Работа предприятия на фондовом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов – потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.

Содержание

ведение 3
Государственные ценные бумаги. ОВВЗ 6
Мировые и российские фондовые индексы: краткая характеристика 11
Принципы построения фондовых индексов 11
Модели фондовых индексов 14
Мировые и российские фондовые индексы 20
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 1 30

Работа содержит 1 файл

Готовая работа.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

Государственные ценные бумаги. ОВВЗ 6

Мировые и российские фондовые индексы: краткая  характеристика 11

    Принципы  построения фондовых индексов 11

    Модели  фондовых индексов 14

    Мировые и российские фондовые индексы 20

Заключение 28

Список литературы 29

Приложение 1 30

ВВЕДЕНИЕ 

     В современной рыночной экономике  одним из основных эмитентов  ценных бумаг, как известно, становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всём мире централизованный выпуск  ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане  более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или  иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих  потребностям  и запросам различных инвесторов – потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.

     В распространении и обращении  государственных ценных бумаг  значительную роль играют коммерческие банки, приобретающие  и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих  мест среди держателей  рассматриваемых бумаг (так, в США в конце 80-х годов коммерческие банки были держателями рыночных ценных бумаг федерального правительства на сумму примерно 200 млрд. долл., что составляет около 10% общего объёма выпущенных в обращение бумаг). Ещё более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит значительно большое количество государственных ценных бумаг, нежели аккумулируемое ими как держателями.

     Государственные ценные бумаги  принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах  и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.

     К числу государственных ценных бумаг, принятых  в мировой практике, относятся следующие.

  1. Казначейские векселя – краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).
  2. Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны – казначейские  обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.
  3. Долгосрочные  казначейские обязательства – со сроком погашения до десяти и более лет; по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т.е. за несколько лет до официального срока погашения.
  4. Государственные (казначейские) облигации – по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным  казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются). Отдельные виды государственных облигаций, в частности, сберегательные  облигации, могут распространяться на нерыночной основе.
  5. Особые виды нерыночных государственных ценных бумаг  в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти.

     В последние годы стал быстро развиваться  российский рынок государственных ценных бумаг. В этой связи стоит ещё раз напомнить об оригинальной версии  государственных ценных бумаг в виде принудительного распределявшихся в СССР облигаций государственных займов, а также о нелегальном рынке подобных облигаций, на котором они скупались за бесценок.

     Впрочем, ближе к собственно рынку государственных  ценных бумаг   
“подходили” облигации “золотого” займа, не только продававшиеся, но и покупавшиеся сберегательными банками. Понятно, что нынешняя инфляция подорвала основы этого феномена, унаследованного от советской системы. Кстати сказать, официальные цены на государственные ценные бумаги назначались госорганами в виде не только цен продажи, но и цене скупки (облигации) и выкупа товарных инвестиционных займов.

     Некое подобие рынка государственных ценных бумаг  возникло в связи с созданием вторичного рынка купли-продажи приватизационных чеков – “ваучеров”. Цена первичного рынка – 10 тыс. руб. за “ваучер”, учитывая и то, что не взималась с приобретателей этой своеобразной ценной бумаги, оказалась весьма условной. А вот вторичные рынки продемонстрировали применительно к  этому виду государственных ценных бумаг  возможность действия рыночного механизма ценообразования.

     “Ваучеризация”  ознаменовала начало реального процесса становления российского рынка государственных ценных бумаг, сопровождавшегося  некоторыми трудностями. Сегодня наблюдается  довольно быстрое расширение ёмкости этого рынка, т.е. объёма проводимых на нём операций. Всё большее число юридических и физических лиц стремятся выйти на этот развивающийся сектор отечественного финансового рынка в качестве и покупателей, и продавцов. Некоторые из них хотят стать настоящими инвесторами, рассчитывая на часть доходов от дел, в которые вложены деньги, затраченные на приобретение ценных бумаг. Значительное же количество участников рынка государственных  ценных бумаг предпочитает видеть в них оптимальное орудие спекулятивных операций (тем более, что рынок негосударственных “ценных” бумаг принёс разочарования и прямые потери).

     В связи со стремлением  Правительства РФ использовать государственные краткосрочные и среднесрочные обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. ОВВЗ. 

     История облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) началась с банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР (ВЭБ) в 1991 году. Пытаясь сдержать инфляцию, государство решило воспользоваться валютными средствами российских и иностранных резидентов, сосредоточенными во Внешэкономбанке, что привело к замораживанию этих средств и фактическому банкротству банка. Для нормализации ситуации был произведен взаимозачет между кредиторами, что в итоге дало сумму долга в 7,885 млрд. долл.

     Согласно  Указу Президента РФ задолженность перед юридическими лицами должна быть покрыта облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 года до 15 лет. Порядок выпуска, обращения, погашения и налогообложения облигаций был определен Советом Министров РФ и Центральным банком РФ.

