не благоприятствует развитию и укреплению организаций, то, естественным образом, такое законодательство не способствует уменьшению условий неопределенности и, следовательно, затрудняет ведение  бизнеса.1

Если прежде правительства некоторых  стран (Чили при президенте С. Альенде, например) оберегали развитие собственных  отраслей промышленности, не допуская конкуренции и свободного рынка  в своей стране, что приводило  к плачевным экономическим результатам, то в настоящее время речь идет об определенной "гармонизации" или  снижении фактора условий неопределенности посредством принятия взаимно комплиментарных  налоговых кодексов в разных странах. Ирландия, например, привлекла большие  внутренние инвестиции, установив очень  низкие налоги на прибыль.

Увлечение регулятивной функцией в  бизнесе со стороны правительства  иногда может усиливать действие условий неопределенности и мешать как привлечению инвестиций, так  и развитию бизнеса в данной стране.

Однако, если правительство при  высоких налогах и сильно регулируемом бизнесе сможет обеспечить высокое  качество жизни, например, качественные дороги и более глубокое образование, чем в других странах, более чистую и безопасную окружающую среду, более  безопасные улицы, то это снизит действие условий неопределенности и заставит бизнесменов оставаться в этой стране и продолжать свой бизнес.

В связи с тем, что условия  неопределенности зависят от типа организации, мы можем говорить об организационно детерминируемой неопределенности. Например, условия неопределенности будут различными для фирм высоких технологий, и для "гибридных" организаций, представляющих собой новую форму транзитного.

Условия неопределенности принимают  совершенно другой вид в предпринимательских  фирмах высоких технологий, которые  создали уникальный продукт и  в процессе работы над этим продуктом  успешно действующую организацию, но не смогли удержать свой успех, став в какой-то момент "живым мертвецом". Это происходит в тех случаях, когда вся власть сконцентрирована в руках главного управляющего, неспособного выдерживать нагрузки анализа и  быстрого принятия решений, соотношения  автократической и коллегиальной  власти, а также введения своевременных  инноваций и сохранения динамики роста. Такие фирмы медленно угасают, проходя путь от большого и быстрого успеха к полной стагнации и провалу.

Примером организационно детерминируемой  неопределенности служит тип организации, называемый "стратократией", под  которой понимается "обеспечение  способности организации фокусироваться на краткосрочных возможностях и  гибкости маневрирования в сложных  и неустойчивых обстоятельствах окружающей среды".

В данном случае речь идет о фирмах, занятых в сфере производства высоких технологий: компьютеров, телекоммуникаций, полупроводников, инструментов и периферии. Фирмы высоких технологий, как  правило, выделяют значительные средства на научные исследования, т.к арена высоких технологий характеризуется стратегической, технологической и операционной неопределенностью, которая оказывает влияние на скорость роста, позиции конкурентоспособности и границы отрасли.

Непрерывные технические инновации  преобразуют границы конкурентоспособности  и сокращают жизненный цикл товара, что, безусловно, усиливает действие условий неопределенности. Примером может служить успешное развитие цифровых систем переключения телефонов  в 70-е годы, которое способствовало преобразованию сектора телекоммуникаций из консервативной отрасли промышленности в жизнеспособную и конкурентоспособную сферу, что дало возможность компьютерным фирмам успешно войти в нее.

В связи с тем, что технологии, рынки и границы конкурентоспособности  находятся в состоянии непрерывного изменения, фирмы высоких технологий сталкиваются с уникальными условиями  неопределенности. Они должны быть способными отслеживать вновь и  вновь возникающие технологические  инновации и уметь сконцентрировать свои ресурсы на краткосрочных рыночных возможностях. Как только они утрачивают эту способность, они превращаются в медленно угасающую организацию. В этой отрасли промышленности очень  высокая конкуренция, которая заставляет фирмы в настоящее время сливаться, чтобы противостоять более крупным  и сильным фирмам. Слияние промышленных предприятий, увеличивая их общий капитал, способствует уменьшению условий неопределенности и тем самым усилению их конкурентоспособности.

