Разработка стратегического плана промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой- приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………...6
1.1 Сущность государственного бюджета Республики Беларуси………………...6
1.2 Сущность государственных расходов и их структура……………………….12
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН………………………………………………………………………………17
2.1 Понятие бюджета и государственных расходов Российской Федерации…..17
2.1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации…..17
2.1.2 Классификация расходов бюджетов Российской Федерации и их структура……………………………………………………………………………23
2.2 Понятие бюджета и государственных расходов ФРГ………………………..27
2.2.1 Сущность федерального бюджета ФРГ……………………………………..27
2.2.2 Бюджеты земель, общин и другие звенья финансовой системы ФРГ…….30
2.2.3 Структура расходов федерального бюджета ФРГ…………………………32
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

10017_отчет.docx

— 100.88 Кб (Скачать)

Расходы консолидированного бюджета 2011 года прогнозируются в сумме 52,4 трлн. рублей, исходя из запланированных доходов и дефицита бюджета. Темпы роста расходов республиканского бюджета в 2011 году по отношению к 2006 г. Составляют 146,8%, а по отношению к 2010 году-111,0%. Удельный вес расходов в ВВП за три последних года увеличился с 34,7% в 2009 году, до 38,0%- 2010 году и 35,7% - в2008 году [20, с.81].

            2011 год объявлен в Беларуси Годом здоровья. В широком смысле- это год социальной сферы. Расходы социального характера (на социальную политику, образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, средства массовой информации) предусмотрены в объеме 32,4 трлн. рублей, или 61% в расходах консолидированного бюджета [14].

Особо следует подчеркнуть , что отмена льгот не уменьшила  объем выделяемых из бюджета средств  на социальную сферу, а только потребовала  изменения подходов к политике государственной  поддержки населения, которая осуществляется в форме государственной адресной социальной помощи и безналичных  жилищных субсидий. При этом задача состоит не в том, чтобы компенсировать утраченные льготы, а в том, чтобы  поддержать на определенный период времени  наиболее малообеспеченные слои населения, в первую очередь- многодетные семьи, инвалидов и сирот.

В результате льгот и привилегий в соответствии с Законом Республики Беларусь  «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для  отдельных категорий граждан» высвободилось 168,0 млрд. рублей бюджетных средств (в ценах 2010 года), которые в 2011 году направлены на оказание государственной адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения, реализацию государственных программам в сфере охраны материнства и детства, а также на проведение дополнительных мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС [15].

В 2011 году продолжается политика, направленная на повышение жизненного уровня населения. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы и начисления запланированы в сумме 11,1 трлн. рублей и возрастают на 12%. Это позволит повысить среднемесячную заработную плату работникам бюджетной сферы к концу 2011 года до 770-780 тыс. рублей, что эквивалентно 345 долларам. При этом будет обеспечен прогнозный реальный рост заработной платы в бюджетной сфере на 7-8% к уровню 2010 года.

До 4,9 трлн. рублей возрастут  расходы консолидированного бюджета  на здравоохранение. За счет средств республиканского бюджета в 2011 году будут финансироваться 88 организаций здравоохранения различной ведомственной подчиненности, за счет местных бюджетов-2182 организации.

Расходы консолидированного бюджета на образование запланированы  в сумме более 6,4 трлн. рублей. Средства направляются на содержание свыше 10 тыс. учреждений образования, в том числе 3,1 тыс. дошкольных учреждений (339 тыс. воспитанников в 2011 году), 3,8 тыс. учреждений общего среднего образования (1,1 млн. учащихся ), 37 высших учебных заведений (146,6 тыс. студентов), 133 средних специальных учебных учреждения(73 тыс. учащихся), 227 учреждений профессионально-технического образования (111,6 тыс. учащихся).

Расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации по консолидированному бюджету  прогнозируются в сумме более 1,2 трлн. рублей, или на 16,1% больше, чем в 2010 году.