     ОВВЗ  являются документарными бумагами на предъявителя. Эмитентом облигации  выступает Министерство финансов РФ, валюта займа доллары США. Первый выпуск облигаций состоялся 14 мая 1993 года. Номинал облигаций: 1000, 10000 и 1000000 долл. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1, 3, 6, 10 и 15 лет. Доход по облигациям был установлен в размере 3% годовых в валюте, который выплачивается 14 мая каждого года. Всего с учетом купонных платежей за 15 лет государство должно будет выплатить 10,028 млрд. долларов.

     При обмене вкладов ВЭБ на облигации  преимущество было отдано коммерческим банкам, совместным предприятиям и  благотворительным фондам: им были выданы облигации ближних траншей. Два последних транша получили внешнеторговые объединения и предприятия.

     Некоторое количество ОВВЗ находится у Министерства финансов РФ: по просьбе ряда предприятий, особо нуждавшихся в средствах, оно покупало эти облигации у  некоторых из них. Однако по мере развития вторичного рынка этих облигаций  Министерство финансов РФ рекомендовало обращающимся к нему с подобным предложением предприятиям продавать свои облигации на рынке.

     Для формирования ликвидного рынка ОВВЗ существовали реальные предпосылки. В  их числе эксперты отмечали: бумажную форму выпуска (что предполагало большую прозрачность рынка и уменьшало контроль со стороны властных структур), высокий доход (доходность американских правительственных облигаций - US Treasuries - в 1,5-2 раза ниже), возможность спекулятивной игры на дисконте (в виду невысокого купонного процента на вторичном рынке облигации ВЭБ продаются с дисконтом от 70% до 20% в зависимости от транша). Российские инвесторы могли использовать курсовую разницу при инвестировании рублевых средств в ОВВЗ с последующим получением валютных ресурсов в момент обратной продажи.

     Однако  существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций 4-го и 5-го траншей, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, политическая неустойчивость, что увеличивало  риск вложений в долговые бумаги российского правительства. Именно это, в конечном счете, определило конъюнктуру рынка ОВВЗ.

     Главный фактор, повлиявший на конъюнктуру  рынка облигаций ВЭБ –уровень спроса со стороны иностранных инвесторов. При повышении спроса котировка росла, при уменьшении – снижалась.

     Возникновение ОВВЗ предполагало активное влияние  на рынок этих бумаг прежде всего  иностранных инвесторов, являющихся их основными владельцами. «Присутствие иностранных операторов на рынке  привнесло присущие им нормы и методы работы. Как известно, на западном рынке котировка государственных долговых обязательств зависит не только от экономической стабильности эмитента, сколько от политической конъюнктуры внутри страны. При этом дополнительными факторами являются базовые показатели развития экономики страны-должника, а также конъюнктура на мировом рынке долгов других стран».

     Развитие  рынка в течение всей его истории  полностью зависело от спроса и предложения  иностранных инвесторов и их интереса к ОВВЗ. Интерес инвесторов вызывали, прежде всего, облигации 2-го и 3-го транша, по которым погашение выглядит вполне реальным.

     Во  времена благоприятного развития конъюнктуры  рынка ОВВЗ, совпадающие со стабилизацией  политической ситуации в стране, иностранные  инвесторы увеличивали объемы своих вложений (особенно в облигации 1-3 траншей). Однако при первой же угрозе перемен или в преддверии крупных политических событий, влияние которых на рынок могло быть неоднозначным (например, президентские выборы), они стремились продать часть своих активов, вложенных в облигации ВЭБ. Такие действия приводили к падению котировок и сокращению оборота рынка.

     Болезнь Президента РФ Б.Н. Ельцина в 1996 г., активизация  в регионах оппозиционных партий, заявления отдельных политических лидеров о своей готовности возглавить правительство, участие России в военных действиях (Чечня) – все это оказывало негативное воздействие на рынок ОВВЗ.

     Характеризуя  состояние рынка ОВВЗ, специалисты  отмечали несколько существенных моментов. «Во-первых, поведение иностранных инвесторов показало, – писал А. Грабарев – что доходность дальних траншей ОВВЗ хотя и выше показателей американских «treasury bills» аналогичных сроков обращения, однако риск вложений в эти бумаги превышает нормативы допустимого для крупных американских и западноевропейских хедж-фондов. Последние оперативно изменили структуру своих инвестиционных портфелей, сократив долю бумаг 4-го и 5-го траншей и увеличив долю бумаг 2-го транша, погашаемого в мае 1996 года. Во-вторых, стало очевидно, что интерес иностранных стратегических инвесторов распространяется только на облигации 2-го транша, который будет погашен до проведения президентских выборов». Тем не менее, несмотря на локальные колебания, курсовая стоимость облигаций большинства выпусков ОВВЗ не изменилась. Хотя нестабильность политической ситуации не способствовала активности иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ, тем не менее сохранение высокого уровня их доходности, повышало привлекательность рынка ОВВЗ для иностранных инвесторов.

     Все же облигации ВЭБ были и остаются одним из самых нестабильных и подверженных частным колебаниям инструментов российского фондового рынка. Кроме внешних факторов (экономических и политических), негативно влияющих на их рынок, существует также ряд внутренних российских проблем, тормозящих его развитие:

Информация о работе Работа предприятия на фондовом рынке