Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 17:21, контрольная работа
Цель контрольной работы:
- изучить основные виды разделения управленческого труда.
ВВЕДЕНИЕ 3
Функциональное разделение труда 4
Структурное разделение труда 5
Вертикальное разделение труда 5
Горизонтальное разделение труда 8
3. Технологическое и
проффесионально-квалификационное разделение труда 10
Заключение..... 13
Список литературы 14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
3. Технологическое и
проффесионально-
Заключение..... 13
Список
литературы 14
ВВЕДЕНИЕ
Принцип
разделения труда - это базовый принцип
организации, в основе которого -невозможность
одинаково эффективного выполнения
одним человеком комплекса
В ходе социальной эволюции происходит группировка видов труда, соотносимая с определенными потребностями людей и групп. Такие же процессы происходят не только на уровне всей человеческой общности, но и в менее крупных образованиях - этносах, государствах, социальных группах, организациях.
Одна
из проблем менеджмента —
Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно, в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами.
Цель контрольной работы:
- изучить основные
виды разделения
Содержанием труда менеджеров являются функции, представляющие собой однородные виды работ, связанных с планированием, организовыванием, мотивированием, контролем и пр. Все эти функции, в силу того, что они составляют содержание процесса управления, называют общими. Однако они требуют специальных знаний и профессионалы, выполняющие их, должны быть знакомы с методами решения соответствующих задач. Менеджеры, специализирующиеся на выполнении функций управления
В крупных организациях, где управленческий труд специализирован, можно встретить менеджеров, выполняющих ту или иную функцию управления. Одни из них отвечают за функцию планирования и несут ответственность за систему планов, в соответствии с которыми функционирует организация.
В практике отечественных предприятий их называют плановиками, хотя в процессе планирования принимают участие другие менеджеры, например руководство организации, разрабатывающее планы стратегического развития.
Аналогично этому другие менеджеры специализируются на выполнении функций, связанных с организацией труда, производства и управления, с контролем, а также с разработкой систем стимулирования, направленных на усиление мотивации работников организации1.
Общие (линейные) менеджеры
Функциональное разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. Этих менеджеров называют общими (general manager), и их главная задача состоит в обеспечении целостности функционирования организации.
Поэтому
общий менеджер - это руководитель
предприятия в целом или
В их задачи входит: выработка видения будущего, то есть картины того, какой должна быть организация в перспективе и как этого можно достичь; развитие потенциала организации и людей, работающих в ней; принятие необходимых действий для достижения поставленных целей.
В
соответствии с этим общие менеджеры
концентрируют свое внимание на формировании
и сохранении ценностей организации, на
определении стратегических целей и направлений
развития, на организации работы и распределении
ресурсов, на контроле за ходом реализации
планов2.
1 Мильнер, Б.З. Теория организации. - М.: Инфра-М, 2008. - С. 64.
2 Ермаков,
В.В. Менеджмент организации. - М.: МОДЭК,
2007. - С. 44.
2.
СТРУКТУРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ
ТРУДА
Существует два подхода к структурному разделению труда.
Структурное
разделение труда строится исходя из
таких характеристик
Таблица 2.1. Структурное разделение труда менеджеров в организации
Вертикальное
разделение труда |
Горизонтальное разделение труда по функциональным подсистемам | ||||
По уровням управления | Маркетинг | Производство | Персонал | Инновации | Финансы |
1. Высший | |||||
2. Средний | |||||
3. Первый |
Вертикальное
разделение труда построено на выделении
трех уровней управления: высшего, среднего
и первого; горизонтальное - на структурном
построении организации как системы,
в составе которой кроме
Этот вид разделения труда менеджеров отражает иерархичность построения структуры управления и является основополагающим для современных организаций.
1 Сухов, В.Д. Основы менеджмента: практикум. - М.: Академия, 2009. - С. 74.
Как следует
из таблицы 2.1, оно предполагает выделение
специалистов трех уровней: высшего, среднего
и первого.
Менеджеры
высшего уровня (топ-менеджеры) - это
люди, занимающие ключевые позиции
в организации: менеджеры-собственники,
генеральный директор или президент,
члены совета директоров и аппарат
управления организацией в целом (центральный
штаб). Их главная задача состоит
в обеспечении оптимальной
Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организации (такие, например, как крупные инвестиции в новый производственный процесс, слияние с другой фирмой, закрытие филиала, разработка нового продукта и пр.). Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегического и перспективного развития, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием решений, принимаемых в условиях большой неопределенности и недостаточной информации.
В последнее время во всем мире наблюдается тенденция к снижению численности аппарата топ-менеджеров. Результаты обследования 89 многонациональных компаний показали, что 85% из них в 1990-е годы по крайней мере один раз осуществили реорганизацию своих штаб-квартир. В половине случаев это привело к сокращению центрального аппарата и переводу освободившихся специалистов на средний уровень.
В исследовании, проведенном. Ашридским центром стратегического менеджмента (Великобритания),
2Шеметов,
П.В. Теория организации. - М.: Омега-Л, 2010.
- С. 93.
было установлено различие подходов компаний к роли своих штаб-квартир. Это зависит от того значения, которое придается трем главным функциям, выполняемым топ-менеджерами центральных аппаратов: во-первых, сохранению и поддержанию целостности компании, во-вторых, разработке ее политики и стратегии, в-третьих, расширению услуг, обеспечивающих экономию за счет роста объемов. В разных компаниях они играют неодинаковую роль, и этот факт оказывает существенное влияние на численность аппарата высших менеджеров.
Под влиянием изменений, происходящих в экономике и социальном развитии общества, менеджеры высшего уровня меняют приоритетные направления своей деятельности. Так, опрос, про - веденный в компаниях 20 разных стран, показал, что в ближайшем будущем их усилия будут направлены в первую очередь на:
Менеджеры
среднего уровня - это управленческий
персонал, который в соответствии
со своим названием выполняет двойственную
функцию, выступая в качестве исполнителя
по отношению к менеджменту высшего уровня
и играя руководящую роль для менеджеров
первого уровня. Обычно к среднему уровню
относят менеджеров, возглавляющих структурные
подразделения, отделения и отделы организации,
а также занимающих должности заместителей
руководителей, менеджеров отделов маркетинга,
производства, по продажам и т.д. В крупных
организациях может быть несколько уровней
среднего менеджмента, и это дает основание
для разделения менеджеров среднего уровня
на несколько «слоев». К высшему слою относят
тех, кто направляет деятельность менеджеров
следующих, находящихся ниже, слоев с целью
доведения до них стратегии и политики
высшего руководства компании и оказания
помощи по руководству оперативной деятельностью.
Менеджеры среднего уровня, находящиеся
в самом низу, работают в тесном контакте
с менеджерами первого уровня и исполнителями.
Один из возможных вариантов такого разделения
труда показан на рисунке 2.1., где средний
уровень представлен двумя слоями.
Менеджеры
среднего уровня являются проводниками
политики организации и в то же
время осуществляют прямое руководство
выполнением процессов и