Разработка стратегического плана промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой- приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………...6
1.1 Сущность государственного бюджета Республики Беларуси………………...6
1.2 Сущность государственных расходов и их структура……………………….12
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН………………………………………………………………………………17
2.1 Понятие бюджета и государственных расходов Российской Федерации…..17
2.1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации…..17
2.1.2 Классификация расходов бюджетов Российской Федерации и их структура……………………………………………………………………………23
2.2 Понятие бюджета и государственных расходов ФРГ………………………..27
2.2.1 Сущность федерального бюджета ФРГ……………………………………..27
2.2.2 Бюджеты земель, общин и другие звенья финансовой системы ФРГ…….30
2.2.3 Структура расходов федерального бюджета ФРГ…………………………32
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

10017_отчет.docx

— 100.88 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И  ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ………………………………………………………...6

1.1 Сущность государственного бюджета Республики Беларуси………………...6

1.2 Сущность государственных расходов и их структура……………………….12

2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ  ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН………………………………………………………………………………17

2.1 Понятие бюджета и государственных расходов Российской Федерации…..17

2.1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации…..17

2.1.2 Классификация расходов  бюджетов Российской Федерации и их структура……………………………………………………………………………23

2.2 Понятие бюджета и государственных расходов ФРГ………………………..27

2.2.1 Сущность федерального  бюджета ФРГ……………………………………..27

2.2.2 Бюджеты земель, общин  и другие звенья финансовой  системы ФРГ…….30

2.2.3 Структура расходов  федерального бюджета ФРГ…………………………32

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ  РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой- приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

При рассмотрении этимологии термина «бюджет», чаще всего упоминается  английское происхождение этого  слова, означающего «чемодан, мешок  с деньгами». Имеется также версия, что термин «бюджет» (кожанный мешок, в котором хранилась казна  дожей), трансформировавшийся в общеупотребительный  сегодня «бюджет», впервые стал употребляться  в Венеции.

Наличие бюджетной сферы  стоимостного перераспределения, как  составной части финансов, обусловлено  потребностями развития производства и социальной сферы. Ведь для организации  бесперебойного кругооборота фондов в  масштабе всей экономики и обеспечения  социальной поддержки населения  необходима централизация денежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных  хозяйств и отраслей. Эту функцию  в обществе, как известно, выполняет  государство. С его возникновением и развитием органически связано  существование и развитие бюджета. Кроме того, централизация общегосударственных  денежных средств создает материальную базу для функционирования самих  государственных структур.

Во всех формациях государственный  бюджет играл важную роль в выполнении функций государства. Как основной инструмент государственного регулирования  общественными процессами особенное  значение он приобретает в условиях рыночной экономики. В этой связи  экономист любого профиля должен обладать знаниями в области формирования и использования государственного бюджета.

Исследуемая тема является актуальной, так как в Республике Беларусь так же, как и в других странах, государственные расходы  занимают одно из главных мест в  системе общественных расходов.

Роль расходов государственного бюджета выражается в том, что  они являются важнейшим рычагом  воздействия на ход общественного  воспроизводства и стимулирования экономического роста.  Путем изменения  уровня государственных доходов  и расходов правительства могут  осознанно изменять объем совокупного  спроса (величину потребительских и  инвестиционных расходов) и тем самым  влиять на колебания экономической  конъюнктуры.

Государственные расходы- одна из основных сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана  с процессом собирания денежных средств в государственный фонд. Независимо от источников поступления  все расходы государства имеют  единые принципы их использования. Они  распределяются в соответствии с  социально-экономическими программами  правительства, а размер государственных  расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.

В условиях рынка государственные  расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных  и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической  политикой государства, уровнем  благосостояния населения, размерами  государственного сектора в экономике  и другими факторами.

Цель данной работы: исследование государственных расходов и их роли в национальной экономике.

Задачи исследования:

- раскрыть социально-экономическую сущность государственного бюджета;

- рассмотреть состав, виды и порядок финансирования государственных расходов;

- определить основные принципы и методы бюджетного финансирования;

- дать характеристику функциональной классификации государственных расходов;

- проанализировать пути повышения эффективности государственных расходов в Республике Беларусь.

При написании работы были использованы Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г.; Законы Республики Беларусь о бюджете на 2010, 2011 годы; учебная литература по макроэкономике, финансам, государственному бюджету; статьи ведущих экономистов, посвященные проблемам государственных расходов в национальной экономике, опубликованные в периодических изданиях «Экономика Беларуси», «Экономика. Финансы. Управление», «Финансы. Учет. Аудит», «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь». Отметим таких авторов, как: О. В. Врублевская, Н.Е.Заяц, Н.Корбут, Э.А. Лутохина, И.Н. Мысляева, М.И.Плотницкий, М.И.Ткачук, А.В.Хотько и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА  И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Сущность государственного  бюджета Республики Беларусь

 

 

Бюджет как особая система  общественных отношений исторически  возникает и действует там, где  существует государство с развитыми  товарно-денежными отношениями [1, с.59].

