Разделение труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы:

- изучить основные виды разделения управленческого труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Функциональное разделение труда 4
Структурное разделение труда 5


Вертикальное разделение труда 5
Горизонтальное разделение труда 8
3. Технологическое и

проффесионально-квалификационное разделение труда 10

Заключение..... 13

Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 51.18 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Функциональное разделение труда 4
  2. Структурное разделение труда 5
 
  1. Вертикальное  разделение труда 5
  2. Горизонтальное разделение труда 8

3. Технологическое и

проффесионально-квалификационное разделение труда 10

Заключение..... 13

Список  литературы 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Принцип разделения труда - это базовый принцип  организации, в основе которого -невозможность  одинаково эффективного выполнения одним человеком комплекса разнородных видов деятельности. С другой стороны, этот принцип - отражение многообразия потребностей отдельных индивидов и общества в целом.

    В ходе социальной эволюции происходит группировка видов труда, соотносимая  с определенными потребностями  людей и групп. Такие же процессы происходят не только на уровне всей человеческой общности, но и в менее крупных  образованиях - этносах, государствах, социальных группах, организациях.

    Одна  из проблем менеджмента — повышение  результативности труда управляющих. Решается эта проблема, прежде всего  на основе разделения труда менеджеров, то есть специализации управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничении полномочий, прав и ответственности.

    Разделение  основывается на формировании групп  работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно, в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами.

    Цель контрольной  работы:

    - изучить основные  виды разделения управленческого  труда. 
     
     
     
     
     
     

  1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ  РАЗДЕЛЕНИЕ
 

Содержанием труда менеджеров являются функции, представляющие собой однородные виды работ, связанных с планированием, организовыванием, мотивированием, контролем и пр. Все эти функции, в силу того, что они составляют содержание процесса управления, называют общими. Однако они требуют специальных знаний и профессионалы, выполняющие их, должны быть знакомы с методами решения соответствующих задач. Менеджеры, специализирующиеся на выполнении функций управления

    В крупных организациях, где управленческий труд специализирован, можно встретить менеджеров, выполняющих ту или иную функцию управления. Одни из них отвечают за функцию планирования и несут ответственность за систему планов, в соответствии с которыми функционирует организация.

    В практике отечественных предприятий  их называют плановиками, хотя в процессе планирования принимают участие  другие менеджеры, например руководство  организации, разрабатывающее планы стратегического развития.

    Аналогично  этому другие менеджеры специализируются на выполнении функций, связанных с  организацией труда, производства и  управления, с контролем, а также  с разработкой систем стимулирования, направленных на усиление мотивации работников организации1.

Общие (линейные) менеджеры

    Функциональное  разделение труда предполагает выделение  из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. Этих менеджеров называют общими (general manager), и их главная задача состоит в обеспечении целостности функционирования организации.

    Поэтому общий менеджер - это руководитель предприятия в целом или руководители отдельных частей предприятия, осуществляющие интеграцию работы функциональных менеджеров и специалистов.

    В их задачи входит: выработка видения  будущего, то есть картины того, какой  должна быть организация в перспективе  и как этого можно достичь; развитие потенциала организации и  людей, работающих в ней; принятие необходимых  действий для достижения поставленных целей.

    В соответствии с этим общие менеджеры  концентрируют свое внимание на формировании и сохранении ценностей организации, на определении стратегических целей и направлений развития, на организации работы и распределении ресурсов, на контроле за ходом реализации планов2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Мильнер, Б.З. Теория организации. - М.: Инфра-М, 2008. - С. 64.

2 Ермаков, В.В. Менеджмент организации. - М.: МОДЭК, 2007. - С. 44. 

2. СТРУКТУРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ  ТРУДА 

    Существует  два подхода к структурному разделению труда.

    Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная принадлежность. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить два подхода, составляющих основу структурного разделения труда менеджеров по вертикали и по горизонтали1. 

Таблица 2.1. Структурное разделение труда менеджеров в организации

Вертикальное

разделение

труда

Горизонтальное  разделение труда по функциональным подсистемам
По    уровням управления Маркетинг Производство Персонал Инновации Финансы
1. Высший          
2. Средний          
3. Первый          
 

    Вертикальное  разделение труда построено на выделении  трех уровней управления: высшего, среднего и первого; горизонтальное - на структурном  построении организации как системы, в составе которой кроме собственно производства могут быть подсистемы, специализирующиеся на маркетинге, инновациях, финансах, персонале и т.д. (табл. 2.1). 

