Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:28, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть и охарактеризовать основные виды менеджмента, свойственные современным организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них.
Введение
1. Классификация и общая характеристика видов менеджмента
2. Анализ состава видов менеджмента
3. Управление по целям
4. Управление по программе
5.Управление по результатам
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время национально-культурные особенности управления и их научное сравнение в рамках сравнительного менеджмента только получает свое развитие на фоне широкомасштабных интеграционных процессов в Европе, Азии и Северной Америки. Выделены и описаны американский и японский виды менеджмента, формируется сравнительный менеджмент, в начале своего развития находится научная концепция русского менеджмента.
В современном периоде
представляется более целесообразным
пренебречь связью стилей управления
и национально-культурными
2) Целями управления могут быть, например, преодоление экономического кризиса предприятия и его последствий (антикризисный менеджмент), обеспечение взаимовыгодности бизнеса контрагентов (интерактивный менеджмент), обеспечение развития потенциала сотрудников (коучинг) и др. Цели управления определяются субъектом управления. По этой причине можно было бы говорить о необходимость включения критерия «Цель управления» на второй уровень классификации по субъекту управления. Это не сделано потому, что соотношение целей и субъектов управления имеет матричный характер. Каждый из субъектов управления волен свободно выбирать ту цель или тот спектр целей управления, которые поставлены на определенном этапе развития бизнеса.
Среди критериев
классификации видов
По характеру
Целый спектр современных видов менеджмента нацелен на отдельные личности: персонифицированное управление, сэлф-менеджмент (самоменеджмент), управление клиентами и др. Группы лиц являются объектами управления в общем менеджменте, социальном управлении, управлении кадрами, управлении командой и пр. Неодушевленные предметы - объекты управления представлены в практике современного менеджмента предметами труда, орудиями труда, прочим имуществом, обеспечивающими ресурсами (финансовыми и информационными). Особо следует отметить бурную дифференциацию объектов этого уровня в рамках информационных ресурсов: управляют базами данных, данными, контентами сайтов, списками адресов, рабочим столом компьютера, жизненным циклом информации, памятью, сетями, и пр. Очевидно, что в ближайшее время такая же участь ожидает все ресурсы, на которые будет направлено инновационная технология будущего.
Довольно широк спектр видов менеджмента, направленный на нематериальные предметы. Наиболее динамично развиваются виды менеджмента, связанные с человеческими ресурсами. Это, например, управление конфликтами, управление здоровьем, управление стрессом, гневом, идеями, талантами. Общей тенденцией в этом направлении является сближение с личностью сотрудников, позитивной влияние на потенциал исполнителей и руководителей. В этом направлении ожидается еще большая дифференциация. Иными нематериальными объектами управления являются цели, безопасность и др.
Третьей подгруппой
объектов управления являются объекты
видов менеджмента, в которых трудно отделить
предмет и процесс друг от друга. Это относится
к тем случаям, когда предмет, как объект
управления, в своем состоянии связан
с развитием процесса, а потому управление
процессом, связанным с предметом, становится
неотъемлемой частью вида менеджмента.
Например, к таким видам менеджмента можно
отнести управление персоналом, рабочей
силой, трудом, человеческими ресурсами,
фокус-группой. В работе с так называемыми
неодушевленными предметами имеется столь
же жесткая взаимосвязь, например, это
относится к работе с материальными ресурсами:
интегральному менеджменту (в качестве),
логистике, материальному менеджменту,
управлению запасами, отходами, ресурсами,
фасилити-менеджменту, управлению недвижимостью
и др. Аналогичная картина наблюдается
и при работе с финансовыми ресурсами:
доверительное управление, управление
дебиторской задолженностью, денежными
средствами, заработной платой, затратами,
инвестиционным портфелем, оборотных
капиталом, расходами, стоимостью проекта
и др. Можно говорить о наличии связи процессов
и с информационными ресурсами, а так же
с орудиями труда. Нематериальные предметы,
как объекты управления, так же часто бывают
неотделимы от процессов, с ними связанными.
Такими вопросами занимается менеджмент
обнаружения и исправления ошибок, менеджмент
времени, менеджмент знаний (управление
знаниями) и др.
Целый спектр объектов управления состоит из неотделимых друг от друга процессов, материальных и нематериальных предметов. Таковыми являются все социально-экономические системы, а следовательно, организации, предприятия, объединения, государственными органы. Такие объекты рассматриваются в административном менеджменте, государственном управлении, инновационном менеджменте, корпоративном управлении, менеджменте организации, управлении экономикой и др. Таким образом, критерий объекта управления имеет структурированную иерархию, где процесс и предмет, как объекты управления, являются критериями двухмерного пространства классификации.
Третье измерение в классификацию объектов управления вносит масштаб объектов управления. Управление может быть направлено на отдельные объекты (сэлф-менеджмент и др.) или на группы объектов (корпоративное управление, управление организацией), а так же на взаимосвязанные объекты (отрасли, территории, системы различного характера и различной природы).
Отраслевое выделение видов менеджмента типично не только для России, но и для практики всех стран мира: менеджмент различных отраслей деятельности общепризнан. Развивается менеджмент в электронике и менеджмент ресторанного бизнеса, библиотечно-информационной деятельности, менеджмент средств массовой информации, управление торговлей и аграрным производством, управление машиностроением и управление строительством, управление издательским делом и учебными учреждениями, театрами, музеями, школами и т.п.
Территориальный разрез объектов управления представлен такими видами менеджмента, как менеджмент региональной экономики, муниципальное управление, территориальное управление и др.
