Разработка стратегического плана деятельности фитнес-клуба

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе выполняется исследование деятельности фитнес-центров на примере фитнес-клуба «Gym». Целью исследования является разработка стратегического плана деятельности фитнес-клуба.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления 5
1.1. Стратегическое управление. Основные понятия и определения 5
1.2. Понятие и этапы стратегического планирования 11
Глава 2. Анализ целевого рынка и положения организации на рынке 18
2.1. Общая характеристика организации 18
2.2. Анализ ситуации в отрасли 22
2.3. Анализ макросреды организации 24
2.4. Анализ конкурентной среды 27
2.5. Анализ 5 сил Портера 28
2.6. SWOT-анализ 32
Выводы 34
Глава 3. Стратегия развития фитнес-клуба «Gym» на 2011-13 гг. 36
3.1. Выбор и обоснование стратегического направления развития 36
3.2. Маркетинговый план 37
3.3. Финансовый план 46
Заключение 56
Список использованной литературы и источников 59
Приложения 61
Приложение 1. Анализ конкурентов 61

Работа содержит 1 файл

stratmene.docx

— 161.35 Кб (Скачать)

      Стратегические  решения имеют ряд отличительных  особенностей. Основные из них:

    • инновационный характер;
    • направленность на перспективные цели и возможности;
    • сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
    • субъективность оценки;
    • необратимость и высокая степень риска.

      Стратегическое  управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в  процессе его осуществления. Основные из них:

    • Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации.
    • Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных проблем.
    • Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы.
    • Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается посредством консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов.
    • Создание необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.[10]
    1. Понятие и этапы стратегического  планирования

      Стратегическое  планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

      Стратегическое  планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации  в целом и отдельные люди будут  лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

      Стратегическое  планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции  рынка, понять, какие организационные  и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она  стала конкурентоспособной, в чем  ее преимущество, какие инструменты  необходимы ей для успешного развития.

      До  последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных  международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

      Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов[12]:

    1. Определение миссии и целей организации
    2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации
    3. Выбор стратегии
    4. Реализация стратегии
    5. Оценка и контроль выполнения

      Определение миссии и целей организации. Целевая  функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию  и смысл его существования.

      Миссия  – это концептуальное намерение  двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также  дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому  миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать  получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим  фактором функционирования предприятия[11].

      Цель  – это конкретизация миссии в  организации в форме, доступной  для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели заключается  в следующем:

    • четкая ориентация на определенный интервал времени;
    • конкретность и измеримость;
    • непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
    • адресность и контролируемость.

      Исходя  из миссии и целей существования  организации строятся стратегии  развития и определяется политика организации[11].

      Стратегический  анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа  диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического  планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает  в качестве инструмента стратегического  управления, с помощью которого руководство  предприятия выявляет и оценивает  свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и  перспективные ее направления.

      Основным  методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью  таких матриц происходит сравнение  производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

      Существует  три подхода к формированию матриц:

    1. Табличный подход, при котором значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.
    2. Координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.
    3. Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распространение в зарубежной практике.

      Анализ  окружающей среды необходим при  осуществлении стратегического  анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой  делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке[9].

      Анализ  окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

    • внешней среды;
    • непосредственного окружения;
    • внутренней среды организации.

      Анализ  внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования  и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое  развитие общества, инфраструктуры и  т.п.

      Непосредственное  окружение анализируется по следующим  основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает  те возможности, тот потенциал, на который  может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

      Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений  развития организации, их оценку и выбор  лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица BCG, Mc Kincey и др.)[13].

      Стратегия – это долгосрочное качественно  определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств  и формы ее деятельности, системы  взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации  в окружающей среде, приводящее организацию  к ее целям.

      Стратегия выбирается с учетом:

    • конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;
    • перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;
    • в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

      Реализация  стратегии является критическим  процессом, так как именно он в  случае успешного осуществления  приводит предприятие к достижению поставленных целей[4]. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

    • цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
    • руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
    • в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

      Оценка  выбранной (реализуемой) стратегии  заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия  к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям  фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

    • соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
    • соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
    • приемлемость риска, заложенного в стратегии.

      Результаты  реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может  происходить корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге  «Стратегическое управление» формулирует  следующие принципы стратегического  контроля:

    1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
    2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

      Функции высшего руководства в процессе реализации стратегии:

    1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.
    2. Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.
    3. Решения по поводу организационной структуры.
    4. Проведение необходимых изменений на фирме.
    5. Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Информация о работе Разработка стратегического плана деятельности фитнес-клуба