Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:38, реферат
Сможете ли вы быть менеджером? Для большинства людей управленческая позиция в организации — позитивный и к тому же перспективный шаг вверх по карьерной лестнице. И действительно, в жизни менеджера много привлекательного. Однако немало в ней и проблем, и далеко не каждому человеку работа менеджера оказывается в радость. Вот несколько аспектов, над которыми мы советуем поразмыслить всем, кто завтра собирается стать менеджером.
Содержание и особенности управленческого труда.
Уровни разделения руда менеджеров.
Требования к современным менеджерам.
Управленческие роли менеджеров.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА МЕНЕДЖЕРОВ
Существенное влияние на деятельность менеджеров оказывает их положение в горизонтальной плоскости. Функциональные менеджеры отвечают за работу отделов, выполняющих одну из необходимых для деятельности организации функций, все сотрудники которых обладают схожими навыками и опытом. К числу функциональных отделов относятся отдел рекламы, отдел продаж, отдел человеческих ресурсов, производственный отдел, финансовый отдел и бухгалтерия. Линейные менеджеры несут ответственность за деятельность производственного и маркетингового отделов, выпускающих и продающих товары или услуги. Отдельно можно выделить финансовых менеджеров и менеджеров по человеческим ресурсам, функции которых состоят в обеспечении деятельности линейных отделов.
Генеральные менеджеры отвечают сразу за несколько отделов, выполняющих различные функции. Например, генеральный менеджер самостоятельного подразделения несет ответственность за результаты деятельности всех функционирующих в нем отделов. Обязанности генеральных менеджеров во многом схожи с функциями менеджеров проектов, так как им приходится координировать работу сотрудников самых разных отделов.
3.
Управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности. Сегодня ни одна организация не может добиться своих целей, если она плохо управляема. Высокая эффективность (экономическая или социальная) достигается только посредством управления, за успешность которого отвечает руководитель, следовательно, успех организации напрямую зависит от него.
ИНТЕРЕСНО:
В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.
Для сравнения квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:
понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;
способность
разбираться в современной
ораторские способности и умение выражать мысли;
владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;
способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;
способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.
К менеджеру, в первую очередь, предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности. В нем должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора, выполняющего административные функции. Сейчас на первое место выдвигаются самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Можно быть прекрасным специалистом в своей отрасли и никудышным менеджером.
В условиях рыночной экономики к менеджерам предъявляются следующие требования:
Деятельность менеджера никак не укладывается в одну плоскость и требует от индивида обладания широким спектром навыков, которые можно объединить в три категории: концептуальные, человеческие и технические. Степень их необходимости варьируется в зависимости от положения менеджера на служебной лестнице. Но независимо от занимаемой должности эффективный руководитель должен обладать всеми тремя основными видами навыков.
Рисунок 2 – Взаимосвязь навыков менеджера
и уровней менеджмента
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Концептуальные навыки — это познавательные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязь ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и способности к планированию. Менеджер должен представлять себе роль каждого отдела в организации, положение компании в отрасли, в обществе и более широкой деловой и социальной среде. Это, помимо всего прочего, предполагает и способности индивида к стратегическому мышлению, т. е. оценке долгосрочных перспектив организации.
Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, но особое значение они имеют для руководителей высших уровней, они должны уметь схватывать суть каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие ее факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий.
К примеру, недавние стратегические изменения в Gепеrа1 Е1есtric отражают концептуальные навыки Джеффри Иммельта. Иммельт переделывает GЕ, заставляя масштабно думать о перспективных товарах и услугах, которые в будущем потребуются людям по всему миру. Иммельт подталкивает компанию к росту при помощи серьезных инвестиций в фундаментальные научные и технологические исследования, изучает потребности развивающихся стран и проводит структурные и культурные изменения, которые фокусируют внимание GЕ на создании инновационных товаров и услуг, призванных удовлетворить меняющиеся потребности клиентов.
По мере того как менеджер продвигается на верхние уровни иерархии организации, он должен уделять все больше внимания развитию концептуальных навыков.
НАВЫКИ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
Под навыками работы с персоналом понимают способности менеджера работы с людьми или при их непосредственном участии, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющееся в том, как должностное лицо относится к сотрудникам (мотивирует, содействует их деятельности и координирует ее, подает пример, общается и разрешает конфликты).
Обладающий развитыми навыками работы с персоналом менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации. Такой менеджер уважает других людей и пользуется взаимностью.
Хитер Коин, управляющая рестораном, обладает замечательными навыками работы с персоналом. Коин придает мотивации и похвале своих сотрудников огромное значение. «Я действительно стараюсь найти для этого подходящие моменты, так как это довольно трудно, — говорит она. — Вы, конечно, можете спокойно жить, не делая ничего подобного. Вы сознательно должны принять такое решение [продемонстрировать благодарность]».
Роль навыков работы с персоналом постоянно возрастает, чему способствуют и глобализация, и возрастание степени многообразия рабочей силы, и неопределенность, и конкуренция за высококвалифицированных работников. В прошлом многие руководители высшего звена могли работать без хороших навыков обращения с людьми, но больше такое невозможно. Сегодня работники, советы директоров, клиенты и общественность требуют, чтобы топ-менеджеры демонстрировали свою способность вызывать уважение, лояльность и даже восхищение, а не страх.
Навыки работы с персоналом важны для менеджеров всех уровней, и особенно для тех, кто каждый день работает с людьми. Хорошие сотрудники часто уходят из организаций по вине непосредственных начальников, не умеющих проявить уважение и участие.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Технические навыки — это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, т. е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы.
Владение менеджера техническими навыками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области. Наиболее важную роль играют технические навыки на низших организационных уровнях.
Многие работники получают свою первую управленческую должность (т. е. становятся менеджерами) прежде всего благодаря навыкам в технической области. Однако по мере продвижения по ступенькам иерархии потребность в них уменьшается, а значение навыков работы с персоналом и концептуальных навыков возрастает.
Например, за семь лет работы в должности инженера-технолога компании Воеng Брюс Моравек выработал высочайшие технические навыки в своей области. Но когда ему было поручено возглавить команду специалистов, разрабатывавших новый фюзеляж для «Воеng 757», Моравек, занимавшийся совсем другими элементами конструкции самолета, понял, что уважения и доверия он добьется только благодаря навыкам работы с персоналом.
4.
Обязанности менеджеров столь разнообразны, что для их подробного описания был проведен целый ряд исследований. Лучше других на вопросы о повседневной деятельности менеджеров отвечает Генри Минцберг. Ученый многие месяцы буквально следовал по пятам за участвовавшими в исследовании менеджерами, фиксируя все выполняемые ими дела. Г. Минцберг выделил три основные характеристики управленческой деятельности и десять основных исполняемых менеджерами ролей. Он делит их на три больших класса: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.
Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Именно из них, взятых вместе, складывается объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает.
Классификация ролей руководителя по Минцбергу дает представление о той работе, которую выполняет менеджер. Эта классификация дополняется еще рядом функций, которые в обязательном порядке выполняет любой руководитель в любой организации. Эти функции следующие: планирование, организация, мотивация и контроль.
Информационные роли
Информационные роли описывают виды управленческой деятельности, направленные на создание и развитие информационной сети. У генеральных менеджеров 75% рабочего времени уходит на разговоры с другими людьми.
Роль наблюдателя предполагает получение менеджером текущей информации из множества источников: от руководителей, коллег и подчиненных, средств массовой информации, внешних субъектов.
Роли проводника и оратора представляют собой прямую противоположность роли наблюдателя, так как, исполняя их, менеджер передает текущую информацию другим людям в организации и за ее пределами.