Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:53, курсовая работа
В настоящее время чрезвычайно важное значение приобретает проблема качества продукции. В зависимости от целей использования и рассмотрения категории качества к основным его аспектам можно отнести: технологический, экономический, социальный, философский и правовой [1]. От успешного решения проблемы качества продукции в значительной степени зависит благополучие любого предприятия.
Разработка структуры системы обеспечения качества на промышленном предприятии
Киселева
Н. В., Соловьева Ю.Г, Золочевский
В.Т.
В
настоящее время чрезвычайно
важное значение приобретает проблема
качества продукции. В зависимости
от целей использования и
Подготовка России к вступлению в ВТО и ее интеграция в мировую экономическую систему потребовали от наших предприятий внедрения современных подходов к обеспечению безопасности продуктов питания при их производстве и реализации. Любая модель обеспечения качества- есть некое абстрактное представление существующей реальности, которую обычно слишком сложно описать во всей полноте [2]. Все большее число российских производителей приступает сегодня к разработке системы ХАССП, реально обеспечивающей безопасность пищевых продуктов и повышающей их конкурентоспособность [3], а также системы качества в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 версии 2000.
В современных рыночных условиях выживает и успешно развивается лишь тот бизнес, который при прочих равных обстоятельствах обеспечивает постоянный и неуклонный рост показателей качества, для чего необходимо совершенствовать не только продукцию, но и само производство с целью достижения уровня, отвечающего мировым аналогам. И только те руководители, которые понимают это, могут рассчитывать на успех своих предприятий на рынке, и, производя конкурентоспособную продукцию, будут способствовать выходу России на мировой рынок [4]. Подобные задачи являются предметом постоянного внимания руководства одного из лидеров масложировой отрасли, предприятия с полным циклом производства - ОАО « МЖК "Краснодарский"».
Для производства продукции с заданным уровнем качества необходимо создание и функционирование системы, направленной на обеспечение качества сырья, подаваемого на производство, производственного процесса и готовой продукции, а также качество организации и управления на основе четкого распределения ответственности и полномочий по обеспечению качества между функциональными подразделениями предприятия и установление взаимодействия между ними. Для ее успешного функционирования необходимо организовать контроль по основным показателям в рамках конкретных производственных процедур с целью получения объективной информации и улучшения деятельности.
Основными
объектами контроля являются: сырье,
продукция, производственный процесс,
на которые влияют определенные группы
факторов, включающие вспомогательные
операции, результаты входного контроля,
уровень взаимодействия с поставщиками,
производственные условия. В свою очередь
каждая группа показателей включает свои
характеристики, которые также можно контролировать,
измерять и анализировать. Для этого необходимо
организовать сбор и регистрацию данных
в процессе осуществления всех видов контроля
и деятельности отдельных служб. Создание
единой картины системы обеспечения качества
четко показывает уровень зависимости
и взаимосвязь между отдельными элементами
системы, необходимость взаимодействия
служб, объекты контроля, источники информации,
возможных несоответствий, способы сбора
и регистрации информации, меры по предотвращению
отклонений характеристик от установленных
требований. Поэтапная схема составляющих
качество, на примере предприятия ОАО
« МЖК "Краснодарский"» представлена
на рисунках 1,2,3.
Основные характеристики сырья определяются его показателями качества, которые устанавливаются при входном контроле (сплошной) и по сопроводительной документации; зависят от результативности эффективности анализа поставщика, условий транспортировки и хранения. Взаимодействие с поставщиками отражается в договорах, качественные характеристики сырья регламентируются требованиями технологического регламента и отражаются в протоколах испытаний, процесс хранения регулируется по параметрам окружающей среды и регистрируется в журналах; сопроводительная и финансовая документация оформляется по установленной форме; в процедурах контроля принимают участие отделы маркетинга, складирования, отдел транспортной логистики, промышленной безопасности, вопросы качества курирует департамент по качеству, на основе данных центральной лаборатории, ОТК и технологического отдела.
Основными
влияющими факторами
Качество
обслуживания технологического оборудования
основано на подборе персонала
Технологические стадии производства, технологические параметры описываются в технологическом регламенте; сведения о техническом обслуживании оборудования фиксируются в рабочих журналах; рабочие места проверяются на соответствие установленным требованиям по безопасности и физическим факторам в ходе аттестации и оформляются гигиеническими паспортами и свидетельствами об аттестации.
Сведения о сотрудниках регистрируются в их личных делах отделом кадров. Контроль за ходом технологического процесса осуществляет технологический отдел департамент по качеству, а условия его протекания контролирует производственный отдел.
Качество
продукции на разных этапах жизненного
цикла зависит от различных факторов,
включающих вспомогательные операции
по хранению, фасовки, уровень контроля
испытаний, деятельность по сбыту. Достоверность
испытаний определяется градуировкой
и поверкой измерительного и испытательного
оборудования, контролем реактивов, испытанием
соответствующих методик. В процессе хранения
необходимо контролировать условия и
сроки, а на стадии фасовки процессы качества
упаковки, дозировки (вес или объем), процедуры
фасовки и хранения описываются в инструкциях.