С нашей точки зрения в условиях современной глобальной экономики  и глобальных финансовых рынков национальная обусловленность условий неопределенности играет, несмотря на глобализацию, очень  большую роль. Когда глобальные корпорации и инвестиционные фонды выходят  на арену в сильно различающуюся  по национальной культуре и экономической  специфике среду, этот фактор может  усиливать действие условий неопределенности.

 

 

 

 

 

 

1.2  Классификация неопределенных факторов.

Рассмотрим  два признака классификации —  источник и природа неопределенности. По источнику неопределенности различают  факторы неопределенности среды  и факторы личностной неопределенности.

Неопределенность среды возникает в условиях неполной информации о значениях факторов внешней или внутренней среды организации. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, неопределенность среды возникает при наличии целенаправленного противодействия других лиц или организаций, способы действий которых неизвестны. В этом случае говорят о «целенаправленной» среде, а связанную с ней неопределенность, обусловленную поведением других лиц, которые преследуют собственные цели, называют поведенческой неопределенностью. Принятие рациональных решений в подобных ситуациях основано на использовании принципов теории игр. Поэтому неопределенность такого рода иначе называют игровой. Наиболее яркий пример игровой неопределенности — это поведение конкурентов. Во-вторых, неопределенность среды возникает в силу недостаточной изученности некоторых явлений, имеющих объективный характер и сопровождающих процессы принятия управленческих решений. В этом случае имеет место так называемая объективная среда, а связанная с ней неопределенность называется природной. Примерами такой неопределенности служат экономические условия, политическая обстановка, поведение потребителей, социокультурные, природно-географические и другие факторы, которые являются неопределенными, однако в отличие от действий конкурентов не носят характера сознательного противодействия.

Неопределенность  может быть обусловлена не только ситуацией, но и личностью руководителя. Дело в том, что объективно ситуация принятия решения может быть вполне определена и предсказуема, но субъективно  она может выглядеть как неопределенная. Это объясняется тем, что разные люди неоднозначно воспринимают одну и ту же ситуацию, не обладают достаточными знаниями и опытом, мыслят непоследовательно и противоречиво, нечетко оценивают последствия альтернатив и т.д. В связи с этим говорят о личностной неопределенности, которая понимается как неопределенность психических процессов, состояний и свойств личности. В частности, можно говорить о таких проявлениях личностной неопределенности, как неопределенность восприятия, представления, мышления, памяти, воображения, эмоциональных состояний. Кроме того, существенное влияние на принятие решений оказывает неопределенность психических свойств, которая обычно проявляется как неопределенность предпочтений и неопределенность притязаний лица, принимающего решение (ЛПР). В силу этого часто возникает целевая неопределенность, которая выражается в нечеткой, расплывчатой формулировке ЛПР цели принятия решения или наличии у него нескольких противоречивых целей. Так, примером целевой неопределенности является стремление руководителя фирмы получить в результате проведения операции максимальную прибыль  
при минимальных издержках и уровне риска, что, как известно, очень редко встречается на практике и представляет собой крайне противоречивые требования к качеству управленческих решений.

Второй  признак классификации неопределенных факторов - это природа неопределенности. По этому основанию выделяют вероятностную  неопределенность и неопределенность уверенности.

К вероятностной неопределенности относят влияние случайных факторов, т.е. таких неопределенных факторов, которые при массовом появлении обладают свойством статистической устойчивости и описываются некоторым законом распределения вероятности. Если закон распределения и числовые характеристики случайной величины известны, то с их помощью можно относительно легко вычислить вероятность любого события, которое этому закону подчиняется. Когда закон распределения неизвестен, то решение принимается в условиях статистической неопределенности, которая, в свою очередь, делится на два вида — с известными и неизвестными параметрами распределения (числовыми характеристиками). К параметрам распределения, как известно, относятся математическое ожидание, дисперсия и другие характеристики случайной величины. Статистическая неопределенность менее «желательна», поскольку в таких ситуациях для определения закона распределения и вычисления вероятностей требуются накопление и обработка достаточно большого объема статистической информации, что не всегда возможно осуществить на практике.

Информация о работе Разработка управленческих решений в условиях неопределенности