Разработка системы мотивации для студентов и преподавателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 02:49, практическая работа

Описание работы

Система образования в настоящее время испытывает определенные трудности. Перед ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке будущих специалистов.

Содержание

Введение. 3

Определение понятия «мотивация». 4
Методы мотивации. 5
Экономические методы мотивации. 5
Социально-экономические методы. 5
Организационно-распределительная система мотивации. 6
Система мотивации для студентов. 7
Изучение ситуации. 7
Потребности и рекомендации. 8
Система мотивации для преподавателей. 13
Изучение ситуации. 13
Потребности и рекомендации: 14

Заключение. 16

Работа содержит 1 файл

система мотивации для студентов и преподов.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА 
 
 
 

    Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 

    Разработка  системы мотивации

    для студентов и преподавателей. 
 
 
 
 

                Выполнили:

                Студентки 2 курса

                экономического  факультета

                группы № 8

                специальности менеджмент 

                Беляева Ирина Александровна

                Бендова Александра Максимовна

                Гусейнова Ирина Владимировна

                Жуковская Ярослава Витальевна 
                 

                Научный руководитель:

                Кандидат  экономических наук, доцент

                Шулькина  Татьяна Михайловна. 
                 
                 
                 
                 
                 

    КАЛИНИГРАД, 2010

Содержание

Введение

 

     Система образования в настоящее время  испытывает определенные трудности. Перед  ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке будущих специалистов. Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей.

     Для эффективного функционирования любого учебного заведения необходимо, чтобы  было выполнено одно важное условие - обеспечено использование каждого  участника учебного процесса во всём многообразии проявления психофизиологического  и мотивационного потенциалов.

     Важность  решения проблемы мотивации учебной  деятельности определяется тем, что  мотивация является ключом к поведению человека. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости студента, а схожее отношение преподавателя к своему труду может сказаться на качестве преподавания. То есть основой успешной учебной деятельности любого студента, преподавателя является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

     А потому мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала студента, преподавателя.

     Проблема  состоит в том, чтобы определить особенности мотивации, которые  наилучшим образом способствовали бы максимальному развитию и созреванию личности и реализации успешного учебного процесса.

1. Определение понятия «мотивация»

       Мотивация труда формируется  еще до начала профессиональной  трудовой деятельности, в процессе  социализации индивидуума путем  усвоения им ценностей и норм трудовой морали и этики. В это время закладываются основы отношения к труду как ценности, и формируется система ценностей самого труда, развиваются трудовые качества личности: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, инициативность и т.д., приобретаются первичные трудовые навыки. 

     Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение  человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.

       Под мотивами понимаются причины  поведения человека, вследствие  которых он поступает и действует  именно так, а не иначе. Поэтому  мотивы и рассматриваются как причины, определяющие выбор, направленность поведения.

       Основными задачами мотивации  являются:

     - признание труда сотрудников,  добившихся значительных результатов,  в целях дальнейшего стимулирования  их творческой активности;

     - демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда;

     - популяризация результатов труда  сотрудников, получивших признание;

     - применение различных форм признания  заслуг;

     - поднятия морального состояния  через соответствующую форму  признания;

     - обеспечение процесса повышения  трудовой активности, являющегося целью руководства.

     На  предприятии необходимо создавать  такие условия, чтобы работники  воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.

     Главные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).

Методы  мотивации

Экономические методы мотивации.

 

     Материальная  мотивация используется как в  форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в виде материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом используется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность.

Экономические методы мотивации можно разделить на две группы:

  • прямые -повременная и сдельная оплата труда; премии; оплата обучения и др.
  • косвенные - система внутриуниверситетских  льгот при правильном применении, является средством повышения эффективности труда.

Социально-экономические  методы.

 

     Социально-экономические  методы мотивации при их правильном использовании одновременно предоставляют  преподавателям своеобразные добавки  к заработной плате и подчеркивают принадлежность их к  университету и проявление ее заботы о них. Эти методы можно разделить на три группы :

     

Организационно-распределительная  система мотивации.

 

     С помощью этой системы методов  определяются:

  • место отдельных работников и их групп;
  • их права, обязанности и мера ответственности;
  • способы координации их действий в процессе трудовой деятельности.