За счет этих средств дальнейшее развитие получат спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва, которая включает содержание 11 училищ олимпийского резерва, 8 школ высшего спортивного мастерства, 14 центров олимпийской подготовки, 10 центров олимпийского резерва, 457 детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва [18, с.29].

По-прежнему одним из важнейших  приоритетов социально-экономического развития страны остается жилищное строительство, которое является не только ключевым звеном строительного комплекса, но и основой улучшения демографической  ситуации, качества жизни населения.. Для решения этой задачи из консолидированного бюджета в 2011 году выделяется более 1,1 трлн. рублей, что на 19% больше, чем в 2010 году. Эти средства будут направлены на компенсацию банкам потерь, связанных с предоставлением льготных кредитов на строительство жилья,- 315,0 млрд. рублей; финансовую помощь в погашении задолженности по льготным кредитам молодым и многодетным семьям -31,0 млрд. рублей; строительство жилья в рамках инвестиционной программы- 89,2 млрд. рублей; в местные бюджеты в виде субвенций на жилье, включая расходы на предоставление субсидий гражданам, финансовой поддержки государства молодым и многодетным семьям по нельготным кредитам- 387,6 млрд. рублей и субвенций на преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС – 16,8 млрд. рублей; из местных бюджетов на жилищно-инвестиционные цели- 279,7 млрд. рублей [14].

Наряду с другими источниками  эти средства позволят обеспечить в 2011 году выполнение установленного задания по поводу в эксплуатацию 4,7-5,2 млн. кв. м жилья. В частности, с привлечением бюджетного финансированиям планируется осуществить строительство 162 тыс. кв. м жилья для 1953 многодетных семей. Кроме того, с участием бюджета будет построено более 1,58 млн. кв. м жилья в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях, включая 114,4 тыс. кв. м- в агрогородках, а также для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, и жилые помещения социального пользования.

Расходы консолидированного бюджета на национальную экономику в 2011 году запланированы в сумме 12,3 трлн. рублей, или на 21,2% больше по сравнению с прошлым годом.

            Согласно Государственной программе  возрождения и развития села на 2011-2015 годы на финансирование агропромышленного комплекса из бюджета в 2011 году предусматривалось выделить 2,8 трлн. рублей, в то же время непосредственно в бюджете на эти цели учтено почти 4 трлн. рублей. В республиканском фонде поддержки сельхозпроизводителей аккумулируется около 2,3 трлн. рублей [16].

Кроме того, в бюджете  учтены средства на оказание прямой государственный  поддержки предприятиям, общая сумма  которых по разным направлениям составит около 497 млрд. рублей [14].

Впервые предусматриваются  средства на сдерживание тарифов  на оплату электрической и тепловой энергии .В этих целях инвестиционных расходов Минэнерго в сумме 594 млрд. рублей будет компенсирована за счет доходов бюджета.

Средства республиканского бюджета на государственные капитальные  вложения учтены в размере 971 млрд. рублей, или с ростом на 28,3% к плану 2011 года.

Дефицит  республиканского бюджета 2012 года прогнозируются в сумме 2,2 трлн. рублей, или 1,9% к ВВП [14]. Такой показатель обусловлен реализацией активной политики по поддержке и развитию реального сектора экономики. При этом речь идет не о «проедании», а о «вливании» дополнительных ресурсов в экономику для ее развития.

Не остаются без внимания в 2012 году и бюджеты регионов. В целом средства, передаваемые из республиканского бюджета в бюджеты областей и города Минска, составляют более 5,5 трлн. рублей. Объем местных бюджетов по доходам и расходам на 2012 год определен в общей сумме 17,6 трлн. рублей.

Запланированные ассигнования позволят государству через местные  бюджеты реализовать основные функции  по предоставлению населению услуг  здравоохранения, образования, культуры.

Таким образом, перед бюджетной  системой страны, как и перед экономикой в целом, стоит задача строить  свою работу на качественном носом  уровне, обеспечить выполнение утвержденных президентом и правительством приоритетов, экономно и рационально использовать государственные ресурсы, искать новые  дополнительные доходные источники.

