Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:37, лекция
Вопросы организации производственного планирования на предприятии в условиях как плановой, так и рыночной экономики фактически одни и те же, изучались всегда, и прежде всего крупными предприятиями. На таких предприятиях без планирования работы производственных подразделений обойтись нельзя в принципе. Например, на лучших крупных предприятиях за рубежом производственные запасы в основных производственных цехах рассчитаны на 4-10 часов работы, т. е. вся цепочка цехов работает «с колес». Наличие минимальных запасов на предприятии предполагает, что производственное планирование должно быть исключительно четким.
Производственный (внутренний) бизнес-план в наиболее развернутом виде может включать следующие разделы (самостоятельные планы):
· План маркетинга и объем продаж;
· План технического
развития и совершенствования
· Технико-экономические нормы и нормативы;
· План материально-технического обеспечения производства;
· Труд и трудовые доходы работников;
· План капитальных вложений (инвестиций);
· Финансовый план: расчет себестоимости, расчет прибыли;
· Риски предприятия;
· План социального развития коллектива;
· Юридический план;
· План внешнеэкономической деятельности;
· План охраны природы.
Начинается разработка
производственного бизнес-
Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии
Бизнес-план может
быть подготовлен менеджером, предпринимателем,
фирмой, группой фирм. Если у менеджера
возникла идея освоить изготовление
нового продукта, оказать новую услугу
или просто новый метод организации
и управления производством (любая
инновация), он предлагает свою идею для
бизнес-плана. Если он собирается реализовывать
свою концепцию самостоятельно (как
самостоятельный
Фирмы, работающие в
стабильной ситуации и производящие
продукт для достаточно устойчивого
рынка при росте объемов
Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. Основу группы специалистов по разработке бизнес-плана составляют экономисты, статистики, системщики.
Бизнес-план оценивает
перспективную ситуацию как внутри
фирмы, так и вне ее. Он необходим
руководству фирмы для ориентации в условиях
акционерной собственности и, в определенной
мере, при создании обществ. Именно при
помощи бизнес-плана руководство фирмы
принимает решение, какая часть прибыли
остается в деле для накопления, а какая
- распределяется в форме дивидендов между
акционерами. Бизнес-план используется
при обосновании мероприятий по совершенствованию
и развитию организационно-
Следует отметить, что
бизнес-план активно помогает координировать
деятельность партнерских фирм, организовывать
совместное планирование развития групп
фирм, связанных кооперированием
и изготовлением одного или взаимодополняющих
продуктов. Либо изменение готового
продукта определяет необходимость
развития производства у фирм-партнеров,
изготавливающих в порядке
Как следует из характеристики
сущности планирования, продукт этой
деятельности - план - является, как
правило, и достаточно объективной
оценкой собственной
Соответствовать таким
задачам может только целевой, программный
документ, представляющий собой систему
расчетов, технико-экономических
Среди тех функций, которые выполняет этот плановый документ, можно выделить следующие:
- обоснование стратегии
и тактики хозяйственного
- планирование и
прогнозирование результатов
- привлечение инвесторов,
что особенно важно для
- расширение круга
предприятий-партнеров,
Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания: цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание предприятия; описание продукции и услуг; оценка возможностей предприятия - производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне; систему управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.
Главная целевая направленность
и отличительные черты бизнес-
Принципиально важным с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре всего планового документа и внутренней структуре его разделов.
Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных их разделов, в основном однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Зачастую структура их различается лишь по расположению разделов и форме их представления.
Наиболее распространенные на предприятиях формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе:
- титульный лист;
- резюме;
- меморандум конфиденциальности;
- описание предприятия и отрасли;
- анализ ранка сбыта;
- существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг;
- стратегию маркетинга;
- инвестиционный план;
- производственный план;
- организационный план;
- финансовый план;
- стратегию финансирования;
- оценку, анализ рисков и страхование;
- выводы;
- предложения.
Как любой другой документ,
бизнес-план начинается с титульного
листа, на котором отражены все исходные
реквизиты предлагаемого
В отдельных случаях,
по желанию разработчика бизнес-плана,
составляется либо так называемая вводная
часть, либо резюме. Суть этой части
бизнес-плана состоит, вне зависимости
от ее формы, в том, чтобы в сжатом
виде, убедительно и четко
Учитывая, что именно резюме по определению должно сформировать возможную однозначную оценку проекта, его содержание и строение должны быть простыми, без применения специальных терминов, характерных для данной сферы деятельности.