     Организационно-распределительную  систему можно рассматривать  как позитивную, так и негативную форму воздействия: 

     
Позитивные  формы воздействия Негативные  формы воздействия
Устав организации хорошо проработан и  все работники имеют к нему доступ Организация пользуется типовым уставом, к которому никто не имеет доступа
Коллективный  договор устанавливает партнерские  отношения между администрацией и профсоюзами Коллективный  договор носит формальный характер, что приводит к периодическим  столкновениям администрации с работниками
Разработка  четких правил внутреннего распорядка и их периодический пересмотр  с целью совершенствования режимов  труда и отдыха работников Использование типовых правил внутреннего распорядка и их периодическое ужесточение
Разработка  четких положений о подразделениях и должностных инструкций, регламентирующих должностные и информационные связи как между подразделениями, так и между сотрудниками Используемые  положения о подразделениях и  должностные инструкции не позволяют четко разграничить ответственность как между подразделениями, так и между сотрудниками
Использование четких приказов и распоряжений с  указанием состояния дел, намечаемых мероприятий с выделением необходимых ресурсов, сроков и ответственных Использование расплывчатых или противоречивых приказов и распоряжений с констатацией положения дел без четкого определения мероприятий и выделения ресурсов
Применение  системы контроля исполнения документов Отсутствие  системы контроля исполнения документов
Исключительное и редкое использование методов дисциплинарного воздействия Частое и  не всегда обоснованное использование методов дисциплинарного воздействия

      

Система мотивации для  студентов

Изучение  ситуации.

 

    Система мотивации студентов в РГУ  имени Канта на сегодняшний момент складывается из:

    1. Расписание занятий. 

( Если рассматривать  на примере 8-й группы, плюсами  расписания являются удачно поставленные  выходные дни, минусами – неравномерное  распределение нагрузки, позднее  окончание занятий в определенные  дни, неудобства для приезжих из городов области заключающиеся в слишком раннем начале занятий).

    2. Стипендии

( Плюсом является  наличие такого вида социальной  поддержки студентов, минусом  – небольшой размер этих выплат).

    3. Система студенческого управления

(студенты возлагают на себя определенную долю ответственности, участвуют в жизни университета и проявляют себя в различных областях).

     4. Творческие объединения студентов

( Плюсом является  формирование и развитие традиций, корпоративной культуры университета, творческих способностей студентов).

     5. Нормальные условия труда

( Эффективно  мотивируют к успешной учебной  деятельности).

     6. Современно оборудованная система  библиотек

( Плюс состоит  в том, что библиотеки оснащены  компьютерами, оборудованы новой  мебелью, имеют новейшие издания книг, что позволяет студентам успешно заниматься в внеурочное время ).

     7. Бассейн, принадлежащий университету 

( Позволяет осуществлять  совершенствование физического  состояния студентов в области  водного спорта).

     8. Физкультурно - Оздоровительный Комплекс (ФОК)

( Комплекс недавно  построен и оборудован по всем  государственным стандартам, а потому  занятия, проводящиеся в нем,  мотивируют студентов к выполнению  ими физической подготовки).

     В общей сложности, система мотивации  студентов на данный момент представляет собой сложную структуру, которая находится в стадии развития, улучшения. Используются основные методы мотивации, которые существуют продолжительное время, хотя даже некоторые из них не достаточно продуманы. С течением времени поколения меняются, становятся отличными от прежних их понятия и установки к учебе, отсюда следует, что система мотивации студентов должна меняться и приспосабливаться к новым веяниям времени.

Потребности и рекомендации.

 
  • Налаженная  система по обмену студентами с другими странами.

     Каждый  студент мечтает побывать в различных  зарубежных странах, получить практику иностранных языков, познакомиться с культурами этих стран. Но не у всех студентов есть на это средства. Обеспечение удовлетворения данных потребностей университетом будет являться отличным мотиватором к учёбе студентов. На данный момент система по обмену студентами существует, но она не отлажена и требует доработок. Студентам нужна возможность сдачи сессии досрочно, согласование данной проблемы с преподавателями.

     В дальнейшей перспективе желательно обеспечение бесплатными путёвками  студентов, особо отличившихся в  учебной деятельности.

  • Продолжить улучшение и оснащение современным оборудованием спортивные залы университета

     31 Января 2009 года в Калининграде открылся новый спорткомплекс РГУ имени Канта, чуть позже был построен корпус с бассейном. Эти корпуса оснащены современным оборудованием, инвентарём и т. д.

     Но  на данный момент в университете остаются без внимания другие спортивные залы университета (в корпусе на ул. Чернышевского, на ул. Университетской)

     Новые корпуса и залы резко повысили интерес студентов к физической культуре. Важно развивать данный интерес и продолжать мотивировать студентов, учащихся и в других зданиях  университета.

  • Льготы студентам на посещение различных культурных мероприятий (музеев, театров, кинотеатров, выставок)

     Посещение музеев, театров, выставок, экскурсий  сильно влияет на духовное развитие студентов.

     В интересах университета улучшать не только профессиональное образование студентов, но и расширять их кругозор в целом. Это поможет сделать из студентов грамотных специалистов, расширить багаж их знаний.

     Грамотное сотрудничество с музеями, театрами, галереями Калининграда позволит проявить интерес студентов к различным видам искусства. Одним из способов добиться этого может являться обеспечение льготами на посещение подобных мероприятий.

  • Создание единой электронной библиотеки

   На  данный момент в университете существует библиотека с печатными изданиями.

Информация о работе Разработка системы мотивации для студентов и преподавателей