В итоге имеем трехмерное пространство классификации объектов управления, находящихся в разрезах классификаций по субъекту, технологии, стилю, цели управления, влияния на них национально-культурных особенностей.
Характеристика
- объект управления и цель управления (например, коучинг),
- субъект и объект управления (например, сэлф-менеджмент),
- стиль управления
и технология процесса
Учитывая, как отмечено выше, что критерии «Субъект управления» и «Цель управления», а так же « Национально-культурные особенности управления» и «Стиль управления» имеют однозначную логическую связь, следует рассмотреть возможные направления интеграции критериев классификации видов менеджмента, используемых в экономике.
Взаимосвязь критериев классификации видов менеджмента, демонстрируемая в процессе управления: субъект управления оказывает влияние на выбор и реализацию технологии, стиля и цели управления, технология управления испытывает на себе влияние отдельных своих составляющих, а так же стиля и национально-культурных особенностей управления, национально-культурные особенности управления оказывают воздействие на выбор цели управления.
При формировании видов менеджмента, используемых в экономике, имеются группы, объединяющие различные уровни объектов управления :
1. Процессы: процесс и конкретный вид деятельности,
2. Процессы-предметы:
процесс, как объект
3. Процесс - предмет - масштаб охвата:
- смешанный объект управления (предмет и процесс) и отрасль деятельности (Коммунальное управление и др.),
- смешанный объект
управления (предмет-процесс) и группа
объектов критерия масштаба
- смешанный объект управления (предмет-процесс) и территория критерия масштаба охвата (Менеджмент региональной экономики и др.).
Наиболее часто вопросы интеграции менеджмента в научной литературе рассматриваются в контексте процесса управления. Отмечает дуализм управления, связанный с дифференциацией и интеграцией управления. Как показало проведенное исследование, процессы интеграции менеджмента, ведутся как в направлении объединения различных составляющих управленческой деятельности, так и в направлении анализа и синтеза объектов управления. Понятие интегрированного менеджмента все прочнее входит в практику работы и, зачастую, является необходимым качеством любого вида менеджмента. А логистика и фасилити-менеджмент представляют собой чрезвычайно интегрированные сферы деятельности по объектам управления, связи субъектов управления, участвующих в процессе руководства, и используемым технологиям управления.
В целом, проведенное исследование показало, что процессы интеграции менеджмента ведутся как в направлении объединения различных составляющих управленческой деятельности (объект, субъект, технология управления, цель, стиль), так и в направлении анализа и синтеза объектов управления. Понятие интегрированного менеджмента все прочнее входит в практику работы и, зачастую, является необходимым качеством любого вида менеджмента.
3.Управление по целям
Основные идеи и концепции, разработанны П. Друкером (ПитерФердинанд Друкер (Peter Ferdinand Drucker) является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления. Его работы широко известны в мире. Питер Фердинанд Друкер--знаменитый писатель, консультант и теоретик в области менеджмента. Друкер считал что: «Умение принимать верные решения -- самый важный навык для всех уровней менеджмента». Друкер также выделил 3 основополагающие функции менеджера:
1) управление бизнесом;
2) управление менеджерами;
3) управление работниками.
Третьим важным выводом было определение бизнеса, как фирмы, включающее 3 понятия. Во-первых, как «бизнеса», то есть экономического института, образованного для создания продукции, удовлетворяющей запросы рынка, клиентов фирмы. Во-вторых, как гуманитарной и социальной «организации», нанимающей людей и обязующейся платить им за труд. В-третьих, как «социального института», интегрированного в общество и потому подверженного влиянию общественных интересов. Главным в первых книгах Друкера является попытка представить управление в виде систематизированной суммы знаний, то есть новой научной дисциплины. Друкер сделал вывод, что успехи ведущих корпораций США связаны с использованием одних и тех же приемов эффективного руководства бизнесом. К ним ученый относил децентрализацию принятия оперативных решений, оптимизацию численности управленческого персонала, «обогащение» труда, четкое осознание своей принадлежности к конкретному бизнесу. Наиболее существенным вкладом ученого в теорию менеджмента считается анализ самых важных из подобных методов, позволивший ему разработать концепцию «управления по целям».
Центральная идея данной концепции - в множественности целей организации (не только традиционная максимизация прибыли, но и нацеленность на долгосрочный успех). Задача рационального менеджера состоит в сбалансировании различных целей организации. Определенность целей для каждой сферы управленческой деятельности позволяет: во-первых, объяснять весь спектр хозяйственных явлений в нескольких обобщающих формулировках; во-вторых, проводить проверку этих суждений на практике; в-третьих, предсказывать поведение фирмы; в-четвертых, проверять разумность решений в процессе их принятия, а не после их реализации; в-пятых, улучшать будущую деятельность на основе анализа прошлого опыта. Использование механизма управления по целям как метода повышения эффективности организации позволяет объединить планирование и контроль, повысить вовлеченность руководителей всех уровней в процесс выработки целей и стимулирует процессы обратной связи. Другим важным достоинством этой концепции является соединение задач, стоящих перед отдельным менеджером, с общими целями фирмы. Управление по целям, таким образом, предполагает, что руководство организацией является функцией группы менеджеров, а не исключительной привилегией одного человека. Поскольку составной частью управления по целям является широкое участие в нем нижестоящих работников, высшие менеджеры должны поддерживать сотрудничество с ними и их участие в выработке решений. Друкер определил набор целей, определяющих долгосрочный успех, в который входят совершенствование положения компании на рынке, производительности труда, показателей прибыльности, инновационной активности, физических и финансовых ресурсов, деятельности менеджеров и развития их способностей, деятельности работников и отношения их к труду,