В последние годы заметно  меняется состав расходов бюджета. Появились  такие новые статьи расходов, как  отчисления в  бюджет Союзного  государства, расходы на финансирование аппарата уставных органов межгосударственной интеграции, расходы свободных экономических  зон, расходы на малый бизнес и  предпринимательство, а также расходы  на прочие мероприятия по развитию рыночной инфраструктуры, расходы государственных  целевых бюджетных фондов, расходы  на содержание органов финансовых расследований, ассигнования крестьянским (фермерским) хозяйствам и др. Появление новых  расходных статей в бюджете объясняется, прежде всего, дальнейшим развитием  рыночных отношений в стране, а  также интеграционных связей и совершенствованием государственного управления экономикой.

Осуществляя расходы, государство (в лице его финансовых органов) стремится  к тому, чтобы они были рациональными, эффективными. Особую остроту проблемы экономики и рационального использования  бюджетных средств в Беларуси приобретают вследствие наличия  ежегодного дефицита бюджета, огромных финансовых ресурсов, направляемых на ликвидацию последствий от Чернобыльской  АЭС, и на проведение государственной  политики на улучшение материального  положения граждан республики.

Основными направлениями  сокращения бюджетных расходов могут быть следующие: снижение расходов на содержание аппарата органов государственного управления; сокращение расходов на оборону; повышение эффективности и определение приоритетности направлений расходования бюджетных средств; уменьшение непроизводительных расходов на дотации отдельным отраслям и регионам; снижение расходов по обслуживанию государственного долга; усиление финансового контроля за расходованием бюджетных средств.

На республиканском и  местном уровнях решения о  сокращении расходов принимаются с  учетом значимости и эффективности  отдельных видов затрат и приоритетов  развития экономики.

Исключительно важным направлением сокращения расходов республиканского и местных бюджетов является жесткая  экономия расходов на энергоресурсы, покупаемые страной в России и других странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, как мы выяснили, расходы государственного бюджета  представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям.

Формирование расходов бюджета  основывается на государственных минимальных  социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Расходы республиканского бюджета  и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей  административно-экономического развития Республики Беларусь в размерах, установленных  законом о республиканском бюджете  на очередной финансовый год и  решениями местных Советов депутатов  о бюджете на очередной финансовый год.

Формой проявления этих отношений  выступают конкретные виды бюджетных  расходов, причем их многообразие обусловлено  действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  национальной экономикой, административно- территориальным устройством государства  и т.п.

Специфика общественного  назначения бюджетных расходов состоит  в обеспечении финансирования государственной  деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются  под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются уровень  развития производительных сил и  производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает  финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение- обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-территориального устройства государства; внутренний и  внешний политики; приоритетов государства  и т.п.

Из республиканского бюджета  финансируются следующие функциональные виды расходов: общегосударственная  деятельность; национальная оборона; судебная власть; национальная экономика; охрана окружающей среды; жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство; здравоохранение; физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации; образование; социальная политика.

Так как бюджетные ресурсы  в переходных экономиках ограничены, защита наиболее уязвимых слоев населения  должна сочетаться с изменением структуры  бюджетных расходов в пользу проведения активной политики в области занятости. В транзитивной экономике необходимо провести широкую реформу системы  социального обеспечения, совмещаемую  со структурной бюджетной реформой, направленной на устранение из государственного бюджета расходов в тех сферах экономики, которые могут быть рационально  проведены частным сектором.

Определение приоритетных направлений  расходования бюджетных средств- это  очень важная и ответственная  деятельность государства.

Основными задачами в области  совершенствования процесса расходования средств в Республики Беларусь являются:

1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;

2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;

3) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;

4) уменьшение дотаций на покрытие убытков отдельных отраслей;

5) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

Информация о работе Разработка стратегического плана промышленного предприятия