Деятельность по сбыту оценивается по работе с потребителями, объективности анализа спроса, минимизации потерь от возвратов и рекламаций. Работа с потребителями отражается в аналитических отчетах, составленных на основе отзывов и предложений; Производства анализов готовой продукции отражается в журналах, протоколах, отчетах, основываются на перечнях НД на МВИ; перемещение продукции сопровождается листами регистрации.
Функции по обеспечению контроля продукции по жизненному циклу выполняют центральная лаборатория (в ходе контроля качества), ОТК, департамент по качеству, производственный отдел, технологический отдел, отдел сбыта, отдел промышленной безопасности по обеспечению условий хранения.
Для
обеспечения качества управления процессами
полезно разработать
Стандартизация
процедур контроля поможет избежать
возможных ошибок, позволит создать
основу для разработки критериев оценки
разных видов деятельности на отдельных
этапах производственного процесса и
обеспечит возможность улучшения работ
предприятия в целом.
Список использованных
источников
1 Мишин В.М. Управление качеством / Отв. Ред. Н.Д. Эришвили.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-303 с.
2 Шадрин А.Д. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей // Стандарты и качество. 2002. -№2. – с. 54-59.
3 Аршакуни В.Л., Устинов В.В. Система ХАССП: Российской версии - два года //Стандарты и качество. 2003.- № 1. с. 26-28.
4 Завьялов В.Н.,
Субботин С.Ю. Служба качества
и современные информационные
технологии // Стандарты и качество. 2003.-
№ 1. с. 29-33.
Оптимизация контроля качества продукции на основе статистического анализа данных
Золочевский
В.Т., Киселева Н. В., Соловьева Ю.Г.
Статистические методы являются эффективным инструментом управления и анализа процессов. Задача статистического управления процессами – обеспечение и поддержание процессов на приемлемом и стабильном уровне, гарантируя соответствие продукции и услуг установленным требованиям [1]. Главный статистический инструмент, используемый для этого, - контрольная карта, - графический способ представления и сопоставления информации, основанной на последовательности выборок, отражающих текущее состояние процесса, с границами, установленными на основе внутренне присущей процессу изменчивости [2]. Метод контрольных карт помогает определить, действительно ли процесс достиг статистически управляемого состояния на правильно заданном или остается в этом состоянии, а затем поддерживать управление и высокую степень однородности важнейших характеристик продукции или услуги посредством непрерывной записи информации о качестве продукции в процессе производства. Использование контрольных карт и их тщательный анализ ведут к лучшему пониманию и совершенствованию процессов [3].
В практике предприятия ОАО
«МЖК ″Краснодарский″»
Одним из показателей, отвечающим за качество подсолнечного масла, является - перекисное число, которое характеризует содержание первичных продуктов окисления – перекисей и гидроперекисей [4].
В процессе производства растительного масла происходит постепенное накопление продуктов окисления, начиная с первых стадий: заготовки и хранения. Большое влияние на замедление окисления оказывают антиокислители (ингибиторы) – вещества, добавление которых приводит к обрыву цепей окисления. Из природных антиокислителей наибольшее значение принадлежит токоферолу. Однако в процессе производства происходит постепенное снижение содержания токоферола. На стадии дезодорации, при температуре 235- 2500С, при глубоком вакууме происходит удаление из масла продуктов окисления, путем отгонки их с водяным паром. Однако при этом происходит значительная (до 70 %) потеря токоферола. Остаточное содержание токоферола в дезодорированном масле не позволяет хранить его без изменения перекисного и кислотного чисел, поэтому необходимо принимать меры, обеспечивающие стабилизацию, полученного масла. Для стабилизации и увеличения срока годности масла используют технологию искусственного введения в масло токоферола или других антиоксидантов. Но эти способы сохранения масла не являются желательными, так как антиоксиданты предохраняют масло от процессов окисления, но сами при этом распадаются на вещества, которые могут проявлять негативные свойства [4].
.
На предприятии ОАО «МЖК "Краснодарский"» для обеспечения длительных сроков годности дезодорированного масла на разных стадиях проводят деметализацию масла, т. е. дезактивацию металлов раствором лимонной кислоты, удаляют кислород, путем продувания и насыщения масла азотом, расфасовка масла проводится в атмосфере и инертного газа. Эти условия дезодорации и фасовки гарантируют низкие показатели перекисного числа.
По данным лабораторного анализа готовой продукции за последние два с половиной года значение перекисного числа колебалось в пределах 0,20-0,43 ммоль активного кислорода на килограмм продукта, что свидетельствует о высоком уровне использования новейших технологий, контроля входного сырья, контроля на всех стадиях производства, квалификации персонала.
Такое качество продукции вполне конкурентоспособно и удовлетворяет нормам FEDIOL (Федерация, представляющая индустрию растительных масел и жиров в Европейском союзе), что обеспечивает реальную возможность экспорта продукции и его реализацию на европейский рынок[5].
Информация о работе Разработка структуры системы обеспечения качества на промышленном предприятии