    1. Вертикальное  разделение труда
 

Этот  вид разделения труда менеджеров отражает иерархичность построения структуры управления и является основополагающим для современных организаций.

 1 Сухов, В.Д. Основы менеджмента: практикум. - М.: Академия, 2009. - С. 74.

Как следует из таблицы 2.1, оно предполагает выделение специалистов трех уровней: высшего, среднего и первого. 

    Менеджеры высшего уровня (топ-менеджеры) - это  люди, занимающие ключевые позиции  в организации: менеджеры-собственники, генеральный директор или президент, члены совета директоров и аппарат  управления организацией в целом (центральный  штаб). Их главная задача состоит  в обеспечении оптимальной системы  взаимоотношений с внешней средой, при которой организация может  успешно работать и конкурировать. Поэтому главное в деятельности топ-менеджеров - это разработка стратегии  долгосрочного развития, в которой устанавливаются цели и задачи организации, необходимые для их достижения ресурсы и способы продвижения на рынке2.

    Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организации (такие, например, как крупные инвестиции в новый  производственный процесс, слияние  с другой фирмой, закрытие филиала, разработка нового продукта и пр.). Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегического и перспективного развития, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием решений, принимаемых в условиях большой неопределенности и недостаточной информации.

    В последнее время во всем мире наблюдается  тенденция к снижению численности  аппарата топ-менеджеров. Результаты обследования 89 многонациональных компаний показали, что 85% из них в 1990-е годы по крайней мере один раз осуществили реорганизацию своих штаб-квартир. В половине случаев это привело к сокращению центрального аппарата и переводу освободившихся специалистов на средний уровень.

В исследовании, проведенном. Ашридским центром стратегического менеджмента (Великобритания),

2Шеметов, П.В. Теория организации. - М.: Омега-Л, 2010. - С. 93. 

    было  установлено различие подходов компаний к роли своих штаб-квартир. Это зависит от того значения, которое придается трем главным функциям, выполняемым топ-менеджерами центральных аппаратов: во-первых, сохранению и поддержанию целостности компании, во-вторых, разработке ее политики и стратегии, в-третьих, расширению услуг, обеспечивающих экономию за счет роста объемов. В разных компаниях они играют неодинаковую роль, и этот факт оказывает существенное влияние на численность аппарата высших менеджеров.

    Под влиянием изменений, происходящих в  экономике и социальном развитии общества, менеджеры высшего уровня меняют приоритетные направления своей деятельности. Так, опрос, про - веденный в компаниях 20 разных стран, показал, что в ближайшем будущем их усилия будут направлены в первую очередь на:

  • формулирование долгосрочных стратегий развития;
  • управление человеческими ресурсами организации;
  • маркетинг и продажи;
  • переговоры и разрешение конфликтов;
  • установление отношений с другими участниками рынка.

    Менеджеры среднего уровня - это управленческий персонал, который в соответствии со своим названием выполняет двойственную функцию, выступая в качестве исполнителя по отношению к менеджменту высшего уровня и играя руководящую роль для менеджеров первого уровня. Обычно к среднему уровню относят менеджеров, возглавляющих структурные подразделения, отделения и отделы организации, а также занимающих должности заместителей руководителей, менеджеров отделов маркетинга, производства, по продажам и т.д. В крупных организациях может быть несколько уровней среднего менеджмента, и это дает основание для разделения менеджеров среднего уровня на несколько «слоев». К высшему слою относят тех, кто направляет деятельность менеджеров следующих, находящихся ниже, слоев с целью доведения до них стратегии и политики высшего руководства компании и оказания помощи по руководству оперативной деятельностью. Менеджеры среднего уровня, находящиеся в самом низу, работают в тесном контакте с менеджерами первого уровня и исполнителями. Один из возможных вариантов такого разделения труда показан на рисунке 2.1., где средний уровень представлен двумя слоями. 

    Менеджеры среднего уровня являются проводниками политики организации и в то же время осуществляют прямое руководство  выполнением процессов и операций. К числу наиболее важных работ, которые  они выполняют, относятся следующие:

  • руководство и контроль за ходом работ;
  • принятие оперативных решений;
  • передача информации сверху вниз и снизу вверх;
  • планирование работ;
  • организация работ;
  • мотивирование работников;
  • поддержание внутренних и внешних контактов;
  • составление отчетов.

Информация о работе Разделение труда