Прототипом бюджета в  средние века была смета доходов  и расходов государя, которая отражала, по сути, государственные доходы и  расходы.

Термин «бюджет» (от англ. budget) обозначал мешок, в котором хранилась бумага с законопроектом, утверждавшем субсидию английскому королю в XVI-XVII вв. С конца XVII в. бюджетом стал называться утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства. Государственный бюджет в его современном виде появился в первой четверти XIX в. [2, с.250].

Таким образом, бюджет имеет  все признаки, присущие экономической  категории- исторический характер, изменяющийся в результате объективных и субъективных факторов общественного развития, а  также выражает совокупность определенных экономических отношений [1, с.60].

Государственный бюджет как  экономическая категория характеризует  совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного  централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования  разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального  дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.        

Государственный бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для  покрытия государственных расходов.

В современной экономической  системе государство выполняет ряд важных функций, а именно:

- формирование законодательной  базы. Государство устанавливает  «правила игры», регулирующие  отношения между экономическими  субъектами, и контролирует их соблюдение;

- поддержка конкуренции  и борьба с монополиями. Конкуренция  вместе с частной собственностью  являются основополагающими элементами  рыночной системы. Поскольку механизмы  саморегулирования рынка не в  состоянии воспрепятствовать концентрации  экономической власти и могущества  в руках монополий, государство  берет на себя функцию борьбы  с монополизацией рынка и, проводя  антимонопольную политику, обеспечивает поддержку конкуренции;

- перераспределение доходов  и богатства для смягчения  проблем, связанных с социальным  неравенством. Для того чтобы  сохранить социальную стабильность, обеспечить баланс интересов  различных социальных групп и  устранить экономическую почву  для социальных конфликтов, государство  осуществляет перераспределение  доходов и богатства в обществе, не допуская образования «полюсов» роскоши и нищеты;

- регулирование распределения  ресурсов для обеспечения производства  общественных благ и корректировки  «внешних» эффектов. Общественные (коллективные) блага- это товары и услуги, производство которых неэффективно  на частных рынках, поскольку  произведенные и предоставленные  одному лицу эти блага одновременно  попадают в распоряжение других  лиц и могут предоставляться  этим лицам без дополнительных  затрат. К общественным благам  относятся, например, национальная  оборона, правоохранительная система,  государственное управление, автомагистрали  национального значения, система  всеобщего среднего образования  и т.п.

Важными функциями современного государства являются также стабилизация экономического цикла, воздействие  на уровень инфляции и занятость [2, с.249].

Государство для выполнения своих функций нуждается в  крупных финансовых ресурсах, которые  аккумулируются в бюджете. С помощью  бюджета осуществляется перераспределение  национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды. Чем  выше уровень развития производительных сил, экономический и научный  потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании  общественными процессами

Выступая как главный  финансовый план, государственный бюджет определяет доходы и расходы государства, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

В процессе составления основного  финансового плана государства  государственный бюджет материализуется  — воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций  и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные  нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован  уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Бюджет является важнейшим  рычагом воздействия на ход общественного  воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения  уровня государственных доходов  и расходов правительства могут  осознанно изменять объем совокупного  спроса (величину потребительских и  инвестиционных расходов) и тем самым  влиять на колебания экономической  конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что позволяет ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже- национального богатства. С определенной долей абстракции можно представить основные каналы распределения национального дохода через государственный бюджет между:

- сферой материального  и нематериального производства;

- трудоспособными и не трудоспособными гражданами;

- отдельными отраслями  национальной экономики и сферами общественно деятельности;

- отдельными регионами  государства [1, с.61].

Экономическое регулирование  осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые находят выражение  в принятии законодательных актов, обязательных для выполнения всеми  участниками воспроизводства, устанавливающих  правила цивилизованного проведения и оформления сделок, законного движения капитала, защиты частной собственности  и т. п. К ним можно отнести  и антимонопольные декреты, направленные на ограничение действий монополистов и расширение свободной конкуренции. Наиболее активное воздействие государство  может оказывать косвенными экономическими методами, прежде всего через финансовую и кредитную политику. Поскольку  государственный бюджет является главным  финансовым планом, аккумулирующим и  перераспределяющим основную часть  финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании  рыночной экономики. С его помощью  перераспределяются средства на развитие приоритетных хозяйств, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т. п.

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов  и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

Информация о работе Разработка стратегического плана промышленного предприятия